evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Umwelt



В продолжение тем:
Сотворение реальности.
«Доступность»
Воля + Представление.

Согласно Jakob von Uexküll, Umwelt строится путем отбора значимого и ценного и вовлечения их в жизненный мир организма; окружающий мир – не просто мир вещей, а мир актов действия; познание, по сути тождественное жизни, представляет собой извлечение смыслов; разные живые организмы живут в разных когнитивных и жизненных мирах.
Тот срез мира, который имеет значимость для живого организма, который он способен воспринять и на который распространяются возможности его движения и действия, – это и есть Umwelt этого организма.


Понятие "Umwelt" впервые было предложено Jakob von Uexküll в работе «Окружающий мир и внутренний мир животных» (“Umwelt und Innenwelt der Tiere”).
Umwelt – это особый мир восприятия и действия, тот мир, который строит себе всякий биологический вид и отдельная особь в нем, к которому адаптирован и который определяет способ его поведения в нем.
Umwelt – это определенный срез мира, поскольку каждое живое существо выбирает из всего многоцветья, многозвучия, многовкусья, множества запахов мира, из всего многообразия тактильных ощущений, связанных с возможными контактами с внешними предметами в мире, только те раздражители и те сигналы, которые соответствуют возможностям органов чувств этого живого существа и служат его нуждам выживания и успешной деятельности.

Суть гипотезы: у каждого биологического вида есть свой «окружающий мир» (Umwelt), определяемый его телесной организацией, числом и строением органов чувств, устройством нервной системы и этот «мир» почти не сравним с «мирами» биологического существа иного биологического вида… В меньшей степени отличаются «окружающие миры» существ одного биологического вида. Производным от окружающего, является «внутренний мир» (Innenwelt) существа. Это мир его – если так можно выразиться – «субъективного опыта».
Можно также сказать, что Umwelt состоит из знаков, которые животное получает через органы чувств и интерпретирует. Таким образом, Umwelt — это субъективный мир животного. Его образуют две сферы, выкроенные органами чувств и органами действия из окружающей действительности, — перцептуальный мир и операциональный мир.

Находясь в концептуальных рамках мировидения Jakob von Uexküll, Umwelt можно определить:

Umwelt нельзя свести ни к организации субъекта действия, ни к организации окружающей среды. Umwelt – это продукт взаимодействия между тем и другим. Субъект и объект, когнитивный агент и среда его активности составляют единство и взаимно определяют друг друга.

Umwelt – это мир смыслов. В понятии "Umwelt" подчеркивается субъективность и смысловая определенность мира живого существа. Субъектами восприятия и действия Jakob von Uexküll называет и животных, – не только человека. «Всё, что субъект воспринимает, становится его миром восприятия (Merkwelt), а всё, что он делает, становится его миром действия (Wirkwelt). Мир восприятия и мир действия составляют вместе единое целое, мир вокруг животного, или окружающий его мир (Umwelt). Umwelt столь же многообразны, как и сами животные». А смыслы появляются постольку, поскольку животное воспринимает и действует в окружающем его мире избирательно.

Umwelt – это лишь определенный срез мира, полученный в результате отбора значимого для каждого биологического вида содержания. Это результат интенциональной активности живого организма и в его телесной, и в его психической организации. Живые организмы специализируются в своих возможностях отбора значимого для них в окружающем мире. Когнитивная активность в мире невозможна без его упрощения; эта процедура не из простых, но необходима, так как выбор значимого и извлечение смысла есть демонстрация способности выживать в среде и уживаться с другими организмами. Вид ищет в мире знаки, важные для своего выживания. Вид действует в соответствии со своим Umwelt. Можно обобщить эту идею и применить ее к когнитивным функциям и вообще к принимаемым решениям…

Мир человека – это мир символов языковой, мифологической, религиозной, художественной, научной реальности. Социальная среда наполнена разнообразными символами, обозначающими положение в обществе, социальные роли, отношения власти и подчинения и т.п. Символы свертывают в себе разнообразные смыслы, доступные для понимания и часто неоднозначного толкования. Процесс толкования смыслов становится процессом рождения новых смыслов, особенно если человек относится к жизни, как к игре, стремится проявить креативность в социальной или культурной деятельности, погрузиться в чтение художественного произведения и т.д.
Вплоть до сегодняшнего дня некоторые ученые полагают, что применение таких понятий, как "знак", "сигнал", "послание" и "смысл", к нелингвистическим биологическим процессам чисто метафорическое, что эти процессы можно свести к физико-химическому уровню. Но ведь есть и такие феномены природы, где роль сигналов и знаков и устанавливаемый ими контроль над материальными процессами несомненна. Это генетический код в развитии живого организма, психомоторный контроль в нервной системе, психосоматика в процессах поддержания здоровья или развития болезни, как и собственно проблема души и тела в философии.

Umwelt каждого человека изменяется, трансформируется на протяжении всей его жизни.
Привилегией человека, но лишь в определенной мере, является то, что он может создавать миры и иметь по меньшей мере иллюзию, что он может вырваться из своего Umwelt.


Через понятие "Umwelt" Jakob von Uexküll подчеркивает, что активность идет не только от живого существа, но и от самого окружающего мира, который одновременно и создается живым существом, и создает его самого. Смыслы выделяет не только живое существо, но и сама действительность открывается как смысловая живому существу.

Umwelt – это мир живого существа, естественным образом спроектированный по законам дизайна. По Jakob von Uexküll, тогда как основной проблемой физиологии является проблема причинности, «основной проблемой биологии является проблема дизайна (Planmässigkeit) организмов». Загадка устройства живой природы согласно некоторому внутреннему плану (собственный дизайн живой природы) – это выражение аристотелевской проблемы энтелехии и проблемы целеустремленности (Zielstrebigkeit) жизни. Jakob von Uexküll исходил из того, что живые организмы являются коммуникативными структурами. То, как организмы различают друг друга и обмениваются сигналами, зависит от их дизайна, т.е. от структурной организации их тел, и от действия функциональных циклов, посредством которых поддерживается их связь со средой.

"Функциональный цикл", или "круг" (Funktionskreis) – это важное понятие, введенное Jakob von Uexküll. По сути в этом понятии он предвосхитил фундаментальное свойство сложных систем в природе, их способность поддерживать внутреннее равновесие, гомеостазис. Для биологических систем гомеостазис есть способ их выживания, поддержания жизненного порядка; для автоматических устройств в технике гомеостазис есть их способность преодолевать внешние дезорганизующие воздействия и поддерживать динамическое равновесие (самонаведение, саморегуляция, самовосстановление). Функциональный круг, согласно Jakob von Uexküll, представляет собой механизм эволюционно сложившегося дизайна живых существ.

Самым важное для Jakob von Uexküll то, что функциональные круги восприятия и действия являются для организма механизмом построения его Umwelt. Телесная (морфологическая) организация живого организма определяет возможности его восприятия окружающего мира и действий в нем; его восприятия и действия сугубо избирательны: организм строит под себя свою среду, которая обратно воздействует на него, его формируя. Взаимная активность организма и окружающей его среды называется в биологической экологии процессом их коэволюции, а в современной философии сознания – их динамической коэмерджентностью.

Umwelt – это одновременно и мир восприятия живого существа и его мира действия (Merkwelt und Wirkwelt). Всякое восприятие сопряжено с действием, не существует без него: восприятие активно и конструктивно, а действие является воспринимающим. Организмы живут не в мире застывших вещей, а в мире процессов, актов действия (Aktionsdinge). Вещь становится значимой для организма, когда и поскольку она вовлекается в его действие.

Обобщая написанное, "Umwelt":
сопряженность активного восприятия с активным действием: живые существа создают окружающий их мир на свою пользу и свои нужды, прилаживают его под себя, его воспринимая;
циклы прямой и обратной связи живого организма и окружающей его среды (функциональные круги);
селективность (избирательность) восприятия и действия: только определенный фрагмент (срез) внешнего мира схватывается через органы чувств животного, преобразуется в его нервные импульсы и стимулирует его психомоторную активность; не все, но только немногие раздражители из внешнего мира важны для жизни организма;
извлечение/порождение смыслов: Umwelt – это то, что значимо и несет смысл для живого организма в отличие от окружающей среды (environment); для всего живого действительность открывается как смысловая;
подвижная, динамическая граница между внешним и внутренним: граница между организмом и его Umwelt трудно уловима. Живое существо втягивает мир в себя, превращает внешнее во внутреннее, а себя распределяет, «распыляет» в окружении. Паутина, произведенная пауком, в известном смысле является частью его самого;
интерактивное единство живого существа и его Umwelt: объективный внешний мир и субъективный внутренний мир находятся в отношении взаимной детерминации. Всякий Umwelt строит некую замкнутую в себе самой целостность, которая во всех своих частях управляется смыслом. Живое существо отчасти вне себя, в своих действиях и в их продуктах (бобр в построенной им платине, ласточка в слепленном ею гнезде), а значимая часть внешнего мира вовлечена в их действия, встроена в их собственную природу, поставлена им на службу.

Если обобщить, влияние созданного Jakob von Uexküll понятия "Umwelt" на современную когнитивную науку, то стоит выделить четыре основных момента:

Связь живого организма и среды, в случае животного – когнитивного агента и окружающего его мира, который он осваивает, познает, строит, а в случае человека – субъекта и объекта познания. Эта связь называется по-разному в разных научных концепциях. У Jakob von Uexküll – это функциональный круг. В современной теории сложных систем (а организм есть сложная система, которая встроена в более обширную систему, и эти системы организованы иерархически) – это циклическая детерминация (или циклическая причинность).
Извлечение смыслов, которое связано с избирательной активностью живых организмов, с выбором функций для определенных действий и с выбором значимого и ценного в окружающей среде. Жизнь есть познание, а познание есть извлечение смыслов и даже их продуцирование. Мир живого организма – это всегда лишь определенный срез мира, его фрагмент, тот, который имеет определенную значимость для него. Избирательность живого организма есть индикатор его весомости в сети жизни, его зрелости как индивида и степени его влияния на других существ.
Роль тела и телесно-моторных определенностей для познания. Тело живого организма есть инструмент познания. Оно определяет, что доступно организму из всего многообразия существующего, чем он может овладеть, что может освоить, что способен втянуть в сферу своей жизненной активности. Идея сенсомоторного мира – телесно ориентированного мира восприятия и действия – есть не что иное, как оригинальное представление об Umwelt.
Umwelt – это окружающий для животного мир в смысле его жизненного, феноменального мира – мира как он представляется этому животному благодаря его сенсомоторному репертуару: всё, что субъект воспринимает, становится его перцептуальным миром, а всё, что он делает, его миром эффекторов. Перцептуальный мир и мир эффекторов вместе формируют замкнутую единицу, Umwelt.

Операциональная (организационная) замкнутость организации живого организма как организации автопоэтической, что означает способность сохранять ее собственную идентичность.
Umwelt, по Jakob von Uexküll, – это целостный, самодостаточный, внутренне замкнутый мир живого существа. Umwelt – это непроницаемая оболочка, которая окружает животное на протяжении всей его жизни. Umwelt животного дан ему как часть его феноменального мира, он всегда ограничен в пространстве, во времени и по своему содержанию. Непроницаемость границ Umwelt означает, что живой организм организационно замкнут в окружающем и несущем для него смысл мире: отнюдь не все предметы становятся для него предметами действия (Aktionsdinge), отнюдь не все воздействия проникают в него и оцениваются как значимые для этого организма. В этом плане нет абсолютного пространства и абсолютного времени: пространство и время всегда субъективны, они есть некоторые конструкты. Живые организмы живут в разных пространственных мирах и темпоральных мирах (темпомирах). Не существует и абсолютных смыслов, одинаковых смыслов для всех живых существ, разные смыслы порождаются/извлекаются в действии разных живых существ.


Понятия жизни, познания, опыта и активного действия оказываются в единой связке. Феноменальный мир – мир опыта создается во взаимодействии познающего субъекта (или – в случае живого организма – когнитивного агента) с окружающим его миром, в диалоге с ним, в структурном сопряжении, динамической коэмерджентности с системами окружения: то, что может быть вовлечено в опыт, стать таковым, зависит от телесной, психической и ментальной организации живого существа.

Мир – это всегда наш мир. Это фрагмент, срез или часть мира. Мир не дан нам в готовом виде, он определяется нашим опытом, как, собственно, и мы сами строимся благодаря влияниям среды, которую мы сами создали. Живые организмы – это автопоэтические целостности, которые обладают свойствами автономии и операционной замкнутости. Автопоэтическая система взаимодействует со средой, элементы которой возникают вместе с ней, пребывают в процессе становления и трансформируются в отщеплении фрагментов среды и превращении их в свою среду. Среда, в которой существует живая система, возникает вместе с системой, и всё, что применимо к системе, применимо и к более широкому ее окружению (сродство системы и ее среды, их структурное сопряжение). Основное свойство целостной системы – сохранение ее идентичности. Последнее есть результат ее спонтанной организации как структурно-детерминированной сущности, а не результат внешнего диктата или поставленной для нее извне цели. Поддержание идентичности системы является результатом ее рекурсивного взаимодействия со средой. Поведение – это не то, что делает живой организм, а то, что возникает в столкновении организма и среды.
Познаваемый организмом мир связан с его действием. Энактивность – это, по сути, воздействие организма в мир. Мир, который окружает нас, и то, что мы делаем, чтобы обнаружить себя в этом мире, неразделимы. Познание есть активное участие, глубинная кодетерминация того, что кажется внешним, и того, что кажется внутренним.
Мир определяется не чисто субъективно и не произвольно, а телесными и психомоторными возможностями познания. Энактивность познания не отделима от его телесной детерминации познающего существа.
Мир непрерывно конструируется, созидается познающим и осваивающим его живым организмом.
Так-же как всякий живой организм имеет экологическую нишу в сети жизни, так же и всякий организм, взятый в аспекте познания (познающий живой организм), выбирает, активно приспосабливается, создает для себя когнитивную нишу.

Реальность мы находим не вне нас, она ежеминутно возникает в наших глазах, а вместе с ней возникаем, преобразуемся и мы сами.

Язык является системой, которая сама себя создает. Это слушатель, а не говорящий, определяет смысл высказывания. Это читатель, а не писатель распаковывает текст, извлекая смыслы в соответствии со своими личностными смыслами. Язык тоже подобен танцу, в котором два человека взаимно друг друга строят, изобретают, определяют, чтобы стать единством.
Живое существо видит не глазами, а руками и ногами. Познание непосредственно связано с действием («Если хочешь познать, научись действовать!»), а действовать надо так, чтобы не свертывать спектр возможностей для дальнейших действий, а сохранять альтернативы и, если это удается, их увеличивать («Действуй так, чтобы умножать возможности для выбора!»). Разнообразие всегда дает надежду на то, что мы можем сделать лучший выбор.


Процесс восприятия и познания живым существом окружающего мира есть реализация себя как живой системы, производство собственных операций, освоение окружающего мира через открытость к нему и замкнутость от него (принцип операциональной замкнутости), изменение себя через мир и мира через себя, их взаимное конструирование.

Живые системы являются когнитивными системами, а жизнь является процессом познания. Окружающая среда организма не эквивалентна миру, видимому просто через линзы физики и химии. Живые существа оформляют мир в значимые для них области взаимодействия и, следовательно, создают собственную окружающую среду смыслов и валентности.
Знания не пассивно приобретаются организмами как когнитивными агентами, но активно строятся ими. Живые организмы как целостные системы активно взаимодействуют с элементами окружающей среды, конструируя ее и находясь в процессе конструирования самих себя под ее влиянием.
Наш мир восприятия и мышления не ограничивается нашей кожей и кончиками наших пальцев. Мы распределены в окружающем мире, в нашем узком социуме, который строится нами посредством и наших мыслей и наших действий. Субъективность человека продлена и продолжена в мир его вещей-процессов, в мир его социальных отношений.


Umwelt – это созданный нами окружающий мир, обратно влияющий на нас самих.
Umwelt нельзя свести ни к организации субъекта действия, ни к организации окружающей среды; это есть продукт непрерывного и активного взаимодействия между тем и другим.
Umwelt – это и наш микросоциум, мир наших непосредственных природных и социальных связей и отношений. Живой организм и окружающая среда совместно и взаимно конституируют друг друга. Эта теоретическая позиция получила название "extended mind".

Наш мир – это, скорее, не мир вещей, а мир действий, мир наших поведенческих актов и откликов на эти акты.

/Источник/



Паутина как продолжение разума.
Кортекс и экзокортекс.
Кентавр.



Реальность как она есть.
Реальная реальность.
О природе реальности.
Реальность vs действительность.
Наша реальность.
Чужие сны.
Вся реальность.
О различии Реальности vs Действительности.
Predictive coding.
Нейро реальность.
Мир не иллюзия, а конкуренция иллюзий.
Стать реальностью.
Гиперповерхность одновременности.
Восприятие и есть реальность.
МЫ ЗДЕСЬ.
Контролируемая галлюцинация.
Сотворение реальности.
Нейронаука Реальности.
Интерфейс.
Of Reason.
Наш интеллект знает, что живет в мультивселенной.
Архитектурный разум.
АМПЛИТУДА ПОИСКА.
Идея.
Свойство реальности.
Философский эксперимент.
"Реальный мир".
Объективная реальность | Часть №1
Объективная реальность | Часть №2
ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ.
Сама реальность.
Самопреодоление.
Настоящая магия 21 века.
Упорядочение хаоса.


Engram : Data Sculpture for Melting Memories from Refik Anadol on Vimeo.






Tags: Картина мира, Реальность
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Музыкальная пауза

    St. Paul & The Broken Bones - Grass Is Greener The Real Folk Blues Monster Truck - Don't Tell Me How To Live

  • Языки подсознания

    Сознание человека — полиглот, знающий множество языков: от вербальных до языка смыслов. Но в основе языковой пирамиды сознания — древние языки…

  • Раненые дети

    В продолжение: Недообнятый. Инвалиды высоких иллюзий. Ходят по планете Раненые дети. Покупают мебель, солят кабачок. Детям очень важно…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments

Recent Posts from This Journal

  • Музыкальная пауза

    St. Paul & The Broken Bones - Grass Is Greener The Real Folk Blues Monster Truck - Don't Tell Me How To Live

  • Языки подсознания

    Сознание человека — полиглот, знающий множество языков: от вербальных до языка смыслов. Но в основе языковой пирамиды сознания — древние языки…

  • Раненые дети

    В продолжение: Недообнятый. Инвалиды высоких иллюзий. Ходят по планете Раненые дети. Покупают мебель, солят кабачок. Детям очень важно…