evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

«Алгокогнитивная культура» | Часть №1



В продолжение тем:
«Большой Брат — сын Большого Бога» | Часть №1
«Большой Брат — сын Большого Бога» | Часть №2

В теории когнитивной эволюции человека разработанную Мерлином Дональдом, центральный тезис заключается в том, что в ходе эволюции людей природа выработала совершенно новую когнитивную стратегию: симбиоз мозга и культуры.
Как следствие, человеческий мозг не может реализовать свой проектный потенциал, если он, в процессе своего развития, не погружен в распределенную коммуникационную сеть, — то есть в культуру.
Человеческий мозг в буквальном смысле специально приспособлен для функционирования в сложной символической культуре.

В данной теории понятие «культура» трактуется так - «культура» в контексте эволюции Homo sapiens — это «культура обмена мыслями».


В основе принципиального отличия человека от животных вовсе не больший мозг, а наличие у людей, помимо индивидуального, еще и коллективного разума, порождающего культурные адаптации и позволяющего ими делиться в социально-когнитивной сети.
Когнитивная эволюция человека характеризуется двумя особенностями, отличающими людей от прочих приматов.

Первая особенность — это культура обмена мыслями (mindsharing cultures). Она определяет эмпатическую, эмоциональную и когнитивную настройку членов когнитивных сообществ в процессе распределенного познания (distributed cognition). Последнее представляет собой кооперативную когнитивную работу (cooperative cognitive work) в рамках распределенных когнитивных сетей (distributed cognitive networks).
Вторая особенность — это появление у людей мозга, который специально приспособлен для функционирования в распределенных когнитивных сетях и не может вне их реализовать свой проектный потенциал.

Названные две особенности определили уникальную траекторию эволюции людей, отличающуюся неуклонно и с ускорением нарастающей кооперативной когнитивной работой, производимой в разнообразных форматах: передача навыков, обмен знаниями, распределение когнитивной деятельности, групповое принятие решений и т.д.
Эта уникальная траектория эволюции вела к созданию сложных распределенных социальных систем (complex distributed social systems), позволяющих осуществлять сложную распределенную когнитивную работу.

Человеческий разум — это гибридный продукт, в котором сверхсложная «гипер-сетевая форма материи» (мозг) переплетается с невидимой «символической гипер-сетью» (культурой), образуя «распределенную когнитивную сеть».

Этот гибридный ум и есть наше главное эволюционное преимущество, позволившее человечеству как виду далеко вырваться за пределы ограничений мозга млекопитающих.

С момента публикации основных работ Мерлина Дональда по теории когнитивной эволюции человека прошло уже более 20 лет. С тех пор предпринимались неоднократные попытки практической увязки и интеграции этой теории с другими известными теориями разума и теориями эволюции культуры.
«Theory of Mind» описывает способность человека приписывать психические состояния, намерения и чувства другим людям и самому себе.
Memetics — теория информационного содержания сознания и эволюции культуры, построенную по аналогии с генетикой и биологической теорией эволюции Дарвина.
Memetics описывает содержание сознания как совокупность мемов (смысловых единиц культурной передачи), а эволюцию культуры — как эволюцию мемов и мемокомплексов (групп взаимосвязанных мемов), происходящую за счёт копирования, мутаций и естественного отбора мемов. В принципе, мемом может считаться любая используемая в коммуникации людей единица информации, которая умеет самореплицироваться (идея, новое слово, популярное высказывание и т.д.).
Но в контексте культуры наиважнейшую роль играет мемы человеческих ценностей.


В основе любой культуры лежат общие ценности, разделяемые членами сообщества и выражаемые культурными нарративами — общими для членов сообщества словесными описаниями этих ценностей.
Чем чаще культурные нарративы повторяются в жизни членов сообщества, тем крепче они вплавляются в распределенное познание его членов, а также в процессы принятия индивидуальных и коллективных решений: при этом растёт вера в истинность таких культурных нарративов среди членов сообщества и их значимость для групповой идентичности его членов.
Напротив, снижение частоты повторения культурных нарративов, постепенно вымывает их из культуры: ценность таких нарративов в жизни сообщества (в коллективной памяти, распределенном познании и при принятии решений) падает, равно как и их роль в групповой идентичности.

Таким образом, культура, актуализируемая набором текущих культурных нарративов, непосредственно влияет на цели и приоритеты членов сообщества, устанавливая границы желаемого и допустимого в нем для «правильных» членов сообщества.
Эти границы, по сути, выступают ценностными ограничителями любых социальных, экономических и политических отношений между членами сообщества и порождаемых этими отношениями процессов и институтов. Они же определяют границы допустимых компромиссов для членов сообщества при столкновении с членами других сообществ.

В рамках подхода на основе принципа свободной энергии Карла Фристона, теория понимания чужого сознания рассматривает коммуникации между людьми в терминах вывода о поведении других (и нашем собственном поведении).
В основе такой трактовки лежит предпосылка, что наши ощущения в значительной степени порождаются другими подобными нам людьми. Это означает, что мы пытаемся сделать вывод о том, как наши ощущения навеяны другими, в то время как другие пытаются сделать вывод о нашем поведении. Другими словами, ощущения, вызываемые другими и самим собой, порождаются одним и тем же процессом.
Такая трактовка понимания чужого сознания приводит к взгляду на коммуникацию агентов, как процесс обмена информацией между ними, основанный на нарративах, которые разделяют агенты, обменивающиеся сенсорными сигналами.

Thinking through other minds (TTOM) являеться попыткой практической увязки и интеграции теории понимания чужого сознания с меметикой на основе принципа свободной энергии Карла Фристона.

Согласно ТТОМ, люди усваивают общие привычки, нормы и ожидания своей культуры посредством иммерсивного участия в копировании образцов культурных практик внимания и поведения.
По сути, ТТОМ описывает процесс вывода ожиданий других людей о мире и о том, как вести себя в социальном контексте.
Для человека информация, получаемая в процессе такого вывода, служит в качестве отправных статистических закономерностей, которые люди используют для прогнозирования и организации поведения.
Эволюция культуры происходит под влиянием воплощенных культурных практика, а не просто “идей”, как в меметике (причем практики в ТТОМ имеют первенство в управлении не только поведением, но и мышлением).
Идеи и практики, которые более эффективно сокращают свободную энергию, имеют тенденцию распространяться и становиться доминирующими в культуре.
Идеологии (типа религий или национализма), являя собой взаимосвязанные наборы т.н. «скрытых причин», общих ожиданий и практик, являются эффективным средством минимизации свободной энергии.
ТТОМ показывает, что чисто организмоцентрическая концепция повышения пригодности (в форме минимизации свободной энергии отдельным организмом) не работает для объяснения влияния культуры на индивидов.
Социальные системы с помощью механизмов TTOM также могут склоняться к догматизму, радикализму и контролю сознания, которые подавляют индивидуальное самовыражение и творчество индивидов.

Процессы, в результате которых происходит актуализация наборов текущих культурных нарративов (от мемов, привычек и ожиданий до общепринятых норм), определяют способы и масштабы их трансляции, формирующей и поддерживающей доминирующие системы ценностей. В силу этого, названные процессы становятся важнейшим культурообразующим фактором.
Характер процессов зависит от уровня развития используемых обществом технологий распределенного познания, которые будем далее называть медиатехнологиями. С их помощью в когнитивных сообществах организуется кооперативная когнитивная работа людей, позволяющая членам сообщества пользоваться коллективным разумом, без чего невозможна передача информации (знаний) и социальное обучение.

В контексте эволюции Homo sapiens, культура формируется в процессе распределенного познания.
А характер данного процесса определяется имеющимися у когнитивных сообществ медиатехнологиями.


Единственный вид рода Homo — человек разумный, — стал обладателем принципиально нового типа гипер-сети.
Это нематериальная аналоговая (символическая) гипер-сеть — культура обмена мыслями.
Люди не только способны обнаруживать существование других умов и понимать, что у этих умов есть свои убеждения, но также способны формировать сети доверия, построенные на общих намерениях, убеждениях и ценностях. Ни один другой вид животных не делает ничего подобного. Именно ей люди обязаны тем, что перестали быть животными и, совершив множество колоссальных прорывов, создали цивилизацию. Философия и математика, физика и биология, медицина и психология, живопись и музыка, литература и поэзия, театр и кино, — все это плоды цивилизации, созданной и совершенствуемой когнитивной культурой людей.

Но и у когнитивной культуры есть свой предел, как в плане потенциальных масштабов ее расширения, так и в плане её имманентных свойств. Дальнейшее эволюционное развитие биологического разума снова уперлось в эти ограничения.
Но эволюция неостановима.
На рубеже 20–21 веков снова возник принципиально новый тип гипер-сети — алгокогнитивная культура. Это гибридная (материально-нематериальная) цифровая гипер-сеть, агентами которой, помимо людей, становятся алгоритмы. Свойства этой гипер-сети таковы, что, попав в неё, люди постепенно превращаются в инфоргов (информационные организмы, связанные с биологическими агентами и инженерными алгоритмическими артефактами в глобальной среде — инфосфере), а управление гипер-сетью постепенно переходит в ведение алгоритмов.
Будучи новым «движком» эволюции биологического интеллекта, алгокогнитивная культура призвана выйти за интеллектуальные границы людей, как чисто биологических агентов, и ответить на неразрешимые в рамках культуры обмена мыслями вызовы, создав и развив новые классы наук, технологий и практик.

Но и у когнитивной культуры есть свой предел, как в плане потенциальных масштабов ее расширения, так и в плане её имманентных свойств. Дальнейшее эволюционное развитие биологического разума снова уперлось в эти ограничения.

/Продолжение следует/


/Источник/




Tags: Культура, Общество, Сознание
Subscribe

  • Истоки современной архитектуры

    «Навязчивые идеи — движущая сила исследований». Откуда взялась современная архитектура? Как случилось, что строения с богатым декором,…

  • Почему не бывает красного структурного цвета

    Наш мир полон красок всех мастей, от огненно-красного до морозно-синего. Цвет предметов и окрас живых организмов является результатом ряда…

  • Венец творения?

    Понятие «ум» и близкие к нему понятия чрезвычайно расплывчаты. Общепринятых четких различий между толкованием слов intellect, mind, sense,…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Истоки современной архитектуры

    «Навязчивые идеи — движущая сила исследований». Откуда взялась современная архитектура? Как случилось, что строения с богатым декором,…

  • Почему не бывает красного структурного цвета

    Наш мир полон красок всех мастей, от огненно-красного до морозно-синего. Цвет предметов и окрас живых организмов является результатом ряда…

  • Венец творения?

    Понятие «ум» и близкие к нему понятия чрезвычайно расплывчаты. Общепринятых четких различий между толкованием слов intellect, mind, sense,…