evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4



ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №1
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОПЕРИРУЕТ

Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать более сложные формы, превращаться в различные системы и мотивы.


✔️ ТОЧКА ЛИНИЯ ПЯТНО

Изобразительная форма начинается с точки.
Точка (в изображении) – предельно минимальная фигура на плоскости, атомарный графический элемент. В зависимости от акцентировки точка может быть жирной, либо едва заметной, в связи с неопределённостью фигуры – крупной или мелкой. Увеличение точки в масштабе приводит к образованию пятна (т.е. к конкретизации фигуры изображения).



Линия – элемент, образованный последовательным движением точки в определённом направлении, т.е. элементарная модель графического развития.
Линия – древнейшее средство изображения известное ещѐ со времѐн палеолита.
Линия – это след протяжѐнного движения руки рисующего, использующего для еѐ изображения какой-либо рисовальный материал. Линия способна передать любую форму, любое состояние окружающего мира и черты характера человека: напряжение, покой, силу, мягкость, жесткость, элегантность, страсть, возбуждение, восторженность, отчаяние, волнение, радость, остроту, и т.д.
В изображении она обладает следующими качествами:
- длиной (протяжённостью) - длинная и короткая;
- толщиной (толстая и тонкая),
- фиксированным положением по отношению к горизонтали или вертикали (горизонтальная, вертикальная, наклонная);
- степенью кривизны (прямая и кривая);
- пластикой (ломанная или гибкая, «строгая», «живая» и т.д.),
- фактурой и текстурой (рыхлая и чёткая).
Условно можно говорить о пространственно-динамических качествах линии – о направлении и активности движения («спокойная», «динамичная» и т.д.), о связи с планами пространства.

Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.

Движение точки образует линию, движение линии строит плоскость.
Пятно в отличие от точки, линии заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно увеличивается количество средств построения формальной композиции.
Пятно - простая форма, универсальное средство, в котором скрыто содержатся точка, линия, цвет, тон. Пятно обладает массой – площадь пятна, которое обозначает определенный объект, в соотношении с площадью всего изображения.
Объем - одна из характеристик пятна, определяется как общий предел вписанных в него или описанных вокруг него пятен.
Пятно - системообразующий элемент композиции, результат наложения однородных фигур, пространственная группировка форм.

✔️ ЗАКОН ТРЕХ КОМПОНЕНТНОСТЕЙ

Закон предполагает пятна/мотивы трех размеров: большого, среднего и малого, которые выражают все многообразие природных величин/образований.

Можно выделить три основные операции преобразования форм:
• деформация (от лат. deformatio – искажение) – искажение формы, выраженное во внешнем видоизменении ее частей (растяжение, сжатие, изгиб, кручение и т.п.);
• модернизация (от фр. moderne — современный) – обновление, усовершенствование формы, обогащение её деталями;
• трансформация (от лат. transformo – преобразую) – сущностное преобразование целостной структуры изображения, переход из одной изобразительной системы в другую.


Основные приёмы комбинаторики элементов/мотивов, построения новых комбинаций заданных фигур: наложение; пересечение; сдвижка; удаление, сближение, пауза; группировка.
• Взаимодействие фигур в наложении приводит к образованию общих зон, контрастных по тону к
свободным участкам этих фигур. В случае пересечения одна фигура может полностью перекрывать другую, образуя разные пространственные планы (перекрывание), либо врезаться в другую, рассекая её форму в месте пересечения (врезка).
• Если отдельные элементы/мотивы примыкают друг к другу, то они собираются в цельную массу с единым очертанием пятна.
• Сдвижка связана с процессом децентрации элементов. При сдвижке объект и его полное либо или
частичное повторение (дублирующий образ) могут накладываться друг на друга, варьироваться в условном пространстве, что способствует передаче ощущения динамики. Как правило, сдвижка производится с помощью использования приёмов симметрии (параллельный перенос, гомотетия, поворот и т.д.). Аналогично – сдвижка частей фигуры по оси симметрии, либо иной линии пересечения приводит к образованию новой пластической конфигурации и замене статического равновесия элементов формы динамическим.
• Удаление и сближение элементов – приёмы их ритмической организации. Паузы (пустоты) – расстояния, образованные между ритмическими элементами.
Различные группировки элементов создаются как на основе пространственной близости, так и по др. признакам (форма, размер, тон, динамика и т.д.)



Композиции бывают:
• Линейные;
• Пятновые;
• Линейно-пятновые.

✔️ ЦВЕТ

Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно
связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью.

Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по
светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным.
Цветовую композицию можно определить как равновесие различных по форме, цвету и интенсивности масс.
Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета:
насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким
образом, только с помощью цвета можно передавать пространство.
Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя
обойти) средством композиции.
Цвет – это средство, которое вызывает у зрителя эмоциональные ощущения, через цвет можно передать эмоциональное состояние, настроение.

Чтобы создать уравновешенную в цветовом отношении композицию необходимо придерживаться следующих правил:
1. Использовать небольшое количество цветов. В формальной композиции доминировать может один, два, реже, три цвета. Использование в композиции множества цветов и цветовых
оттенков ведет к нарушению равновесия и цветовому хаосу.
2. Чтобы выделить композиционный центр, необходимо использовать цвета, которые не встречаются в других частях композиции.
3. Необходимо четко определить вид цветовой гармонии.



Гармонические цветовые сочетания можно разделить на контрастные и нюансные. Контраст может быть хроматическим и светлотным.
Нюансные гармонии могут строиться на основе цветов одного цвета, но разного оттенка, из цветов разного тона, но расположенных близко в цветовом круге. Также нюансные ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов или хроматических и ахроматических.

Гармонические цветовые сочетания можно построить на основе:
- сочетания ахроматических тонов (белых, черных и серых);
- сочетания однотоновых (монохромных) цветов, их также можно дополнять ахроматическими цветами;
- сочетания родственных цветов (цветов одной четверти цветового круга);
- сочетания родственно-контрастных цветов;
- сочетания контрастных или дополнительных цветов.


С помощью ахроматических тонов возможно создание изысканных и строгих композиций. Монохромные сочетания являются самым простым видом цветовой гармонии. Сочетания родственных цветов дают спокойную и выдержанную гамму. В композициях, построенных на сочетании контрастных и дополнительных цветов, важно найти пропорциональные отношения цветовых пятен, так, чтобы дополнительные цвета не были взяты в одинаковых количествах, иначе композиция распадётся на
части. Соотношение масс контрастных цветов (светлых и темных, холодных и теплых) чаще приближается к пропорциям золотого сечения.
Ритмическая организация цветовых пятен также является очень важным средством в композиции.

✔️ ФАКТУРА ТЕКСТУРА

Фактура – находится между гладкой поверхностью и рельефом.
Фактура (лат. Factura- обработка) - характер поверхности изображения. Фактура - это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которой он состоит, и способом его обработки. Фактура, как и форма, размер, цвет, является ориентиром в окружающем мире. Она может быть выражена слабо, приглушенно, а может активно и громко.



Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обыч­но зрительно — как она отражает или поглощает свет, а также ося­зательно — проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснув­шись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохра­няем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.



Текстура – характеризует внутреннее строение формы.
Текстура имеет поистине безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает
эстетическую особенность произведения.


✔️ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Правильность композиции, как и правильность языка, может украсить произведение.
Правила построения формальной композиции помогают объединить отдельные элементы композиции в единое гармоническое целое.
Композиция чутко отзывается на приемы и средства, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в трех главных признаках композиции:
• Равновесие - сбалансированность всех элементов, частей композиции между собой по массивности. Композиционный вес элемента зависит от следующих качеств: размера, тона, цвета, формы пятна, степени деталированности, фактурного решения.
• Соразмерность - соотношение по размеру частей композиции между собой и с целым, максимально отвечающее законам гармонии. Соразмерность в композиции можно достичь, если правильно найти пропорции и масштаб элементов.
• Единство и соподчинение - это связь различных частей композиции в единое целое. Единство в композиции можно достичь соподчинением, то есть нахождение общего в тех частях, которые нужно соединить в законченное, неразрывное целое. Основной прием соподчинения – это организация композиционного центра и поддержки.




Памяти Рыбницкого С.А.




Сочетание.
Валёр - перевод с француского.
Ценность искусства.
Язык цветов.
Оптическая активность «живой» природы.
Психология цвета.
Замечательная способность.
ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.
… о композиции и Композиции.
Видеть благодаря движению.
О цветоформе.
Рисующие узлы.
Поймать неуловимое.
Умениее рисовать.
Контраст.
Проблемы теории цвета.
Пластическое выражение идеи.
Настоящее впечатление.
Надо подумать.
Палитры настроения.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №1
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4



Современное искусство.
Современное искусство и капитал.
Хватит ли психов?
Артистическое пространство.
О современном искусстве.
А я не хочу.
Что проще.



Появление декаданса.
Воздух и Основание.
О целом.
Что-то другое.
Ценность искусства.
Эссе о дизайне.
Видеть дыханием.
Как жизнь...
Просто и хорошо.
Еще о красоте.
Качество.
ПРИЗВАНИЕ.
Игра в мацзян.
Три мадонны.
Новый язык.
Не предметное знание.
Об искусстве.
Искусство.
«Принцип аромата».
Стандарт оценки искусства.



Дэвид Хокни : Секретное знание.
Солнце "сильно" красного цвета.
Люди не видели синий цвет до недавнего времени.
Все цвета спектра.
Калиброванные глаза для вас, дальтоники!
Ну и на последок Вызов цвета.
Иллюзии.
Красивая иллюзия.
Да я сам видел! своими глазами!
Невозможные цвета.
СТО лет цвета.




Tags: Изобразительное искусство, Культура, Образование
Subscribe

  • Жизнь обгоняет мечту

    - До Нового года еще шесть часов, — отметил замполит, — а вы уже пьяные, как свиньи. - Жизнь, товарищ лейтенант, обгоняет мечту, — сказал…

  • Книги магии

    Оригинал взят у ivanov_petrov Магия – технология воздействия на сознание при помощи воображения. Однако все это волшебство…

  • The Brave Heart

    Причудливый и сюрреалистический, анимационный короткометражный фильм о Сердце, которое путешествует по телу, что-бы разобраться с проблемами…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments