evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

История психоанализа



Есть много психоанализов.
Неправильно говорить только о фрейдизме, т.к. учения неопсихоаналитиков так-же вышли непосредственно из учения Фрейда. Не только из опубликованных им работ, но и изо всей атмосферы экспериментов, переписки с другими учёными и внутренних дискуссий в кругу психоаналитиков. Из этих семян выросли учения Юнга, Адлера, Фромма, Райха и др. Кроме того, сам фрейдистский психоанализ можно разделить на два или три периода. Причём, в первом фрейдизме всё просто и чётко, но Фрейд признал его ошибочность и ввёл понятие танатоса, разрушившее его старую систему до основания. А второй фрейдизм он так никогда толком и не сформулировал.


Ранний психоанализ выглядит так: Есть либидо - энергия сексуального влечения. Все эмоции вырастают из него. Они создают иррациональные побуждения. Психическое здоровье заключается в победе рациональной воли над мерзостями либидо. Врач-психиатр должен пациенту в этом помочь. Укрепить слабую рациональность пациента собственной, ранее дополнительно укреплённой (как медицинским образованием, так и сеансами его собственного психоанализа). С конечной целью спасения цивилизации от хаоса инстинктов (и вписывания пациента в этот спасительный поток рационализации).

Ранние взгляды Фрейда с очевидностью продиктованы ему культурой талмудического иудаизма. Талмудизм - это первый в мире религиозный фундаментализм (как и вообще иудаизм - первая в мире полноценная религия), попытка подчинения всего и вся вере.
Авторы Талмуда исходят из того, что в каждом своём действии, в каждом движении человек выражает всю свою личность, а в конечном счёте, либо свою любовь к Богу, либо богоотступничество. И поэтому должен этот самый каждый не только всякий свой шаг соизмерять со своей любовью к Богу и посвящать Ему, но и выполнять его на основе конкретных религиозных предписаний. Талмуд расписывает всё: как просыпаться, какую ногу первой свешивать с постели, какую молитву затем читать, какую после свешивания второй ноги, что делать, если ночной горшок стоит снаружи, как быть, если он под кроватью, что предпринять, если он наполовину там и там. И так расписывается (алгоритмизируется, во славу рацио), в мельчайших деталях, вся жизнь ортодоксального еврея.
Противостояние рацио и эмоций, как порядка и хаоса, через неудачи и лишения вынуждающее индивида во имя оптимизации собственного материального благополучия укреплять свою рациональность, конкурируя в просчитывая последствия своих решений, выборов - это чисто рыночное представление о человеке. Вообще, для самой возможности рынка по Адаму Смиту необходимо сведение всех мотивов человеческого поведения к одному-единственному инстинкту, иначе выборы становятся нетранзитивны и нестабильны. А если копнуть чуть глубже, для рынка необходимо свести все мотивы именно к "принципу удовольствия", к гедонизму.

В 1920 Фрейд публично принял гипотезу Сабины Шпильрейн о влечении к смерти, позднее названном "танатосом" (или, что почти тоже самое, "мортидо"). Согласно Шпильрейн, танатос-мортидо - это воля "мы", в противоположности эросу-либидо, представляющему личную, индивидуалистическую волю. Эти идеи развил позднее Эрих Фромм, его основные тезисы хорошо согласуются с современной криминалистической психологией, основанной не на психоаналитических концепциях, а на наблюдении за конкретными пациентами - серийными убийцами и некрофилами.
Всё, что сегодня в массах называют "психоанализом", в духе пресловутых фаллических бананов, это старый, до переворота Шпильрейн, психоанализ. После переворота Фрейд почти не лечил. Старые психоаналитические практики для него обесценились, так как полностью основаны на ошибочных, с точки зрения фрейдизма 1920х, предпосылках.

Поздний Фрейд ближе к полуеретическому каббалистическому дуализму и ужасу разбитых зеркал (сфирот). Он видит реальность в катастрофических тонах. Повлияли, конечно, ужасы Первой Мировой и русского большевизма, рост нацизма в Германии и Австрии. Фрейд возвращается к работам Тарда, Сигеле и Ле Бона, к идее "преступной толпы", как источника человеческого безумия. Теперь выясняется, что существует иная, куда более страшная сила, чем либидо; сила, которую Шпильрейн связывала с человеческим "мы". Но тогда либидо не следует подавлять - его следует развивать и укреплять. В качестве союзника рацио против танатоса-мортидо. Вероятно, эти мотивы присутствуют у Бернайса и, как минимум, части послевоенных психоаналитиков, заложивших основы "общества потребления".

Первый фрейдизм так-же идейно близок отрицанию конспирологий. Если всё в человеке - либидо, или его сублимация, если различия между людьми сводятся к большему, или меньшему контролю над собственным иррациональным, т.е. уровню интеллекта, если всё человеческое поведение сводимо к пошаговым оптимизация материального благополучия, то места значительным заговорам в принципе нет. "Гений и злодейство вещи несовместные", ложь и насилие - удел примитивных личностей. Учёный не может врать, политик может, но только по мелочи. Группа не способна эффективно врать в принципе. Но если в человеке есть второй базовый инстинкт, мрачный, разрушительный, всё меняется. Интеллект может быть созидательным, а может и разрушительным. Намерения даже очень умного и талантливого человека могут быть бесчеловечны и деструктивны. Ненависть и брутальность (танатос, как принцип "мы", как энергетика толпы) сплачивают группу лучше любви и благотворительности.
Человек - не адамосмитовская милашка, это страшный кровожадный зверь, придавленный многовековой дрессировкой, но грозящий вырваться наружу ради своей единственной подлинной страсти - пыток, разрушений и убийств.

Эрос и танатос можно так-же сопоставить с идеями платоновского Федра и Политики. Низшие люди движимы раннефрейдистским "принципом удовольствия". Но высшие стремятся не к удовольствию, а к счастью - свободе от тягостного напряжения. Это тягостное напряжение разумно соотнести с танатосом, о котором во времена Платона явно знали больше, т.к. танатос того времени был ещё совершенно разнуздан. Культ Афродиты Урании, в этом контексте - культ не удовольствия, но счастья.
Ну и как соотнести платоновское презрение к удовольствию и рынок Адама Смита?
Экономические агенты, одни из которых одержимы эросом, другие танатосом, а третьи освобождением от того и другого, не смогут заниматься суммой локальных оптимизаций, известных, как "невидимая рука рынка". Они будут интриговать, строить коварные козни, проводить крупномасштабные диверсии, разжигать войны - короче, предпочитать минимизацию чужих выгод максимизации собственных. Такое общество нуждается в других, нерыночных инструментах как анализа, так и управления.

Надо понимать, что поздний (второй) фрейдизм остался концептуально не завершён, а прикладной части (медицинских практик) у него вообще нет. В то же время, зрелые работы мэтра камня на камне не оставляют от "классического" фрейдизма. Поздний фрейдизм сложен и незавершён, тут надобно думать и искать, экспериментировать, низвергать идолов, входить в конфликт с элитой. К чему это разжиревшим котам?

/Источник/




Tags: Картина мира, Философия
Subscribe

  • Я научу тебя убивать драконов

    Давным-давно в небольшой деревушке жил мальчик. Однажды в деревню зашел старец, который сказал ему: -Пойдем со мной, и я научу тебя убивать…

  • Тысяча мнений

    Одно точное измерение, стоит тысячи мнений экспертов. /Grace Hopper/

  • Человек

    Один человек часто видел во сне дом. Это был дом, который он впервые увидел младенцем. Первый кадр – его сносят вниз по лестнице, слева почему-то…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Я научу тебя убивать драконов

    Давным-давно в небольшой деревушке жил мальчик. Однажды в деревню зашел старец, который сказал ему: -Пойдем со мной, и я научу тебя убивать…

  • Тысяча мнений

    Одно точное измерение, стоит тысячи мнений экспертов. /Grace Hopper/

  • Человек

    Один человек часто видел во сне дом. Это был дом, который он впервые увидел младенцем. Первый кадр – его сносят вниз по лестнице, слева почему-то…