evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

ИСКУССТВО КАК ПОТРЕБНОСТЬ



Если в нашем организме что-то работает по сложным биологическим и физиологическим принципам — это значит, эволюция в течение многих миллионов лет всё это шлифовала для нашей же пользы. Для того чтобы каждый из нас был по мере возможностей счастлив, оставил потомство и, в конце концов, для того, чтобы наш биологический вид выживал и благополучно существовал.
Биологическая основа даже самых высших психологических и культурных явлений — не упрощение, а, напротив, демонстрация существования гармонии между базовым и возвышенным.
Наша биология порой распространяется на очень возвышенные сферы, в том числе на эстетические переживания.
Эстетические переживания появляются при восприятии искусства, в итоге эти переживания делают нас лучше и чище — катарсис и всё такое прочее.


Искусство — это результат достижения высокой степени совершенства в какой-то области, связанной с изображением, звуком, танцем, речью и тем, что называется перформансом — и такой результат должен быть доступен сразу многим людям.

Нейробиолог Семир Зеки в 2002 году предложил термин «нейроэстетика», который описывает биологические основы эстетического восприятия, а затем к нему присоединился Вилейанур Рамачандран. То, что Рамачандран сформулировал, можно разделить на четыре слоя, которые в той или иной мере затрагиваются искусством:
Врождённо значимые сигналы, действующие на центры потребностей и фатально вызывающие эмоции.
Принципы работы сенсорных систем мозга.
Система зеркальных нейронов.
Любопытство к новизне.



Центры наших биологических потребностей — это база нашего мозга. Именно биологические потребности сильно роднят нас с животными. Центры биологических потребностей расположены очень глубоко в мозге, их нет на поверхности, в коре. И мы устроены таким образом, что обязаны эти потребности удовлетворять. Если мы их удовлетворяем (хотя бы время от времени), то получаем положительные эмоции. Ну, а если не удовлетворяем — возникают отрицательные эмоции, которые могут нарастать и вообще портить нашу жизнь. Поэтому с точки зрения динамики удачной-неудачной деятельности центры потребностей жутко важны: именно они создают ощущение счастья. Собственно, мы и живём для того, чтобы время от времени эти биологические потребности в том или ином виде удовлетворять.
Поэтому, конечно, очень важно осознавать список этих потребностей.

Можно выделить три группы биологических потребностей, которые встроены в мозг каждого из нас и которые никак ни объехать, ни обойти:
Витальные потребности.
Социальные (или зоосоциальные).
Потребности в саморазвитии.

Список этих потребностей — это список глобальных программ, на которые направлено наше поведение. Что бы мы ни назвали — реальные поведенческие акты или что-то придуманное в сфере искусства, пьесу или сюжет картины или стихотворения — мы, как правило, обнаружим там ту или иную потребность из этого списка, а то и целый пучок. Обыкновенно коллизия сюжета состоит в конкуренции нескольких потребностей, да и нормальная работа нормального мозга — это постоянный бой между потребностями.
…и вот наконец победила любовь, или победило любопытство, или победил страх — и в этот момент всё поведение понеслось именно в эту сторону.



✔️ ВИТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Название «витальные» происходят от слова vita, то есть жизнь — потому что они жизненно необходимы. Если такие потребности не удовлетворять, то помрёшь: иногда прямо сразу, иногда будешь долго мучиться — но в любом случае организму не поздоровится.
Вот список витальных потребностей:
1. Пищевая потребность;
2. Пассивно-оборонительная реакция (страх, тревожность);
3. Активно-оборонительная реакция (агрессия);
4. Гомеостаз (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование);
5. Экономия сил (лень);
6. Уход за телом (груминг).



✔️ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Сюда попадают:
1. Половое поведение;
2. Родительское поведение;
3. Детское поведение;
4. Стремление лидировать и подчиняться лидеру;
5. Защита своей территории;
6. Сопереживание.

Эти программы существуют в нашем мозгу для того, чтобы организовать взаимодействие с другими людьми — часто и со всем миром живых существ.
Мы (обезьяны), всегда жили в иерархически организованных стаях, поэтому стремление быть главным (хотя бы в своей песочнице) — это очень серьёзная программа. Известны отвечающие за эту потребность нервные клетки, и где они находятся, мы тоже знаем.
То, какие именно центры потребностей установлены в нашем мозге наиболее ярко, определяет наш темперамент. Каждый из нас больше или меньше ориентирован на еду, на агрессию, на свободу, на то же самое лидерство — или наоборот, на подчинение.



ИЕРАРХИЯ
Сюжет в произведениях искусства, ориентированное на подчинение лидеру один и тот же: вот он вожак, он выше всех, он самый большой и сильный (если он не очень велик — мы поставим его на какую-нибудь приступочку, а сверху наденем корону, чтобы он выше был).



МАТЕРИНСТВО
Материнское поведение — суперпрограмма, и в искусстве оно получило подробнейшее воплощение. Кормящая мать — это очень серьёзно для нашего мозга. Да и не только мать, потому что мы — homo sapiens, и у нас оба родителя заботятся о детёнышах. Есть особый гормональный фон — пролактино-окситоциновый, который такое поведение и поддерживает. Взяв, например, пробу крови у молодого человека, можно узнать, насколько он ориентирован на детей, если посмотреть, сколько у него в крови пролактина.
Даже наблюдение за детёнышами приводит к росту уровня пролактина и окситоцина в крови, и все эти мимимишные позывы существуют не просто так, а потому, что наш мозг врождённо знает, как выглядит детёныш. Это одно из врождённых сенсорных знаний: сигнал о детёныше попадает прямо в передний гипоталамус, и взрослый смягчается и становится веселее, потому что рядом это большеголовое, пушистое, глазастое существо, которое ещё издаёт специфические писклявые звуки. У многих животных оно ещё специфически пахнет детскими феромонами, но их учёные ещё не очень понимают.



То же можно сказать о половом поведении и о половой мотивации: либидо, эрос — неотъемлемая часть культуры и эстетики. Наш мозг врождённо многое знает о том, какие сигналы должно подавать существо противоположного пола, как оно должно выглядеть, звучать и пахнуть. Картин, которые описывают взаимоотношение полов, а также стихов и пьес, наверное, больше всего в культуре, потому что это суперпроблема: где бы встретить свою половинку?
Если мы начнём анализировать, мы получим список тех факторов, которые наш мозг, то есть передний гипоталамус, да ещё и взбодрённый половыми гормонами — андрогенами и эстрогенами — ждёт от существа противоположного пола. И список-то немаленький.
Во-первых, мы врождённо знаем некий набор первичных и вторичных половых признаков. Первичные обычно скрыты одеждой, а вторичные — талия, грудь, ширина плеч, борода, тембр голоса — всё это налицо.
Во-вторых, важный признак — это здоровая внешность, чистая кожа и симметричные черты лица. Как известно, куча исследований показала, что симметричное лицо осознаётся как более красивое, а если копнуть поглубже — то это, как правило, показатель здоровья и, например, способности противостоять инфекциям.
В-третьих, это статус самца в стае, а мужчины — в обществе. В-четвёртых, молодость и одновременно половозрелость женщины (на этом поле развилась громадная индустрия моды и косметики).



✔️ ПОТРЕБНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ

Программы саморазвития — это очень возвышенные программы, программы направленные в будущее. В тот момент, когда они реализуются — не всегда понятно, зачем. Но если набраться терпения, то через несколько минут, или часов, или дней можно обнаружить смысл и пользу.
ЛЮБОПЫТСТВО
Самый явный пример такой «отложенной пользы» — это исследовательское поведение, когда вы собираете информацию. Наш мозг жутко любопытен: новая информация для нас так же важна, как еда или воздух. В тот момент, когда вы узнаёте что-то новое, не всегда понятно, как вы это будете использовать. Но даже сам сбор новой информации — это уже положительные эмоции: узнаем что-то новое, а там видно будет.
СВОБОДА
Программы свободы — то есть непереносимость ограничений в свободе передвижений и игровое поведение, связанное с тренировкой двигательных навыков. Есть произведения искусства именно об этой потребности, и в целом в культуре свободолюбие — это очень серьёзно.
ДВИЖЕНИЕ
Хорошо выполненное движение нас радует, так мы устроены. Нарисовать картину или создать скульптуру, где кто-то бежит, плывёт или иным образом двигается — уже порадовать наш мозг. Это весьма популярные сюжеты, и они попадают точнёхонько в центры определённых потребностей, которые находятся где-то в гипоталамусе или в миндалине, или ещё в каких-то глубинных структурах нашего мозга.

/Источник/



Сочетание.
Валёр - перевод с француского.
Ценность искусства.
Язык цветов.
Оптическая активность «живой» природы.
Психология цвета.
Замечательная способность.
ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.
… о композиции и Композиции.
Видеть благодаря движению.
О цветоформе.
Рисующие узлы.
Поймать неуловимое.
Умениее рисовать.
Контраст.
Проблемы теории цвета.
Пластическое выражение идеи.
Настоящее впечатление.
Надо подумать.
Палитры настроения.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №1
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4



Современное искусство.
Современное искусство и капитал.
Хватит ли психов?
Артистическое пространство.
О современном искусстве.
А я не хочу.
Что проще.



Появление декаданса.
Воздух и Основание.
О целом.
Что-то другое.
Ценность искусства.
Эссе о дизайне.
Видеть дыханием.
Как жизнь...
Просто и хорошо.
Еще о красоте.
Качество.
ПРИЗВАНИЕ.
Игра в мацзян.
Три мадонны.
Новый язык.
Не предметное знание.
Об искусстве.
Искусство.
«Принцип аромата».
Стандарт оценки искусства.



Дэвид Хокни : Секретное знание.
Солнце "сильно" красного цвета.
Люди не видели синий цвет до недавнего времени.
Все цвета спектра.
Калиброванные глаза для вас, дальтоники!
Ну и на последок Вызов цвета.
Иллюзии.
Красивая иллюзия.
Да я сам видел! своими глазами!
Невозможные цвета.
СТО лет цвета.



Элегантность цветка.
О красоте.
Красота человека.
Красота.
Еще о красоте.
Эволюционная теория красоты.
Зернышко за зернышком.
Бабочки и готика.

Красота как исключение.
Сила исскуства.
Симпотно и удобно.




Tags: Красота, Культура
Subscribe

  • Кто ты?

    Дом - это не где ты, Дом - это кто ты. /Источник/ Выбери три дома. Это мой дом. Дом - это ты сам. Архитектура на подкорке. Дом,…

  • Мать и отец вещей

    Джейн Джекобс в своей книге «Экономика городов» описывает основные принципы экономического функционирования городов и вводит принцип городского…

  • Нейроархитектура

    Исторически исследования архитектуры основывались на философских построениях или анализе поведенческих моделей, чтобы связать человеческие реакции…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Кто ты?

    Дом - это не где ты, Дом - это кто ты. /Источник/ Выбери три дома. Это мой дом. Дом - это ты сам. Архитектура на подкорке. Дом,…

  • Мать и отец вещей

    Джейн Джекобс в своей книге «Экономика городов» описывает основные принципы экономического функционирования городов и вводит принцип городского…

  • Нейроархитектура

    Исторически исследования архитектуры основывались на философских построениях или анализе поведенческих моделей, чтобы связать человеческие реакции…