evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

"Васю убили"



В продолжение тем:
Гипотеза тотемического цикла.
Философия Мифологии.
"Козёл отпущения".

В основе любой мифологии, любой культуры и общества, а также в фундаменте появления человечества как такового находится условно реальное и периодически повторяющееся событие — священное жертвоприношение, убийство толпой жертвы отпущения.


Рене Жирар убедительно возводит всю мировую мифологию к гонительским эксцессам: сперва гонители убивают чужеземца, или иную виктимную личность (или группу), а затем воспроизводят убийство в ритуале.
Затем (у потомков) гонительский экстаз ослабевает, ужас убийств невинных жертв создаёт растущий дискомфорт (как бы не пришлось отвечать, да), и тогда развивается мифология, из поколение в поколение всё более затемняющая первоначальный смысл убийства.


Гонители сперва убивают жертву, а затем провозглашают её богом.
Первая жертва становится центральным объектом культа, а следующие - его ипостасями, аватарами, или просто "святыми".
Как выражается Галковский, "Васю убили".
За Васю ща всех уделаем. Идёт толпа погромщиков (убивших Васю) и убивает "за Васю". Всех, кто не готов подчиниться толпе и играть в её религиозные игры. Или просто так, для острастки. Васю забрал на небеса Юпитер, или Магомет. Ах ты не веришь - сууука! Да ты Васю убииил! За оскорбление чувств верующих - на кол. А потом с кола - и в святые, Вася №2, 3, 10, 100 и далее везде.

Культура тщательно скрывает тот факт, что убийцей на деле является не какое-то другое божество или группа божеств. Убийца — это всегда сам субъект, и некоторые особо впечатлительные натуры даже догадываются об этом. Поэтому миф систематически вводит парных персонажей, тем самым дополнительно скрывая неприятную истину о том, что это действительно все мы (а также высшая инстанция сакральности) повинны в умерщвлении невинного божества добра и света, повелителя смерти и тьмы, казни необходимой и желанной, но от этого не менее ужасающей и горестной.
Магизм неразрывно связан с человеческими жертвоприношениями, причём, это он их производное, а не наоборот. Иррациональное необходимо для оправдания убийств невинных, каковые необходимы варварам с целью канализации агрессии в условиях социального кризиса (ради избегания многовековых цепочек кровной мести и, в конечном счёте, состояния войны всех против всех).

"Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман."
/М.И.Цветаева/

Жирар, оперируя понятием «мимесис», пытается понять психическое устройство смертных, создавая простую и универсальную модель субъекта:

Мимесис (или мимезис) обозначает единственный и универсальный путь, которым следует желание субъекта, — путь копирования и заимствования.
Смертные не рождаются с желаниями.
Понятное дело, что они хотят есть и пить, но даже жажда и голод субъекта — это нечто иное, совершенно не аналогичное потребностям животных.
Желания — это исключительно человеческая конструкция, имеющая собственные законы функционирования, по версии психоанализа, радикально отличные от того, что мы встречаем у животных, а по версии Жирара, радикально отличные от того, что заявляют психоанализ и философия.
Изначальная позиция желания у субъекта — это отсутствие, пустота.
Но не отсутствие объекта желания, а отсутствие самого желания, наличие которого, однако, кажется ему необходимым.

Единственная возможность начать желать — это научиться этому, а учатся все смертные у культуры, и прежде всего — у ближайшего окружения.
Так желание родителя становится желанием ребёнка, что вполне может стать началом соперничества, поскольку смертные, а особенно взрослые смертные во всех других видят и часто даже верно распознают конкурентов, претендующих на то же, что и они. На ресурсы, достижения, других смертных и прочие фантазматические блага, достижение которых никогда не приносит достаточного наслаждения, поскольку на деле субъект всегда жаждет Бытия, утраченной сакральности, которой божество награждает победителя, чтобы тут же отнять. Каждого ребёнка едва ли не насильно втягивают в эту изощрённую безумную пляску, которая в своём пределе всегда грозит обернуться кровопролитием и эскалацией насилия, которое уравнивает всех соперников, превращая их в гомогенную массу чудовищ — то состояние, из которого мы все произошли.

В достаточно хорошо функционирующей культуре есть множество возможностей для обхождения и частичного снятия этой проблематики, но это уже отдельная история.

Всё то, что пишет Жирар, применимо не только к пониманию мифологии и общества, тесная связь которых проглядывает здесь особенно явно.
Мифоструктура соответствует социоструктуре, и обе они соответствуют психоструктуре частного субъекта.
Психоструктура может появиться, лишь если переполняющее её насилие будет сконцентрировано и отправлено вовне — за границу субъекта. Оно должно быть спроецировано во внешний мир или отброшено в появившееся специально по этому случаю бессознательное (хотя самого Жирара воротит от этого концепта).

Любая структура — это, как отмечает Жирар, прежде всего система различий, будь она психической, социальной или любой другой.
И она всегда зиждется на первом различии — на выделении козла отпущения, через которого проходит ось мироздания. Дьявол предшествует Богу, поскольку лишь своим отпадением от целого он учреждает целое как Закон и Небесный Престол, а вместе с ними возникают из небытия и его мрачные владения, расположенные крайне близко к этому Небытию, на самой границе культуры и Творения.

Структура остаётся неизменной, как и определяющие её законы.
Именно поэтому Миф происходит всегда, потому что в мифе, пусть и в более-менее завуалированной форме, выражены все эти законы.


Существование субъекта начинается с жертвоприношения, с убийства, пожирания и изгнания.
Эту трагедию некоторые могут соотнести с травмой рождения. Но миф о травме рождения, если прилагать его к живым людям — это идиотизм, хотя его мифическая подоплёка более чем прозрачна.
Субъект не начинается с рождения, субъект начинается с того момента, когда он становится субъектом, собирая себя из первобытного органического супа ощущений и переживаний.
Но для того, чтобы провести первую границу, необходимо избавиться от той силы, которая противоречит самому наличию границ: разрубить хаос на части и изгнать священное прочь, избавить себя от раздирающего изнутри разрушения, но также и от силы, которая даёт начало всему.
Происходящее с субъектом жертвоприношение — это выдворение вовне одного из элементов психоструктуры, внутреннего квази-объекта, и этот акт уже сам по себе определяет, где находится «здесь», а где «вовне».

Вовсе не закон порождает преступление, но преступление, угроза различию, становится причиной и основанием Закона.

/Источник №1//Источник №2/




Tags: Культура, Магия, Общество, Философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О функциональных системах

    Система — целое, составленное из частей, их соединение. Функциональная система — это временная, динамическая, саморегулирующаяся организация -…

  • Читать?

    Читать? Какое необыкновенное, изумительное ощущение! А для всех "окружающих это казалось вполне естественным: логическое продолжение событий,…

  • Человека формирует...

    Мне больно и страшно слышать рассуждения о том, что у наших детей слишком легкая жизнь, мало трудностей и лишений. И что от этого, дескать,…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments