
Sapere aude! Имейте смелость использовать собственное понимание!
Просвещение – это выход людей из незрелости и несовершеннолетия, причиной которой являются они сами.
Незрелость – это неспособность использовать свой разум без руководства другого. Эта незрелость (несовершеннолетие) причиняется самому себе, если причина не в отсутствии понимания, а в отсутствии решимости и смелости использовать ее без чьего-либо руководства.
Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства (naturaliter maiorennes), все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами.
Ведь так удобно быть несовершеннолетним!
Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие. То, что значительное большинство людей (и среди них весь прекрасный пол) считает не только трудным, но и весьма опасным переход к совершеннолетию, — это уже забота опекунов, столь любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством.
После того как эти опекуны оглупили свой домашний скот и заботливо оберегли от того, чтобы эти покорные существа осмелились сделать хоть один шаг без помочей, на которых их водят, — после всего этого они указывают таким существам на грозящую им опасность, если они попытаются ходить самостоятельно. Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после нескольких падений в конце концов они научились бы ходить; однако такое обстоятельство делает их нерешительными и отпугивает их, удерживая от дальнейших попыток.
И хотя теперь эта опасность не так велика, потому что, упав несколько раз, они все же, наконец, научатся ходить; но один такой пример делает человека робким и вообще отпугивает его от всяких дальнейших попыток самостоятельного мышления.
Поэтому каждому человеку трудно найти выход из умственной незрелости, которая стала для него почти природой. Он даже полюбил эту свою инфантильность и пока действительно не может воспользоваться собственным рассудком и пониманием, поскольку ему никогда не дозволялось этого делать.
Поэтому лишь немногим удается, благодаря духовным усилиям и самостоятельной умственной работе, не только избавиться от своей интеллектуальной незрелости, но и уверенно следовать самостоятельным верным путем.
/И. Кант, 1784/
Journal information