
Исследование венского Научного центра медицинской статистики, информатики и интеллектуальных систем, продемонстрировала описание будущего, будущего что ждет земную цивилизацию в результате происходящей смены когнитивной модели поведения, ориентированной на рациональность, на модель, ориентированную на эмоции.
Вместо формирования более сложной формы рациональности и перехода от когнитивной модели поведения Homo sapiens (человека разумного) к модели Homo sapientissimus (человека разумнейшего),
Происходит переход к когнитивной модели, ориентированной на эмоции — модели Homo affectus (человека эмоционального).
Итогом такой смены когнитивной модели поведения может стать превращение человека из Homo sapiens в Homo stupiens (человека глупого), с вытекающим из этого ростом рисков гибели цивилизации перед лицом неуклонно возрастающих экзистенциальных угроз.
Всеми своими достижениями за последние 5000 лет человечество обязано масштабированию кооперации людей. История цивилизации показывает, что путем неограниченного сотрудничества люди способны воплощать, казалось бы, недостижимое.
Однако, за последние несколько десятков лет в наиболее развитых странах все более явственно проявляется обратный тренд — раскол и поляризация общества.
На лицо опасный парадокс:
• уровень вызовов перед человечеством растет, и уже сформировался целый спектр глобальных экзистенциальных угроз, ставящих под вопрос выживание земной цивилизации;
• вместо масштабирования сотрудничества для борьбы с этими вызовами, нарастание раскола и поляризации общества по отношению к каждому из них.

Изменение мнений и их общего баланса в двумерном пространстве мнений. Каждая черная стрелка представляет собой результирующее изменение мнения, заданное взаимодействием между i и j.
а) Баланс мнений i и j
b) Изменение евклидова расстояния социальных отношений oi и oj в результате взаимодействия.
Причем поляризация не только сдерживает масштабирование сотрудничества, но и препятствует ему в принципе из-за клинча противоположных стратегий.
Попытки понять истоки и движущие механизмы поляризации привели к выявлению нарастания в мире аффективной поляризации, при которой не только поляризуются мнения сторон, но и сами стороны все больше не любят и не доверяют друг другу.
Углубление поляризации характеризуется:
• все большим расхождением позиций сторон — углубление пропасти между мнениями сторон;
• нарастанием идеологической непоследовательности: позиция по любому вопросу у «наших» — верная и полезная для общества, а у «чужих» — ошибочная, вредная и опасная; иными словами, позиции субъектов по любому вопросу зависят от их позиций по другим вопросам.
В ходе исследования венского центра изучения наук о сложности, авторы идентифицировали предельное состояние поляризации, назвав его гиперполяризацией. Это состояние характеризуется сосуществованием экстремальных расхождений и предельной идеологической непоследовательностью в многомерном пространстве мнений.
Показатель гиперполяризации максимален, если:
• общество разделено на два блока, каждый из которых охватывает примерно половину населения;
• в каждом из этих блоков существует внутренний консенсус по всем важным вопросам;
• блоки категорически не согласны друг с другом по всем важным вопросам.
Вот почему так важна цель, поставленная исследователями — выявить ключевые факторы, раскручивающие маховик гиперполяризации.

Эволюция во времени модели гиперполяризации. Четыре моментальных снимка в эволюции модели с размерностью D = 3 и уровнем шума z = 0.01. Синие точки представляют собой конечные точки векторов мнений.
За последние годы уже выявлены несколько важных факторов в основе усиления поляризации:
• Эффект сбивания людей в стада;
• Свойственная людям нерациональность;
• Наличие самоорганизующихся эхокамер.
Два первых из названных факторов — вечные. А третий многократно усилился в информационном обществе, в связи с появлением социальных медиа, в которых эхокамеры возникают самопроизвольно.
Но как показало исследование, ключевым фактором взвинчивания поляризации до уровня гиперполяризации все же являются не эхокамеры, а эмоциональный фон дискуссий.
Степень оценочной крайности — главный показатель в модели гиперполяризации, — является функцией аффективности (эмоциональности) оценок и способна претерпевать «фазовый переход».
После того, как он произошел, даже небольшие расхождения во мнениях сторон отображаются в очень негативных чувствах по отношению к представителям другой стороны.
Люди переключаются с рационального мышления на эмоциональные реакции, меняя когнитивную модель поведения Homo sapiens на модель Homo affectus (человека эмоционального).
Человек — существо социальное. И степень аффективности (эмоциональности) оценок людей в большой степени определяется не столько эмоциональными особенностями индивидов, сколько уровнем «эмоциональной накачки» социума.
«Нам не нужно далеко искать потенциальные источники возбуждения: рост «информационно-развлекательной системы» за последние десятилетия превратил индукцию эмоций из побочного эффекта в главную цель телевизионных новостных программ».
/D.K.Thussu | «News as Entertainment: The Rise of Global Infotainment»/
Потребитель сегодня сильно изменился: принимая решение — покупать или нет, мы всё чаще руководствуемся тем, какие эмоции и впечатления мы получим, какими эмоциями и впечатлениями сопровождается покупка. Сегодня покупатель платит не за полезность товара или услуги, а за те чувства, которые они у него вызывают. И это одинаково верно и при «покупке» политика, когда избиратель голосует за него на выборах. Не важно, как там на самом деле. Главное — впечатления и испытываемые людьми эмоции.
Переход от «реальной экономики», где ценятся реальные потребительские свойства продуктов и услуг, к «экономике впечатлений и эмоций», где «продаётся счастье обладания» продуктом или услугой, вполне логичен.
• Развитие цивилизации множит плоды прогресса науки и технологий.
• Они все более облегчают жизнь и удовлетворяют все больше материальных потребностей.
• Приходит время, когда человек сыт, пьян и нос в табаке. И от хорошей жизни ему нужно уже что-то эдакое, а не просто новая хорошая вещь.
• Наконец, приходит время, когда прогресс удовлетворяет все базовые потребности людей, и чтобы они продолжали потреблять, им нужны уже не товары и услуги, а новые ощущения и приятные эмоции.
От такой цивилизации Homo affectus (человека эмоционального) один эволюционный переход до Homo stupiens (человека глупого), с вытекающим из этого ростом рисков гибели цивилизации перед лицом неуклонно возрастающих экзистенциальных угроз.
А дезадаптивное поведение человека будет поддерживаться так называемом невротическим парадоксом. Это эдакий эволюционно-психологический аппендикс — психический механизм, который вызывает краткосрочное, немедленное положительное подкрепление поведения, которое в долгосрочной перспективе вредно для индивида и вида.

/Источник/
Эффект обратного действия.
Homo Retis.
Мудрость поляризованной толпы.
Мир идиотов.
Максимизатор «мудрости толпы».
Универсальная способность.
Информационно-эмоциональная гигиена.
Кривое зеркало.
Journal information