
В продолжение тем:
Иллюзии мозга.
Когнитивные искажения.
Список искажений.
Как использовать когнитивные искажения в маркетинге продукта.
Ментальные модели - основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Ментальные модели используются для объяснения причин и следствий, а также придания смысла жизненному опыту. Ментальные модели являются естественными и присущи каждому человеку, вне зависимости от того, осознает он это или нет. Ментальные модели не являются неизменными.
Ментальные модели - это процесс мышления, который необходим для придания смысла жизненному опыту, объяснения причин и следствий.
Ментальные модели - набор убеждений и идей, которые каждый из нас сознательно или подсознательно формируем на основе личного опыта. Такие своеобразные мыслительные схемы сокращают время, обычно нужное для логического анализа. Они позволяют думать быстрее и продуктивнее, помогают понимать окружающий мир и влияют на наше поведение.
Ментальные модели - линзы, через которые мы смотрим на мир. Они определяют наши реакции на происходящее. Знание своих ментальных моделей — ключ к объективности.
Ментальных моделей невероятное количество. Некоторые из них связаны с биологическими функциями, другие отражают человеческое поведение. Это одни из самых мощных «инструментов» мышления, которые можно не только свободно выбирать, но и создавать самостоятельно.
• «Якорь». Это когнитивная ошибка, из‑за которой мы слишком полагаемся на первую полученную информацию. Она становится для нас своеобразным «якорем» при принятии решений.
• Классический условный рефлекс. Это знакомый всем нам по экспериментам Павлова метод обучения, при котором биологически сильный раздражитель сочетают с нейтральным. В результате нейтральный стимул начинает вызывать ту же реакцию организма, что и сильный.
• Ошибка ответственности и последовательности. За ней скрывается желание быть и казаться последовательным в делах, которые уже выполнены.
• Прописные истины — знания, которые известны всем или почти всем. Обычно они тесно связаны с определённым сообществом, например рабочим коллективом или семьёй. Такие знания необязательно правдивы, но мы считаем их достоверными.
• Сравнительное преимущество. Понятие из экономики, которое обозначает способность заниматься определённой задачей, например производить что‑то, более эффективно, чем другими делами.
• Диверсификация, то есть распределение ресурсов таким образом, чтобы избежать определённых рисков.
• Эффект масштаба. Это принцип, согласно которому бизнес получает выгоду благодаря своему масштабу. Чем он больше, тем меньше стоимость единицы продукции.
• Гипотеза эффективного рынка. Эта экономическая теория гласит, что стоимость ценных бумаг отражает всю доступную информацию. И нельзя превзойти рынок, потому что цены реагируют и меняются исключительно из‑за новых данных.
• Теория игр. Это понятие обобщает научные исследования, посвящённые тому, как люди, животные и компьютеры принимают решения.
• Гиперболическое дисконтирование. Эта модель описывает ситуацию, при которой между двумя похожими вознаграждениями человек выберет то, которое сможет получить раньше.
• Иллюзия контроля — тенденция переоценивать свою способность контролировать события.
• Стимул — что‑то, что мотивирует и побуждает человека делать что‑либо, поступать тем или иным образом.
• Принцип инверсии. В соответствии с этим принципом проблема рассматривается с конечной точки. Например, не придумываются идеи, которые продвинут проект вперёд, а перечисляются шаги, которые могут его разрушить.
• Эффект неприятия потери. Он заключается в желании избежать даже небольшой потери, вместо того чтобы получить равноценную прибыль. Это значит, что мы гораздо сильнее расстроимся, потеряв 100 $, чем обрадуемся, найдя такую же сумму.
• Коэффициент безопасности. Этот бизнес‑показатель указывает на то, насколько могут упасть продажи, прежде чем доходы компании станут равны расходам.
• Пирамида потребностей Маслоу. Известная теория, согласно которой сначала мы должны удовлетворить базовые потребности — в еде, личной безопасности и общении, а только затем переходить к потребностям высшего порядка — в уважении окружающих и самосовершенствовании.
• Механическое преимущество, его ещё называют правилом рычага. Оно описывает закономерность, согласно которой увеличивается сила при использовании какого‑либо инструмента или механического устройства.
• Эффект простого воздействия. Психологический феномен, при котором мы предпочитаем определённые вещи только потому, что они нам знакомы.
• Правило взаимности. Оно заключается в ожидании, что мы отплатим добром за добро.
• Нормальная дистрибуция. Согласно этой теории, средние значения наблюдений за случайными величинами распределяются нормальным образом, когда количество наблюдений достаточно велико.
• Оперантное научение. Это такой процесс обучения, при котором стабильность поведения регулируется за счёт подкрепления или наказания.
• Избыточность — создание копий критических компонентов определённой системы для увеличения её надёжности, например наличие плана Б или «подушки безопасности».
• Дефицит, или ограниченное количество чего‑либо, например доступного на рынке товара.
• Сигнальная теория. Она помогает определить, могут ли люди с конфликтующими интересами подавать честные сигналы, а не жульничать.
• Отклонение в сторону статус‑кво. Это предпочтение нынешнего положения дел, когда текущая ситуация принимается за точку отсчёта, а любое изменение считается потерей.
• Закон спроса и предложения. Согласно этой экономической модели, на конкурентном рынке цена за товар или сервис будет меняться, пока не остановится в точке, где спрос равен предложению. Это приводит к равновесию цены и количества сделок.
• «Сёрфинг» — бизнес‑принцип «катания на волне» новых технологий, продуктов или трендов.
• Ошибка выжившего. Эта логическая ошибка заключается в том, что мы фокусируемся на тех, кто прошёл процесс отбора, и игнорируем тех, кто его не прошёл. Особенно часто её совершают начинающие предприниматели.
• Трайбализм. Это модель мышления, при которой человек верен своей социальной группе и ставит её интересы превыше всего остального.
/Источник/
Journal information