evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2



ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №1

Основные принципы (законы) композиции:
- целостность,
- равновесие,
- соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;



✔️ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Благодаря композиционному построению, оптимальному соотношению и взаимодействию частей композиции достигается целостность художественного произведения.
Целостность является важным свойством композиции.
Целостность - стадия законченности композиции, при которой, по определению:
1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
2) части не могут меняться местами без ущерба для целого;
3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.



Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмеренности.
Гармоничность - единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме.
Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции.
В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира.

✔️ РАВНОВЕСИЕ

Равновесие - такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит более цельной, в такой композиции острее ощущается взаимосвязь составляющих ее элементов.
Одним из важных условий завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно композиционного центра.
Уравновешенность - важный принцип композиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.



Различают следующие виды равновесия:
Статическое равновесие, которое возникает при симметричной ориентации фигур на плоскости;
Статичная композиция служит для передачи состояния покоя и гармонии
Динамическое равновесие - возникающее при асимметричном расположении фигур, т.е. при их сдвиге вправо или влево одновременно в нижней или в верхней части плоскости.
Динамичная композиция служит для передачи состояния движения, стремления, изменения.

Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в геометрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен получиться эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зрительно круг воспринимается сдвинутым немного вниз.
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллюзий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.



На вес изобразительных элементов влияет их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.



Равновесие композиционных масс достигается еще по «принципу рычага» (так же, как и в физике): маленький элемент может уравновесить крупную фигуру, если он помещен на периферию изображения (дальше от его геометрического центра) и контрастно читается. При этом следует учитывать композиционную тектонику формата: правая и верхняя части картины - более «легкие» и должны для достижения равновесия меньше «загружаться», т.к. главный оптический центр композиции смещен вправо и вверх по отношению к геометрическому центру.

✔️ СОПОДЧИНЕНИЕ

В театре принято говорить, что короля играет не король, а его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр.
Соподчинение - объединение частей композиции, выявляющее их неравнозначность и взаимосвязь, когда выделенному центру композиции (доминанте) подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость).




✔️ СВЯЗНОСТЬ

Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.



Закон организации - чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе.
/М.Вертхеймер/

Правила группировок основаны на применении «принципа подобия». Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем:
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Любую композицию характеризует композиционный центр (доминанта) - это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементы композиции;
- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;
- это условный центр тяжести композиции;
- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.
Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:
- геометрический,
- оптический,
- сюжетный (семантический),
- композиционный, который мы можем обозначить как логический.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому.



• Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.


Продолжение следует.

Памяти Рыбницкого С.А.




Сочетание.
Валёр - перевод с француского.
Ценность искусства.
Язык цветов.
Оптическая активность «живой» природы.
Психология цвета.
ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.
… о композиции и Композиции.
Видеть благодаря движению.
О цветоформе.
Рисующие узлы.
Поймать неуловимое.
Умениее рисовать.
Контраст.
Проблемы теории цвета.
Пластическое выражение идеи.
Настоящее впечатление.
Надо подумать.
Палитры настроения.




Tags: Культура, Образование
Subscribe

  • Осязаемая неопределенность

    «Материал, присутствующий в виде следов памяти, подвергается время от времени перестановке в соответствии с новыми обстоятельствами —…

  • Механизм разума

    С большой вероятностью прорыв в понимании механизма машинного разума, проливает свет и на разум человеческий! В работе "Towards Monosemanticity:…

  • Еще одна теория СОЗНАНИЯ

    В исследовании “Consciousness” as a Fusion of the Global Neuronal Network (GNW) Hypothesis and the Tripartite Mechanism of Memory" представляют…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments