
«Опыт, которого лучше было бы не иметь.»
Многие из тех состояний, которые мы считаем психическими расстройствами — клиническую депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство — можно рассматривать как излишнюю информированность.
То, что называют нормальным состоянием психики, это, соответственно — меньшая информированность.
Такие отклонения почти никогда не возникают на ровном месте, как правило, им предшествуют тяжелые жизненные обстоятельства, это жертвы домашнего насилия и очевидцы страшных событий.
Сточки зрения перспективы большей информированности, они те, кто знает больше "здоровых". Им известно, что тот, которого любишь и безгранично доверяешь может оказаться садистом; что твой лучший школьный друг, может зверски убить человека на войне; что мама может умереть и при этом не попасть в рай, потому что его нет.
"Здоровым" знакома только выносимая порция жизни, "больным" — ее невыносимая изнанка.
Жизнь "здорового" человека — это такая жизнь, которую он проживет так, чтобы не узнать ее изнанки, не стать чрезмерно информированным.
При этом информированными можно стать настолько, что это будет несовместимо с жизнью.
Чрезмерная информированность требует выработки соответствующих адаптивных механизмов, самые распространенные из которых алкоголизм, селфхарм, беспорядочная сексуальность и апатия. Такие люди часто неприятны нормальным и еще чаще самим себе, они живое свидетельство того, о чем мы не хотим знать.
Психиатрия и практическая психология во многом основана на защитном механизме человеческой психики — ложной надежде, что излишнюю информированность можно излечить, забыть и вернуть нормальность.
/Источник/
Journal information