Согласно теории воплощенного познания человеческое восприятие неотделимо от тела и происходящих в нем физиологических процессов — и последние всегда лежат в основе первых.
Так, в основе понимания человеком концепции пространства и расстояния в первую очередь лежит ощущение его собственного тела и движений — и тем же самым во многом определяется и его понимание времени и чисел.
Некоторым переходным шагом между телом и познанием могут служить эмоции — психический концепт с явной и понятной физиологической основой.
Если верить теории воплощенного познания, ситуации, вызывающие определенный эмоциональный отклик, будут тесно связаны с телесными ощущениями, вызываемыми теми же самыми эмоциями, — и будут, таким образом, ими же и определяться.
Исходные теоретические взгляды постулируют, что моральная обработка и суждения достигаются не только посредством формальных рассуждений, но могут быть результатом интуиции, порожденной «внутренними» чувствами, возможно, связанными через текущее эмоциональное состояние. Эта идея была подтверждена свидетельствами, связывающими моральные решения с переживанием физического отвращения.
Отвращение и боль - неприятные, возбуждающие переживания, имеющие большое значение для выживания, но с особыми сенсорными качествами и нервными каналами.
(A) Карты всего мозга, отображающие области, наиболее способствующие прогнозированию неприятностей, связанных с жарой (слева) и обонянием (справа).
Красные и оранжевые зоны относятся к областям, способствующим прогнозированию тепла, тогда как синие и голубые зоны относятся к областям, способствующим прогнозированию обоняния.
(B) Неприятность тепловых (слева) и обонятельных стимулов (справа).
У оценки моральных дилемм и отвращения в действительности есть некоторая общая физиологическая (а точнее — сенсорная) основа.
Даже в своем основном компоненте отвращение представляет собой гетерогенное переживание, характеризующееся сенсорными (например, обонятельными) аспектами, а также контекстными оценками и воспоминаниями, позволяющими оценить фактическую или потенциальную интоксикацию/заражение и подготовить реакции отмены.
В этом контексте боль представляет собой наиболее адекватный контроль, поскольку она разделяет с отвращением внутреннюю неприятность, сильное возбуждение и сильную значимость для благополучия.
Исследуя кросс-культурные семантические репрезентации различных аффективных состояний, были обнаружены общие оценки препятствий (т.е. угрозы для чьих-либо целей) между «причинением боли» и «отвращением».
Моральное познание взаимодействует с компонентом физического отвращения, которое не обобщается с болью, тем самым исключая влияния, связанные с неприятностями, возбуждением или общими контекстными оценками.
Отвращение может взаимодействовать с моральным познанием на преднормативном (неявном) уровне путем связывания оцениваемого поведения с представлением абстрактного «пятна», но независимо от явной оценки контекста или намеренных ассоциаций.
В отличие от отвращения, боль может влиять на моральное познание только нормативным образом, например, посредством явной оценки вредных последствий, вызванных ненадлежащим поведением.
Физическое отвращение играет роль в моральном познании, но такая роль может быть более ограниченной, чем предполагается в некоторых теоретических представлениях.
Моральное познание неоднородно, частично находится под влиянием «интуиции», связанной с переживанием отвращения, но не может быть однозначно объяснено только в этих терминах.
/Источник/
Еще ряд концепций на прямую зависящих от физиологии:
Карта в голове.
Etak-навигация.
Геометрия мысли.
Искажение пространства.
Карта социальной иерархии.
Как становятся смелым.
Чувство справедливости.
Про Совесть:
От Цели к Совести.
Структурная ошибка.
Работа такая.
"Главный двигатель" цивилизации.
Совесть - ключевое эволюционное преимущество.
Первый шаг к современному "человеку".
Вменяемость.
Честность как условие здоровья.
Муки совести.
Про мораль и этику:
"О морале".
"Делай хорошо своим".
Этика нарушения морали.
Позитивная и негативная этика.
Этика нового времени.
Homo moralis.
Journal information