Опера безусловно одно из высших из искусств, и велик соблазн поставить на фильм-оперу как на предельный синтетический жанр, который сочетает в себе все преимущества всех жанров.
Но тут мы вдруг сталкиваемся с противоположностью оперы и кино, которая оказывается противоположностью двух эпох и двух форм культуры.
Музыка и песня в опере не аккомпанемент действия.
Здесь они средство выражения чувств. Поэтому каждое действие персонажа оперы предваряется именно таким подробным выражением, а иногда и заменяется им.
То есть мы можем не видеть самого действия, но только переживания по его поводу – до него или после него.
Персонаж оперы не может петь “вот сейчас я бью рукой, а теперь я бью ногой”. Он должен по сути обосновать, что он сейчас сделает или уже сделал, тем, что у него на душе. И благодаря тому, что он должен рассказать о своих чувствах, иногда в самых мелких деталях, мир чувств оказывается пронизан разумом – чувства превращаются в аргументы.
Так рождается целая культура, в которой люди не только действуют, не только испытывают физиологические потребности и прочее, но постоянно занимаются своими переживаниями, улавливают их тончайшие оттенки, систематизируют их, развивают язык для их выражения.
Так в центре внимания человека оказывается его душа.
Как сосредоточение на музыке и песне, их возможность и необходимость обращают нас к переживаниям и подчиняют им всю историю, так сосредоточение на изображении, возможность и необходимость видимого дива, спецэффекта, обращают нас к “событиям” и “действиям”, подчиняют всю историю им.
Это совершенно другая культура.
Здесь человек действует – либо “по рациональным мотивам”, которые не имеют никакого отношения к рациональности, либо просто так, ради самого действия. Представим себе истории супергероев как оперу. Вместо того чтобы мочить друг друга, они останавливаются и выражают свои чувства, обосновывают свои намерения, даже вступают в дискуссии.
А теперь представим себе “Орфея” в виде просто фильма.
Что там показывать?
Нечего.
Потому и не показывают.
Огромная часть мировой культуры, а это тысячи историй, просто ушла из нашей жизни и активно заменятся другой.
Понятно, что это не просто замена одних шоу другими. Это замена одного типа людей на другой.
Другой хотел бы действовать, как супергерои, но не может, однако мира чувств для него тоже нет. Он не понимает ни своих чувств, ни чувств другого и пренебрегает ими.
Язык метафор обратился в язык сводок: “они встретились”, “она сказала”, “он передал”, “оно укусило”, “взрыв, стрельба, трупы”. “Эпитеты” тут выглядят глупым излишеством.
/Источник/
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №1
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №2
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №3
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №4
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №5
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №6
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №7
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №8
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №9
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №10
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №11
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №12
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №13
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №14
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №15
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №16
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №17
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №18
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №19
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №20
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №21
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №22
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №23
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №24
Journal information