evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Наивысший вид искусства



Говоря о самозванстве и обретении подлинного «я», нельзя не вспомнить хрестоматийный роман Сервантеса, ведь его Дон Кихот — это образчик амбивалентности сознания.

Амбивалентность — это двойственность переживания. Она выражается в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

По сюжету, испанский дворянин Алонсо Кехана, начитавшись романов, возомнил себя Рыцарем Печального Образа, который должен выправить всю «кривду мира». В его воображаемом мире проститутка с засаленными волосами из постоялого двора — это королева сумрачного замка, а жуликоватый хозяин средневековой забегаловки — король, который должен посвятить его в рыцари. Окружающие поддерживают этот спектакль, насмехаясь над Алонсо.


Согласно Гегелю, физический мир, в котором мы живем, — это не всегда истинная действительность. В сравнении с истиной искусства это голая видимость и жестокий обман. Алонсо Кехана спотыкается об эмпирический мир: в обыденной жизни его накрывает тревога от пустоты и утраты смысла.

Чтобы обрести свое подлинное «я», Дон Кихот вынужден возложить на алтарь духовных поисков свой рассудок.
Вернее, пожертвовать ему пришлось «нормальным» для обывателя состоянием ума (как у его служанки, которая сожгла книги хозяина, решив, что он от них свихнулся). Испанский философ Мигель де Унамуно так писал о человеке, прочно укорененном в эмпирическом мире, подобно служанке Дон Кихота:
«Но существует ли они? Существуют ли они в действительности? Думаю, нет. Ибо если бы они существовали, действительно существовали, они бы страдали от того, что существуют».



Настоящий человек, а не самозванец — это тот, кому мало быть только человеком.
Настоящий человек, как и стареющий рыцарь Сервантеса, падает в бездну экзистенциального ужаса, поскольку ощущает пустоту, голую видимость и обман жизни. Чтобы оттуда выбраться, герой настаивает на своем инобытии, пытается завоевать бесконечность и победить забвение. В этом смысле Дон Кихот вступает на дорогу, по которой прошел главный герой Евангелий Христос, сделавший из блудницы Марии Магдалины святую. Следуя за ним, идальго пытается превратить трактирную проститутку в королеву.
Трагедия Дон Кихота в том, что он, в отличие от Иисуса, не может преобразить грешницу. В ответ на свои попытки он получает не покаянный плач и алавастровый сосуд, а саркастический смех: девушка на время принимает правила игры, но остается проституткой и после ухода рыцаря. То есть воображение Дон Кихота работает вхолостую и порождает ту же пустоту, против которой боролось.

Снова и снова действия рыцаря предстают лишь видимостью, взять хотя бы эпизод из начала романа, в котором дюжий селянин порет ремнем голого мальчугана. Эта сцена — символ жестокости средневековой Испании. Дон Кихот сразу же заступается за мальчишку, спасает его. Затем он журит садиста и… оставляет его с жертвой вдвоем! А крестьянин продолжает избивать ребенка с еще большим удовольствием.

Это отдаляет героя от его подлинного «я» и приближает к самозванству, ведь «кривду мира» он не выправил. Пытаясь выйти из-под власти эмпирической реальности, идальго воссоздает лишь видимость выхода.

В конце романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо попадают к герцогу и герцогине. В этих главах наш рыцарь безвозвратно тонет в самозванстве: «И он впервые окончательно убедился и поверил, что он не мнимый, а самый настоящий странствующий рыцарь, ибо все обходились с ним так же точно, как и обходились с подобными рыцарями во времена протекшие», — пишет Сервантес.

Окончательно топят героя в иллюзии именно герцог и герцогиня. Они приглашают странников в гости и устраивают с ними жестокие спектакли, когда Дон Кихоту являются ряженые «чародеи и злодеи», которых он якобы должен победить. В итоге странствие идальго приводит к тому, что, так и не обретя идентичности, он превращается в костюмированного дурачка при дворе садистки и садиста, которые смеются над ним и поддерживают его миражи.



Реальность мира Сервантеса расщепляется на множество разных слоев — какой же из них истинный? Дон Кихот скачет на своем коне Росинанте из одного в другой — поэтому он и амбивалентен. С одной стороны, он визионер и художник, который стремится обогатить эмпирический мир своим видением. С другой стороны, он не пытается изменить порядок вещей: мальчика по-прежнему избивает селянин, а инквизиция разжигает костры. Тут уж работает евангелическое правило «всякое дерево познается по плоду его».

Трагедия Дон Кихота не в том, что он назвал себя рыцарем, а в призрачной пустоте содеянного им под этим громким именем. Он назвал себя — но не обрел себя. И стал настоящим самозванцем.
У рыцаря, правда, есть отговорка: «Если вышло не так, как я хотел, то виноват не я, а преследующий меня злодей и чародей». Было бы смешно, если бы не звучало так знакомо.

«Источник самозванства — кризис, утрата идентичности. Именно неукорененность в бытии, разорванность сознания порождает ситуацию претензий на статус другого, узурпации чужого имени и персоны, двойничества».
/Г.Л.Тульчинский/

Как полагал Карл Ясперс, чтобы добраться до экзистенции, подлинного «я», нужно осуществить прорыв из возможного в невозможное. Для этого необходима страсть и воля к существованию.

Чтобы стать истинным собой, нужно приобрести нечто большее, нежели то, что предлагает мир вокруг: «Ибо если я предоставляю ходу вещей решать обо мне и за меня, тогда исчезаю я сам», — писал Ясперс. Проблема не в том, что все вольны выглядеть, как они хотят, или отказываться от навязанных стереотипов в отношениях, или не слушать родителей при выборе университета. Это банальные и очевидные вещи.
Трагедия в философском смысле возникает там, где нет живого мышления, а есть лишь «слепая ходьба» в состоянии бездумья — автоматизм мысли.
В таком состоянии, по мнению Жоржа Батая и Жана Бодрийяра, и прорастают ростки самозванства и симулякров. Бодрийяр объяснял, что симулякр — это подлог реальности, мертвая копия. Он также ввел понятие гиперреальности — симуляции действительности.

«Переход от знаков, которые скрывают нечто, к знакам, скрывающим, что за ними нет ничего, обозначает решительный поворот. Первые знаки отсылают к теологии истины и тайны, а вторые открывают эру симулякров и симуляции, когда не существует Бога и Страшного суда, дабы отличить ложное от истинного».
/Жан Бодрийяр | «Симулякры и симуляция»/

Спектакль — это видимость разнообразия и изобилия возможностей и выборов, но если заглянуть за нее, то можно убедиться, что в мире господствует банальность, обернутая пестрым покрывалом псевдонаслаждения.

«Мыслить в полноте своего существа, то есть эстетически, и значит различать кажущееся и существующее».
/Мераб Мамардашвили/

Наивысший вид искусства — это творить из себя (как из материала), для себя (как для зрителя) самого себя (как предмет искусства). Так возникает духовная свобода — состояние, в котором человек ясно осознает, что он существует.

Гегель писал, что через рождение мысли человека Бог занимается самопознанием.
А человек в момент творения мысли обретает подлинное бытие, сбрасывая маскарадный костюм симуляции.

/Источник/



Картинка кликабельна



Tags: Смысл
Subscribe

  • Сознание возникает вместо следа памяти

    Принцип свободной энергии. Смена парадигмы рациональности для принятия решений. Преодоление неопределенности. Истоки сознания. Free Energy…

  • Среда, тело, интеллект.

    Человеческий интеллект - результат сотен миллионов лет эволюции, которая создавала его с одной единственной целью - повысить шансы физического…

  • Происхождение адаптивного поведения

    Каким образом мозг обеспечивает адаптивное поведение? В поисках ответа на этот вопрос ученые установили две группы фактов, примирить которые…

promo evan_gcrm март 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments