
• Единственное территориальное социальное образование - племя на своей земле либо союз племен, охватывающий территорию не более чем на 4-9 дней пути. Большие пространства суши при тех транспортных средствах ни защитить, ни даже контролировать невозможно.
• Торгуют племена с племенами, поэтому договорным лицом является племя, а не персона и даже не семья. Внутриплеменной торговли нет. Барыш от внешнеторговой деятельности распределяется в парантелах и фратриях племени в соответствии с их статусом.
• Поскольку вся торговля внешняя, торговые фактории, охраняемые огороженные эмпории, а затем и города ставят строго инородцы; на своей территории, в отсутствие внутриплеменной торговли, торговая точка лишена экономического смысла.

• Античная империя это сеть факторий торгового племени, наброшенная поверх чужеродных племенных территориальных образований. Земля под факторией принадлежит местному племени и арендуется империей на договорных условиях.
• Империя и аборигенное население не воюют в силу принципиального отсутствия конфликта интересов. Империя не претендует на основные фонды племен: пашни, пастбища, охотничьи и рыболовные угодья. Племена не претендуют на основные фонды торговых племен: корабли, пристани, склады и прочие строения. Это разные, взаимно неприемлемые и часто взаимно табуированные миры.

• В силу зафиксированного выше войны античных империй это всегда войны купцов с купцами и городов с городами, никак не решающие судьбу территорий. Победа условной Персии над условной Ассирией не передает победителю аборигенных земель и народов, - только города и рыночные ниши.
• На ранних этапах оправдан перевоз только сверхдорогих товаров: металлов, лекарственных средств (опий, каннабис, ртуть), соли и предметов роскоши (кораллы, жемчуг, самоцветы, редкие ткани). Перевоз продуктов питания, леса, сырья достаточно долго невыгоден, а потому большие флоты и суда с большим водоизмещением не нужны.
• Перевоз товаров гужевым транспортом слишком дорог, а потому является исключением и применяется, в частности, на волоках между разными речными бассейнами.

• В силу зафиксированного выше войны империй идут преимущественно на реках; армии, провиант и оружие доставляются судами. Если империя вторгается в другой речной бассейн, неизбежна переброска войск, провианта и оружия через волок, а потому волок не может быть чрезмерно длинен.
• Максимальная длина похода не по реке - все те же 4 дня пешего или 9 дней конного (если есть кони) пути: далее этого срока обеспечение похода провиантом становится математически нерешаемой задачей. Это немного: в 18 веке немецкое воинское подразделение шло 200 километров порядка двух недель - по обустроенной центральной Европе, с отлаженным снабжением и оборудованными водопоями.

• Максимальная длина волока многократно короче, главным образом, потому, что приходится решать задачу переброски судов. Армия вторжения не может рассчитывать на аренду судов на той стороне водораздела, поскольку все суда в другом бассейне принадлежат другой империи. Поэтому 2-3 дня, то есть, 30-45 километров волока для армии можно счесть абсолютным пределом. Эти цифры позволяют резко сузить области допущений и нормализовать античную географию.
/Источник/

Картинка кликабельна
Journal information