
Гераклит Эфесский сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Наш мозг постоянно обновляет свои молекулярные и клеточные компоненты, постоянно обновляя нейронные субстраты нашего опыта. Такой оборот может происходить без изменения отношения между активацией нейронов и внешним миром. Однако недавние эксперименты показывают постоянную реорганизацию нейронных ответов в цепях, необходимых для конкретных задач, даже когда задачи полностью усвоены.
Эта очевидная нестабильность ставит под сомнение представление о том, что синаптические связи и индивидуальные нейронные реакции напрямую коррелируют с памятью поведения.
Этот феномен, называется дрейфом репрезентаций.
То, что данный феномен существует, очевидно; всё остальное — загадка - почему происходит дрейф репрезентаций, в чём его смысл, как головной мозг осуществляет его и какие части мозга участвуют в этом деле.
Как животные могут устойчиво чувствовать мир, если их нейронные реакции на этот мир постоянно меняются? Если такая изменчивость обычна, то в мозгу должны быть какие-то неоткрытые и даже не представленные гипотетически механизмы, которые позволяют ему держать ситуацию под контролем.
Множественные эксперименты позволили установить, что если какой-то нейрон грушевидной коры реагирует на конкретный запах, вероятность того, что этот же нейрон будет реагировать и через месяц, составляет всего один к пятнадцати. Какой момент времени ни возьми, в ответ на появление того или иного запаха «выстреливает» одно и то же количество нейронов, но состав этой группы нейронов меняется. Ежедневное вдыхание какого-то запаха может замедлить дрейф репрезентаций, но не устраняет его.
Участие гиппокампа требуется при научении и кратковременном запоминании. Нетрудно предположить, что он должен осуществлять перезапись и, следовательно, постоянно менять репрезентации. Грушевидная кора — особый случай. Она функционирует как сенсорный узел — область, которая позволяет мозгу различать стимулы. Этот узел должен быть стабильным: ведь иначе запахи не смогут быть знакомыми! Если дрейф репрезентаций может идти в грушевидной коре, тогда вполне вероятно, что он — обычное явление для всех областей головного мозга!

Дрейф репрезентаций может быть просто дефектом нервной системы. Связи во многих частях головного мозга постоянно образуются и разрушаются, и каждый нейрон сам постоянно перенастраивает клеточный материал. Возможно, такого рода система — версия корабля Тесея — обречена дрейфовать с течением времени.
Непрерывно меняя способ хранения имеющейся информации, нервная система, по-видимому, лучше усваивает новые данные. В процессе дрейфа репрезентаций информация, потерявшая полезность, забывается, а информация, оставшаяся полезной, обновляется.
[ Парадокс ]
Парадокс "Корабль Тесея":
Он звучит так:
Греческий герой Тесей сплавал на Крит и с помощью принцессы Ариадны победил там Минотавра. А когда вернулся в Афины, местные жители решили хранить его корабль как памятник. Но вот проблема: судно начало гнить, и в нем меняли доски на такие же, только новые, одну за другой. Со временем в нем не осталось ни одной исходной доски.
Вопрос: является ли этот корабль кораблем Тесея или больше нет? Если нет, то в какой момент корабль перестал быть собой – когда заменили первую доску или когда заменили последнюю? Или половину?
Ситуация становится совсем парадоксальной, если добавить еще одно условие: все старые доски собраны, и из них построено точно такое же судно. Какой из этих кораблей следует считать подлинным? Корабль из новых досок или из старых, который еще, может быть, помнит путешествия героя? А если они оба идентичны тому, на котором плавал Тесей, значит, они равны между собой?
Короче - «ЕСЛИ ВСЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИСХОДНОГО ОБЪЕКТА БЫЛИ ЗАМЕНЕНЫ, ОСТАЁТСЯ ЛИ ОБЪЕКТ ТЕМ ЖЕ?»
Можно интерпретировать дрейф как проявление обучения.
Дрейф репрезентаций — не само обучение; обучение — огонь, а дрейф — дым.
Дрейф репрезентаций указывает на что-то такое, чего мы не видим и пока не понимаем.
Без спорно нервная система способна поддерживать точные и целенаправленные связи, например, между мышцами и нервами, управляющими их работой.
Но идея стабильных репрезентаций, никогда не была теорией: скорее, она «молчаливо принятое предположение», которое используют, «потому что оно простое».
/Источник №1//Источник №2/

Картинка кликабельна
Journal information