evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Стандарт оценки искусства



Иоганн Иоахим Винкельман в «Истории античного искусства» 1764 года, взялся более последовательно, чем кто-либо до него, доказать, что существует неразрывная связь между искусством и политикой: лучшее искусство, настаивал он, создается во времена лучшей политики.
Иными словами, он как будто доказывал, что историю цивилизации, ее подъемов и упадков можно проследить через историю подъемов и упадков изображения человеческого тела.




Греческий культурный переворот с характерным для него стилем изображения человеческого тела имел для нас значимые последствия. Мы можем не замечать этого, но наследие античного мира по-прежнему сильно — его влияние не осталось в далеком прошлом. То, что мы называем «классическое искусство», получило долгую историю, которая не окончена по сей день. Со времен европейского Возрождения, начиная с XIV в., оно постоянно пересматривалось, переосмыслялось и приобретало все большее значение.
Воспринимаемое не просто как эталон, к которому следует стремиться, классическое искусство превратилось почти что в барометр самой цивилизации — во всяком случае одной из ее версий.



Чтобы понять, что за этим стояло, мы должны последовать за классическими статуями Древней Греции и Рима, которые покинули первоначальную среду обитания и к XVIII в. оказались совсем в другом мире, на севере Европы, украсив собой особняки и дворцы. Одним из таких дворцов был Сайон-хаус — расположенная в пригородах Лондона изысканная загородная резиденция герцога и герцогини Нортумберлендских. В середине 1700-х она была превращена в воплощение античного мира классического периода.
Для начала портреты джентльменов XVIII в., одетых в римские тоги, побуждают нас преодолеть дистанцию между античным и современным миром и увидеть связь между античными и современными добродетелями. Но главный зал заводит нас еще дальше по этому пути.
На стадии его оформления много обсуждалось, какие там должны быть статуи, что где поставить, и план не раз менялся.
Финальный вариант представляет собой красноречивое противостояние, когда в декорациях главного зала сталкиваются два шедевра древней скульптуры, демонстрируя зрителям совершенно разные образы мужественности и мужского тела. На одном конце зала стоит копия статуи «Умирающий галл», изображение плененного варвара с мускулистым телом (люди XVIII в. принимали его за умирающего гладиатора), который с достоинством принимает свое поражение.



Но его навсегда затмила другая фигура, противопоставленная ему и расположенная в другом конце зала. Это несколько ненатуральная версия мужественности — копия «Аполлона Бельведерского», статуи, которая может считаться символом греко-римского стиля. Относительно времени и места ее создания ведутся споры. Была ли она изваяна в Греции около 300 г. до н. э.? Или это гораздо более поздняя римская «копия»? В любом случае в XVIII в. это было самое знаменитое произведение искусства западного мира.



В этом изваянии многих восхищает то, как скульптор сумел изобразить момент отдыха: бог только что выпустил свои стрелы, и теперь его мускулы расслаблены, в его позе сочетаются сила, величавость и покой.
«История античного искусства» Винкельмана превратила «Аполлона» из просто скульптуры почти что в символ самой цивилизации.

«Аполлон», несомненно, олицетворяет наивысшая точку, высший подъем цивилизации…



На севере творческая фантазия воплощалась в образах страха и тьмы.
Эллинистическая же творческая фантазия воплощалась в гармонии тела и разума. Греческая скульптура, изображающая человеческое тело и появившаяся в результате культурного переворота, стала маяком западной цивилизации.


Но наследие Винкельмана глубже. Пусть даже зачастую мы не подозреваем о его воздействии, оно по-прежнему предлагает западному зрителю готовый стандарт оценки искусства других культур.
Это линза, которая местами дает искажение и мешает, но от нее трудно отказаться.




/Мэри Бирд | "Цивилизации. Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней"/



Tags: Культура, Цивилизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Музыкальная пауза

    2017 Blues in hoss' flat SANT ANDREU JAZZ BAND "Hotter Than That" - Wynton Marsalis Tentet with Vince Giordano All That Jazz (Bob Fosse…

  • Разжать ладонь

    Поймать... закат, и яблоко, и тьму, Дом, стену, статую и улицу саму, Лежащей женщины лодыжку, шею, рот, Потом разжать ладонь. О, сколько птиц…

  • Бимодальная концепция агрессии

    В своей монографии Richard Wrangham «The Goodness Paradox: The Strange Relationship Between Virtue and Violence in Human Evolution» высказывает…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments