evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Способность к действию



Сюжет литературного произведения — это всегда рассказ о том, как некто совершает нечто.
«Некто», если это человек, является героем, а «нечто», что ему удается или не удается совершить, определяется тем, что он может или мог бы сделать в зависимости от замысла автора и вытекающих отсюда ожиданий аудитории.

Литературные произведения поэтому могут быть классифицированы не по моральному признаку, а в соответствии с способностью героя к действию, которая может быть большей, меньшей или приблизительно равной нашей собственной.


1. Если герой превосходит людей и окружение по качеству, то он — божество и рассказ о нем представляет собой миф в обычном смысл слова, то есть повествование о боге.
Такие повествования занимаю важное место в литературе, но, как правило, не включаются в современные литературные классификации.
2. Если герой превосходит людей и свое окружение по степени, это — типичный герой сказания.
Поступки его чудесны, однако сам он изображается человеком. Герой этих сказаний переносится в мир, где действие обычных законов природы отчасти приостановлено; чудеса доблести и стойкости, несвойственные нам, естественны для него, а заколдованное оружие, говорящие животные, страшные ведьмы, великаны и чудодейственные талисманы перестают нарушать законы правдоподобия, как только норма сказки вступает в свои права. Здесь мы отходим от мифа в собственном смысле слова и вступаем в область легенды, сказки и их литературных вариантов и производных.
3. Если герой превосходит других людей по степени, но зависит от условий земного существования, то это — вождь.
Он наделен властью, страстностью и силой выражения, намного превосходящими наш собственные, однако его поступки все же подлежат критике общества и подчиняются законам природы. Это герой высокого миметического модуса, прежде всего — герой эпоса и трагедии, именно тот тип героя, который в первую очередь имел в виду Аристотель.
4. Если герой не превосходит ни других людей, ни собственное окружение, то он является одним из нас: мы относимся к нему, как обычному человеку, и требуем от поэта соблюдать те законы правдоподобия, которые отвечают нашему собственном опыту, это — герой низкого миметического модуса, прежде всего — комедии и реалистической литературы.
Выражения «высокий» и «низкий» не подразумевают сравнительной ценности произведений, а употребляются чисто схематически, подобно тому, как в протестантизме (уже — в англиканстве) условно выделяются «высокое» и «низкое» течения. На этом уровне автору нередко трудно бывает сохранит понятие «герой», употребляющееся в указанных выше модусах, в своем строгом значении.
5. Если герой ниже нас по силе и уму, так что у нас возникает чувство, что мы свысока наблюдаем зрелище его несвободы, поражения и абсурдности существования, то тогда герой принадлежит ироническому модусу.
Это верно и в том случае, когда читатель понимает, что сам находится или мог бы находиться в таком же положении, о котором, однако, он способен судить с более независимой точки зрения.

/Нортроп Фрай | "Анатомия критики"/

И, поскольку это соотношение между "способностью к действию" героя и аудитории плавающее - то восприятие одного и того же прозведения в разные жизненные периоды может меняться радикально.
Сам Нортроп Фрай в итоге систему закольцовывает - и у него герои Кафки из пятого пункта в итоге смыкаются с первым пунктом - "мифом о жертвоприношении".






Tags: Архетип, Культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Феномен самооптимизации сетевого потока

    Исследователи из группы киберфизических систем инженерной школы Университета Калифорнии в Витерби совместно с Иллинойским университетом в…

  • Лазейка

    Наследственность не обусловлена только генетическим способом передачи информации, т.е. генетика – лишь часть наследственности. Поскольку гены…

  • Homo affectus

    Исследование венского Научного центра медицинской статистики, информатики и интеллектуальных систем, продемонстрировала описание будущего,…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment