ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №1
Основные принципы (законы) композиции:
- целостность,
- равновесие,
- соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;
✔️ ЦЕЛОСТНОСТЬ
Благодаря композиционному построению, оптимальному соотношению и взаимодействию частей композиции достигается целостность художественного произведения.
Целостность является важным свойством композиции.
Целостность - стадия законченности композиции, при которой, по определению:
1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.
Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмеренности.
Гармоничность - единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме.
Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции.
В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира.
✔️ РАВНОВЕСИЕ
Равновесие - такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит более цельной, в такой композиции острее ощущается взаимосвязь составляющих ее элементов.
Одним из важных условий завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно композиционного центра.
Уравновешенность - важный принцип композиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.
Различают следующие виды равновесия:
• Статическое равновесие, которое возникает при симметричной ориентации фигур на плоскости;
Статичная композиция служит для передачи состояния покоя и гармонии
• Динамическое равновесие - возникающее при асимметричном расположении фигур, т.е. при их сдвиге вправо или влево одновременно в нижней или в верхней части плоскости.
Динамичная композиция служит для передачи состояния движения, стремления, изменения.
Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в геометрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен получиться эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зрительно круг воспринимается сдвинутым немного вниз.
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллюзий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.
На вес изобразительных элементов влияет их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.
Равновесие композиционных масс достигается еще по «принципу рычага» (так же, как и в физике): маленький элемент может уравновесить крупную фигуру, если он помещен на периферию изображения (дальше от его геометрического центра) и контрастно читается. При этом следует учитывать композиционную тектонику формата: правая и верхняя части картины - более «легкие» и должны для достижения равновесия меньше «загружаться», т.к. главный оптический центр композиции смещен вправо и вверх по отношению к геометрическому центру.
✔️ СОПОДЧИНЕНИЕ
В театре принято говорить, что короля играет не король, а его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр.
Соподчинение - объединение частей композиции, выявляющее их неравнозначность и взаимосвязь, когда выделенному центру композиции (доминанте) подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость).
✔️ СВЯЗНОСТЬ
Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.
Закон организации - чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе.
/М.Вертхеймер/
Правила группировок основаны на применении «принципа подобия». Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем:
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
• Любую композицию характеризует композиционный центр (доминанта) - это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементы композиции;
- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;
- это условный центр тяжести композиции;
- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.
Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:
- геометрический,
- оптический,
- сюжетный (семантический),
- композиционный, который мы можем обозначить как логический.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому.
• Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.
Продолжение следует.
Памяти Рыбницкого С.А.
Сочетание.
Валёр - перевод с француского.
Ценность искусства.
Язык цветов.
Оптическая активность «живой» природы.
Психология цвета.
ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.
… о композиции и Композиции.
Видеть благодаря движению.
О цветоформе.
Рисующие узлы.
Поймать неуловимое.
Умениее рисовать.
Контраст.
Проблемы теории цвета.
Пластическое выражение идеи.
Настоящее впечатление.
Надо подумать.
Палитры настроения.
Journal information