
Чтобы быть умнее, чем есть - чтобы писатель мог написать персонажа умнее себя - надо спрессовать время, год думать и результаты изложить на странице, вот и будет умный персонаж.
А чтобы оказаться слабее себя, человеку надо попасть в густое время, где очень много событий. И тогда сразу появляется опыт слабости - во всех отношениях.
Обычно нашу современность характеризуют - в сравнении с XIX в. и всеми прошлыми веками - именно как более густое время, перемены частые. То есть мы условиями обречены на опыт слабости - примерно тот же, какой в еще более концентрированной форме получаем в игре.
Эта плотность событий создается техникой, конечно. А еще - плотностью населения, то есть растущая демография и городской образ жизни. Нехитрыми способами можно сделать ту самую загадочную операцию...
Обычно говорят: где же сейчас те великие люди, те мудрецы и герои, которые так часто рождались в прежние времена?
А вот же, изменились условия игры в жизнь, и те же по задаткам люди оказываются очень слабыми.

/Источник/
Советская матрица.
Еще раз о городах.
О плотности.
Journal information