
По Аристотелю человек - ζῷον λόγον ἔχων
Это можно перевести множеством способов:
Живое существо наделенное разумом, мыслью, словом.
Но есть и другая формула - ζῷον ῥῆμα ἔχων
Говорящее животное.
Где ῥῆμα от εἴρω, говорю (акт) – того же корня, что ирония (возможно).
Язык несомненно важен в понимании, так кто же такой человек?
Жильбер Дюран вводит понятие «Les structures anthropologiques de l’imaginaire».
Он утверждает, что человек есть имажинэр.
Имажинэр (воображение – воображаемое-воображающее) не свойство человека, но сам человек.
«Имажинэр» – некое первичное свойство, представляющее собой одновременно:
· воображение как способность (инстанция);
· то, что воображается (воображаемое, представленное, искусственно воссозданное через фантазию);
· того, кто воображает (воображающий, источник появления фантазии);
· сам процесс (воображение как функция);
· и нечто, что является общим и предшествующим и тому, и другому, и третьему (собственно имажинэр).
Имажинэр не душа, но и не психика. Имажинэр первичен.

Так вот, разные режимы имажинэра проявляются в риторических фигурах. А по Дюрану, имажинэр и есть человек.
Поэтому риторика становится важнейшим полем развертывания имажинэра.
Человек экзистирует в языке.
По Дюрану и логика и риторика рождаются из имажинэра.
Где риторика есть отступление от логики, ее склонение, искажение, игра с логикой.
Для риторики и ее зоны характерна ирония (риторическая фигура). Ирония есть высказывание не того, что подразумевается.
В каком-то смысле все фигуры риторики – ироничны.
Важнейший элемент риторики метафора.
Метафора – это перенос.
Метафора и ирония описывают сущность риторического.
Это нарушение логики, раздвоение, построение новой онтологии - риторической.
«Как».
Метафора строится по формуле: одно как другое, это как то.
В этом метафизика «как».
Как – это связь, но связь всегда между одним и другим. И как бы тесна она ни была она никогда нет приведет к полному отождествлению.
В риторике в отличие от логики нет строго одного и другого.
Одно уподобляется другому. Одно как другое. Но…

Сущность человека в «как».
Человек не вырезан из мира, он находится между самим собой и миром.
То есть человек есть не то, к чему применяются метафоры, но сама метафора.
Человек есть метафора («как» - знак, символ)
Если человек есть метафора, то он не есть только он сам.
Он есть символ, символ самого себя.
Человек есть связь, есть «как». Он иконичен и символичен в своей основе.
И именно это полнее всего обнаруживается в первоночальном театре, в театре каким он изначально задумывался.
Метафорой человека является - маска/персона.

/Источник №1//Источник №2/
Journal information