evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Субъект



Центром психоаналитического знания является знание о субъекте - такой формации человека, которая возникла в Новое время. Эта структура человеческого обладает набором характерных черт, которых не было ранее, и связанных с ними проблем. Центральной проблемой человека Нового времени является невроз навязчивости или обсессивный невроз.

История формирования субъекта современного типа, согласно психоанализу, началась с Декарта.
Вот как об этом говорит психоанализ:


В начале 17 века великий философ раннего Нового времени Рене Декарт установил усмотрение человеком самого себя, то есть своего сознания. Метод радикального сомнения Декарта заключался в том, что человек, подвергая сомнению все, останавливался на том единственном, что существует: если я сомневаюсь, значит есть то, что сомневается, значит я существую. Впоследствии с той или иной степенью достоверности Декарт вывел из этой истины существование Бога и внешнего мира, а субъект Нового времени пустился в интересные игры, которыми вы можете заняться прямо сейчас: "Я думаю, что я сейчас думаю, значит я существую", сомневаться можно в чем угодно, в существовании внешнего мира (мы лежим в Матрице, все ощущения непосредственно транслируются нам в сознание тем, что Декарт назвал Злым Гением), но сомневаться в том, что я сейчас думаю, в чем-то сомневаюсь, думаю, что я сейчас думаю, тем самым обнаруживаю себя, то самое сознание - в этом сомневаться невозможно.
Если ты думаешь, значит есть ты, который думает.

Великое открытие Декарта.

Там было еще много чего.
Из метода Декарта выросла наука, все наше время, цветы и плоды, которые мы сейчас пожинаем и которые горьки. Люди теперь думают, что они алгоритмы, программы, роботы, что их и вовсе не существует. Но где-то на периферии идет работа со знанием о сознании: тут и квалиа, и "если испытываешь боль, значит ты жив" Уоттса.
Не важно, сформировал ли Декарт современного субъекта, или же Декарт кое-что верно подметил о стадии эволюции души человеческой, которая пришлась на раннее Новое время.
Важно что в начале Нового времени возник субъект, который может непосредственно осознавать себя, понимать, что он думает о себе, понимать, что он в данный момент воспринимает эти квалиа в своем феноменальном поле сознания.

За это знание пришлось заплатить.

Психоаналитики называют это удвоением означающего.
Можно назвать это расщеплением субъекта. Дело в том, что Вы может думать о себе, только когда есть некое удвоение. Вы как бы должны выйти из себя, чтобы посмотреть на себя со стороны.
Вот она цена, и из нее много выросло: невротический субъект, склонный к пряткам внутри своего Я и сторонящийся узнавания со стороны внешнего мира, панические атаки, разделение высказывания на содержание и акт высказывания, зацикленность на невротических повторах незавершенных частей действия, проверках, навязанных себе испытаниях.
Все бытие субъекта отравлено этими увечьями.
Субъект - это тот, у кого вечно все валится из рук, кто не может реализовать свое желание, кто сам портит свое наслаждение. И вместе с тем в этом и заключается благородная его суть субъекта. Он более не высокоточная зверушка Эдемского сада. Теперь в нем - сознание, этот луч феноменального поля квалиа, духовного мира, который освещает бесконечную черноту мира-хаоса, и вместе с тем это проклятье человека, его ущербность.



Согласно Лакану, структура субъекта или ситуации, в которую вовлечен субъект, имеет форму бутылки Кляйна.
Отличительные черты этого объекта - "смотрение" объекта на самого себя боковой трубкой и топологический изъян в процессе этого "смотрения" - место пересечения объектом себя сбоку. Этот изъян проявляется на индивидуальном уровне или на уровне общественном. На уровне желания он проявляется как желание, которое пересекает сбоку само себя и тем самым мешает само себе.

Например, это те самые моменты, когда человека охватывает боязнь чистого листа, и он не может начать действия. Ну, или в сексуальной сфере. Когда человек испытывает влечение, но когда приходит момент реальной встречи с объектом своего влечения, желание вдруг пропадает, а приходит например беспокойство и волнение, с которым человек не может справиться. И часто это трагедия. Вместо реализации желания в наслаждение с объектом своего желания человек выбирает забвение прокрастинации своего покоя и одиночества.

Еще одна сумма, уплаченная человеком за право быть сознанием, - это бессознательное.

Бессознательное - бешеный реактор, который дает вам как изменчивость, так и канализированность вашего поведения. Вы каждый день просыпаетесь иными. Прежними тоже, но и иными. Это тоже залог того, что Вы можете выйти из себя, чтобы посмотреть на себя и зафиксировать свое существование. Сегодня Вы умиротворены, а завтра проснулись в злом настроении. Это непрерывное изменение состояний реактора бессознательного.

Проблематика сбитого с толку, дезориентированного, расщепленного на Я и наблюдащее это Я некое другое Я субъекта доходит до весьма впечатляющих эффектов и особенностей структуры.
Например, такая вещь как стыд. Стыд и вытекающие из него невротические следствия возникают не сразу после инцидента, а впоследствии. И между этим инцидентом и моментом возникновения стыда по его поводу присутствует временной зазор, заполненный работой рефлексии или бессознательного.
Такие темпоральные, зацикленные эффекты сродни всей судьбе обсессивного невротика, который обречен узнавать о своем неврозе, предпринимать попытки борьбы с ним, что тоже является частью невроза. В этом и удивительная фрактальная спираль невроза навязчивости. Определенными этапами развития невроза является увеличение субъектом осведомленности о своем неврозе и длинная история противодействия ему.
Здесь мы приходим к еще одному аспекту топологии современного субъекта в виде бутылки Кляйна - проблема воли субъекта изменить положение дел и вопрос прямого влияния.

Наличие у человека сознания и рефлексии позволяет ему влиять на автоматизмы, которые составляют его бытие. Но, с другой стороны, именно сложная топология современного субъекта в виде бутылки Кляйна, которая пересекает сама себя, приводит к тому, что желанию субъекта что-то мешает, и это что-то - это само желание субъекта, а прямая попытка воздействия волей после саморефлексии приводит у субъекта Нового времени к провалу таких попыток. При увеличении вашего активного вмешательства в вас самих и ваше бытие, происходит последующая реакция от вас - например, в виде вторжения бессознательного.

/Источник/


Вдогонку: Качество зеркал.



Tags: Сознание, Философия, Человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Высоты личности

    Австрийский психиатр, психолог, невролог Виктор Франкл известен всему миру как создатель популярного направления в психотерапии, которое…

  • Три категории типов испытываемого счастья

    Недавно сформулировалось в математических терминах: люди делятся на три категории по преимущественному типу испытываемого ими счастья. 1)…

  • А есть ли смысл заниматься смыслом?

    Ещё с отроческих лет в память мою попала - невесть откуда - легенда о неком учёном мусульманине, который хотел постигнуть всё целое, но дела…

promo evan_gcrm март 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment