evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Affordance



В продолжение тем:
Сотворение реальности.
«Доступность»
Воля + Представление.
Umwelt.

Термин «affordance» был предложен психологом James Jerome Gibson в 1979 году в книге «Экологический подход к зрительному восприятию».
В природе affordance — это то, что окружающая среда предлагает животному, то, чем она его обеспечивает и что дает, вне зависимости от того, хорошо это или плохо. James Jerome Gibson сближает понятие affordance с понятием экологической ниши, подчеркивая то, как положение, которое занимает биологический вид в экосистеме, характеризует его.
James Jerome Gibson также акцентирует внимание на том, что ключ к понимаю affordance лежит в их относительности и гибкости. По его мнению, каждый человек рассматривает возможности того или иного объекта в зависимости от своих текущих намерений и возможностей.
В этом смысле для James Jerome Gibson решающее значение имеет понятие намерения/потребности, потому что оно объясняет, как один и тот же аспект окружающей среды может представлять различные affordance различным людям и даже одному и тому же человеку в другой момент времени.


Возможность или affordance (ожидаемое назначение, возможность действия) — такое свойство предмета или объекта окружающей среды, которое позволяет использовать его определенным образом. Все окружающие нас объекты имеют affordance. С их помощью мы интуитивно понимаем, как взаимодействовать с той или иной вещью.

Минимальный уровень способностей к affordance имеется у любых живых существ. У наиболее интеллектуально продвинутых он даже позволяет использование орудий труда.

Например, у шимпанзе есть более 40 вариантов целенаправленного использования всевозможных предметов для последовательных действий себе на пользу. 22 из них включены в процесс добывания пищи. Это всевозможные способы извлечения добычи из гнезд социальных насекомых (термитов, муравьев и пчел), а также добывание костного мозга из костей животных, павших жертвами шимпанзе. Еще более впечатляющая категория действий — это раскалывание орехов тяжелыми предметами. Но больше всего поражает affordance шимпанзе использовать в гигиенических целях листья растений, как люди используют салфетки и туалетную бумагу. Ну и конечно же, шимпанзе могут использовать камни и палки в качестве оружия, хотя эта сторона их поведения мало изучена.

Принципиальное отличие людей от шимпанзе в неограниченности уровня affordance.
Если у последних способность придумывать полезные себе инновации позволила за миллионы лет придумать всего 4 десятка инноваций, то у людей число таких инновационных идей неисчислимо, так как неограниченно никаким верхним пределом.


Попросту же говоря, affordance — это способность к инновациям.

Уровень таких способностей определяет фазовое пространство возможностей, доступных интеллектуальному агенту для решения оптимизационных задач. У шимпанзе — в этом фазовом пространстве есть всего 40 вариантов. У человека же таких вариантов бесконечное множество. Ну а машина, сколь бы интеллектуальна она ни была, не имеет способностей affordance вообще.

Можно выделить два важных аспекта в понимании affordance:
Во-первых, это не только свойства окружающей среды, так как они зависят от сенсорных и исполнительных возможностей интеллектуального агента.
Во-вторых, восприятие affordance интеллектуальным агентом предполагает возможности его действий путем активации сенсомоторных паттернов, включает в себя прогнозирование последствий таких действий.

Как следствие, интеллектуальный агент, не будучи воплощен (и потому не имея возможности использовать свои датчики и исполнительные механизмы) просто не в состоянии идентифицировать affordance.

Andrea Roli и Stuart A.Kauffman в работе "Emergence of Organisms" развивают эту мысль. Минимальный набор необходимых и достаточных свойств существа, способного эволюционировать в меняющейся среде обитания, состоит всего из двух свойств:
Способность различать, что ему полезно/выгодно, а что нет (“что такое хорошо и что такое плохо”). Эта способность заключается в умении классифицировать релевантную информацию из окружающей среды. Данное умение необходимо для создания смыслов, определяющих, что важно для выживания организма в его экологической нише, и направляющих эволюцию специализированных сенсоров. Последние необходимы для улавливания паттернов и определения корреляций между ними, которые затем получают названия, превращаясь в семантическую информацию.
Помимо этого существо должно уметь правильно использовать эту информацию. Как следствие, должны быть разработаны механизмы и средства для действий в мире. Т.е. иметь политику управления, которая подлежит адаптации и изменениям, согласно принципу “что такое хорошо и что такое плохо”.

Помимо названных двух базовых свойств affordance, необходимых и достаточных для существа, есть еще три очень важные свойства, определяющих интеллектуальные возможности наиболее продвинутых из известных науке интеллектуальных агентов — людей:
Использование affordance не только открывает новые возможности для интеллектуального агента, но и создает смыслы, то есть позволяет осмысливать реальные (физические, энергетические и информационные) свойства мира.
Создание affordance — это создание информации, которая, на самом деле, является семантической. Эта информация характеризует корреляции в окружающей среде, которые полезны для агента, поскольку они несут в себе существенные для него знания. Создание смыслов через новые возникающие функции и динамические паттерны, которые оказываются полезными для агента, также лежит в основе проблемы обоснования символов, касающейся способа, которым символы внутренне представлены в системах.

Неограниченные способности к affordance у людей простираются существенно дальше изготовления орудий труда для индивидуальной пользы. Орудия труда — это лишь четвертый из семи уровней (уровень intelligence — «как я могу решить проблему?») эволюции материальной культуры в процессе усложнения affordance.



Возникающие у интеллектуальных агентов affordance, могут относиться не только к объектам окружающего его материального мира. Поскольку интеллектуальные агенты обладают внутренней моделью мира (от примитивных моделей у простейших существ до сложнейших моделей у людей), affordance столь же применимы к внутренней, как и ко внешней реальности. Из этого следует, что affordance внутренней реальности представляются с помощью языков на всех 12 уровнях сложности образно-концептуальных моделей: от иконических и знаковых языков до глубинных семантических структур и языка смыслов.



Плоды индивидуальных affordance отдельных людей накапливаются в коллективной памяти социо-когнитивных сетей, образуемых когнитивными сообществами, масштабирующими свои коммуникации и сотрудничество с помощью технологий. В наши дни, это глобальная социо-когнитивная сеть, включающая в себя весь Интернет и миллиарды физических сообществ, постоянно возникающих при офлайн коммуникациях людей. Возникающие в социо-когнитивных сетях коллективные affordance могут трактоваться, как потенциальные семиотические ресурсы, которые люди использует (обнаруживают, читают, используют, транслируют) для направленного научения в выбранных медийных средах.


Подводя итог, резюмируем.

Пререквизитами affordance являются:
воплощенность интеллектуальных агентов;
их способность различать хорошее и плохое;
наличие у них механизмов развития «датчиков» и «исполнительных механизмов»;
политика поведения, открытая для изменений.

Последствия развитых способностей affordance:
неисчислимый спектр потенциальных возможностей в фазовом пространстве оптимизации при решении любых задач;
создание смыслов и формирование семантики окружающего мира;
выход через афордансы внутренней реальности на инсайты (в том числе, инсайты в областях образно-концептуальных моделей наивысшей сложности, описываемых языком смыслов);
возникновение и аккумуляция в социо-когнитивных сетях человечества миллиардов коллективных аффордансов, играющих роль потенциальных семиотических ресурсов для социального научения людей.

/Источник/




Tags: Информация, Картина мира, Сознание
Subscribe

  • Цивилизация – это мы

    «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания,…

  • Разгильдяйство

    В развитие темы: Человеческий вид мышления. ...почему так много зашоренных людей, уверенных в своей открытости, именно из программистов? Может…

  • Искусство легких касаний

    Ритмичные, медленные, нежные прикосновения, они действуют, как своего рода "социальный наркотик" – успокаивающий и доставляющий приятные ощущения…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments