evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Теория медиа Маршалла Маклюэна



"Мы предаем формы нашим инструментам, а они придают форму нам."
/Маршалл Маклюэн/

Направление человеческой истории зависит от характера медиа, используемых людьми.
Медиа – это, разумеется, не только СМИ. По сути, это любой посредник между человеком и внешней средой или другими людьми. Бутылка, стихотворение, стул, каталог мебели, машина, диафильм – все это в равной степени является средством коммуникации.
Любое средство коммуникации – это вынос вовне и расширение некой функции человеческого организма.
Человек оказывается чем-то вроде спрута. Постоянного расползающегося, расширяющего свой организм, стремящегося проникнуть во все уголки внешнего мира и приспособить их под свои нужды.




Картинка кликабельна

По мнению Маклюэна все средства массовой информации можно разбить на две большие группы:
«Горячие» медиа, которые задействуют максимальное количество механизмов восприятия.
Поскольку основным результатом потребления информации является извлечение смысла, выделяются СМИ подающие информацию в удобной форме, не требующей дополнительных усилий для осмысливания. Так, телевидение, видеоблоги несомненно оказывается удобной формой потребления информации, когда зрителю обеспечен максимальный комфорт и удобство.
«Холодные» медиа, подающие информацию в неудобной форме, требующей дополнительных усилий от потребителя информации.
Они используют один, максимум два способа передачи информации и заставляют реципиента напрягать воображение для «домысливания» смысла информации.
Например, книги (особенно научные) несомненно оказываются некомфортным носителем информации, требующим от читателя максимального внимания и дополнительного включения воображения.


Средства коммуникации развиваются, меняется их температура и влияние на общество.

Маклюэн выделяет три основных исторических этапа:
Первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации, основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира.
Племенной мир в чистом в виде – это мир без письменности, мир, который формируется устным общением как особенным средством коммуникации.
Звук – вот что играет в нем ключевую роль. Это означает, что пространство, в котором живет племя – это, прежде всего, пространство акустическое. Для Маклюэна очень важно то, что звук принципиально отличается от зрительного образа. Он вездесущ, настигает нас, где бы мы ни находись. От него невозможно «отвести взгляд». Поэтому акустическое пространство – это пространство максимально заполненное, сплошное. Из-за этой вездесущности звука племенной человек живет, находясь будто бы в постоянной связи со всем миром. Он ощущает себя оголенным нервом, реагирующим на любой раздражитель.
«Магически звучащий мир симультанных отношений» – так Маклюэн характеризует устную, племенную вселенную. Этот мир, конечно, «холоден» – его пространство не структурировано, а жизнь в нем подчиняется неписаным правилам. Обратная сторона этой вовлеченности – постоянное существование в мире страха, в мире выживания.
Страх – это нормальное состояние любого устного общества, поскольку в нем постоянно все действует на все.

Письменно-печатная культура, эпоха дидактизма и национализма, заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом, деколлективизацией и детрайбализацией.
Постепенное разрушение мира устного слова начинается с изобретением фонетической письменности. Пиктограмма еще сохраняет аудиальный характер. Иероглифическое письмо не противостоит акустическому пространству, а просто переводит его на язык символов.
По-другому дело обстоит с фонетическим алфавитом. Из образов он превращает слова в конструкции из стандартизированных элементов. Отделив слово от его непосредственного звучания, фонетическое письмо вырывает человека из переплетений племенного мира. Алфавит предполагает разделение слова на ряд однотипных визуальных элементов, расположенных в линейном порядке. Это создает в обществе, использующем его, предрасположенность к такому же отношению к познанию и взаимодействию с реальностью. Предрасположенность к делению любой проблемы или ситуации на части и последующему последовательному продвижению от одной части к другой.
Если акустическое пространство было цельным и замкнутым на себе, то фонетический алфавит разомкнул мир, разбив его на множество унифицированных элементов.
Новый мир – это мир экспансии.
Механицизм, позволяющий создавать цепи последовательных действий, открывает новые возможности для политического администрирования – появляются империи и новые рациональные бюрократические системы. Коммуникация становится «горячей» – общество структурируется посредством четких приказов и команд, не предполагающих племенной «холодной» диалогичности.
Одновременно с этим из представления о мире как о соотношении отдельных элементов рождается феномен индивида и индивидуализм. До возникновения фонетического алфавита человек не воспринимался как независимый и отдельный от остальных субъект. Теперь же индивидуальные ценности и понятие индивидуальной вины замещают коллективистское представление о корпоративной ответственности.
Тем не менее, все эти процессы некоторое время протекают параллельно существованию старого мира, не становясь доминирующей тенденцией. Все изменяется с приходом печати. Изобретение Гутенберга делает возможным массовое производство книг и распространение грамотности. Начинается глобальное переформатирование сознания всего земного шара. Каждый теперь – индивид.

Современный этап, возрождающий естественное аудиовизуальное, многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе — через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.
По мнению Маклюэна, трансформация печатной цивилизации начинается с появлением электричества. Парадоксальным образом электричество не продолжает индивидуализацию и рационализацию, запущенную печатным станком, но наоборот – возвращает мир в племенное состояние. Если механистические «расширения» нашего существа выносили за пределы тела лишь определенные части нашего организма, то электричество, по сути, расширяет вовне всю нервную систему.
Его характер прежде всего органический.
Для Маклюэна электрические системы, как и организм, представляют собой совокупность элементов, находящихся в состоянии постоянной взаимной коммуникации, а не односторонней последовательной и иерархической связи.
Если печать взорвала мир на мириады отдельных, но стандартизированных элементов, то электричество связывает его обратно в органическое целое.
Этот процесс Маклюэн называет имплозией – взрывом вовнутрь. Именно поэтому мир теперь – глобальная деревня, где события, происходящие в тысячах километров от нас порой имеют не меньшее значение, чем то, что происходит на соседней улице. Это закат эры индивида – электричество сплавляет нас в единое целое, уничтожая иллюзорные перегородки между «частными жизнями».
Разумеется, возвращается и постоянное соседство ужаса.




Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ.

Наиболее простым средством массовой информации является электрический свет, который создаёт окружающую среду посредством простого присутствия.
Электрический свет — это чистая информация.
Электрический свет не обладает никаким контентом, но тем не менее позволил людям с пользой использовать ночное время и сделал экономическую деятельность современного общества круглосуточной. Схожим образом телевидение, радио, интернет и другие средства массовой информации оказывают огромное и непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования.

Средство передачи сообщения само является сообщением.

Маклуен описывает медиа близко к первоначальному значению этого слова - "посредник".
И формулирует свои принципы с точки зрения взаимодействия (коммуникации) объектов (людей, систем) через медиа друг с другом и с окружающей средой.
Эти четыре прнципа были озвучены следующим образом:


Характеристики Медиа: восстановление, расширение, переход в противоположность, устаревание.

Каждая новая технология влияет на расширение возможностей определенного органа или определенной способности (что усиливает Медиа?).
Если одна из частей вашего восприятия усиливается, то как в законе сохранения энергии, другая часть подавляется (что Медиа делает устаревшим?).
Содержание любого медиа-средства - это старое средство передачи информации, то есть каким бы новым не было средство передачи информации, все равно он включает в себя старую форму (Как восстанавливаются Медиа из того, что устарело раньше?).
Каждая форма склонна к самосовершенствованию, если она доведена до лимита своих возможностей (Как отразится средство на нас, когда он исчерпает свои возможности?).

/Источник №1//Источник №2/




Tags: Информация, Культура, Общество, Цивилизация, Язык
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Музыкальная пауза

    Avenged Sevenfold - So Far Away John Frusciante - Wayne Bossa nova Josh Groban - Un Giorno per Noi Oblivion by Nadia Kossinskaja…

  • Право быть аристократией

    Аристократы в Римской империи всегда знали, что из самой безвыходной ситуации всегда есть выход - покончить с собой каким-нибудь изящным способом,…

  • Это и есть путь

    - Какой же духовный путь правильный? - Просто расслабься, девочка. Человек не может ходить по путям. - Почему? - Да потому, что он прибит…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments