То, что мы видим и то, что мы измеряем с помощью самых сложных и точных приборов, есть не то, что есть “на самом деле”, а, в лучшем случае, это классический интерфейс к тому, “что есть на самом деле”, плюс наше внутреннее фундаментальное ограничение мыслить в классических образах.
Можно ли через этот грубый фильтр добраться до того, что “есть на самом деле”?
/Alexander Panov/
Недавнее открытие Zona Incerta раскрывает тайну нейробиологического механизма любопытства, подобно тому, как ранее уже были открыты механизмы других важнейших механизмов: борьбы, голода, бегства и спаривания.
Схема работы Zona Incerta показана на рисунке:
• При обнаружении предмета возбуждение инициирует работу нейронов этой зоны. Их задача определить, — это что-то знакомое или новое.
• Если знакомое — достаточно поверхностного обследования.
• Если новое — нужно глубокое исследование.
Но не все так просто.
Человек эволюционировал, чтобы приспособиться к миру неопределенностей.
Дело в тонкой и почти неуловимой границе, отделяющей любопытство от ситуационного интереса.
Любопытство и ситуационный интерес, хоть и кажутся синонимами, но эти два свойства личности различаются с точки зрения их теоретического обоснования, биологических основ, пусковых факторов, эмоциональной валентности, специфики информационного поиска и отношения с индивидуальным («шкурным») интересом.
Любопытство может быть уподоблено аппетиту к знаниям, который может быть утолен конкретной информацией, заполняющей пробел в знаниях. Поведение при поиске такой информации определяется ожидаемой доступностью информации с использованием анализа затрат и выгод.
• Ситуационный интерес является положительным аффектом, вызванным широким разнообразием ситуационных поводов (напр. как достичь чего-то).
Любопытство же является важным фактором для развития личности, будучи аверсивным (не приятным) когнитивным состоянием, вызванным информационным пробелом.
• Ситуационный интерес следует гедонистическому принципу и связан с любовью мозга к опиоидам.
Любопытство же понимается через теорию драйва и включает в себя дофаминергическую систему желаний.
• Ситуационный интерес побуждает людей приближаться к стимулу, в то время как любопытство способствует активному поиску недостающей информации.
Бывает два типа любопытства:
• Прямое любопытство к тому, что провоцируется непредсказуемостью.
• Обратное любопытство к тому, почему возникло несоответствие.
► Ситуационный интерес подобен голоду, жажде, потребности в безопасности или желанию размножаться. Эволюция научила мышей и людей ситуационному интересу и автоматизировала его алгоритмом работы Zona Incerta.
► Тогда как любопытство влечет нас к исследованию концептуальных миров.
Любопытство является прямым проявлением мотивации детей понимать мир и строить его модель. Любопытство ведет нас к тому, что, как мы думаем, мы можем выучить.
/Источник/
"Ген счастья".
Поисковая активность.
О пользе стресса.
Используйте стресс мудро.
Еще раз о балансе.
Ключ к счастью.
Проблема самоубийства.
Любознательность.
Когнитивная гибкость и везение.
"Желание снять сресс"
«Сбор урожая»
Новая теория обучения.
Сенситивные периоды.
Новая стратегия моделирования личности как сложной системы.
Journal information