evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Два дома арт-нуво на улице d’Abbeville

Оригинал взят у vita_colorata в

Два дома арт-нуво на улице d’Abbeville
Дома в стиле арт-нуво раскиданы по округам Парижа,  здесь сложнее увидеть рядом два дома этого периода, чем в Барселоне. Но на улице d’Abbeville неподалеку от Северного вокзала плечом к плечу стоят два дома разных  архитекторов, и на их примере можно хорошо увидеть разницу в подходе к оформлению фасада в этот периода.
Отправимся смотреть жилые дома на улице d’Abbeville.



Уже свернув на улицу, вы увидите выступающую вперед лепнину и металлические "джунгли" фасада дома, который спроектировали отец и сын Отаны. ( Albert et Edouard Autant)

                               

Альберт Отан начал архитектурную деятельность в 1870 году, он уже был сложившимся мастером. Эдуарду Отану было 27 лет и дом для госпожи Балли был последним, который он проектировал вместе с отцом.
Арт-нуво в Париже менее всего коснулось  планировки зданий, в домах Антонио Гауди мы ощущаем неразрывность фасада и внутреннего содержания. Это формы, перетекающие снаружи изнутри и наоборот. Французский модерн чаще обращается к декору. В нем реже можно найти асимметрию, этот фасад практически симметричен.



Из ассортимента приемов стиля арт-нуво мы можем отметить сочетание камня с плиткой, и керамику, которую изготавливал для многих парижских архитекторов керамист Александр Биго в виде растительного декора  фасада. Темно-зеленая керамика прекрасно сочетается с металлом ограждений, некоторые из которых вполне в духе стиля Второй империи.



Арки на керамических колоннах напоминают жилой дом Жюля Лавиротта на улице Рапп, однако он был построен на год позже.

                                                    

Наверху можно разглядеть летучую мышь и мышную чушь и сову. Любимые персонажи, их можно найти на фасадах этой эпохи и в Петербурге и в Москве, и в Хельсинки.Летучая мышь в Древней Греции была символом бдительности и она словно охраняла хозяев дома от дурных гостей, а сова, символ мудрости, помогала ей, глядя своим неусыпным оком.



Над дверью можно увидеть чертополох. Металлическая ковка двери словно на полпути между традиционными сюжетами сложно заплетенного орнамента предыдущего времени и арт-нуво с его извилистыми прихотливыми линиями. У классического модерна была бы асимметрия в расположении стеблей , не было бы повтора и отчетливо геометрических фигур в рисунке. Но, дом начал строиться в 1900 году, когда стиль арт-нуво еще развивался.

                                   

Интересно сравнить этот портал и дверь с более поздним, 1903 года, архитектор Шарль Клейн , 9 rue Claude Chahu

                                     

Фото отсюда :http://www.flickr.com/photos/art_nouveau/5331417588/
Мотив чертополоха встречается и между окон верхнего этажа. Рисунок ограждений тут ближе к арт-нуво своими изгибами.



Вблизи  видны стыки между отдельными деталями декора. Конечно,чтобы  выполнить такой большой заказ и собрать его на фасаде, требовалось большое умение. У Биго были большие мастерские до 150 рабочих и он был востребован архитекторами, увлекшимися новым стилем и новыми идеями отделки фасадов. Керамика применялась во многих странах, но именно здесь она так скульптурна и объемна.



                               



Если мы будем сравнивать модерн в Петербурге и здесь, то стоит отметить еще влияние архитектурной среды на его трактовку. Петербург - город , в котором главную скрипку в архитектурном оркестре города исполняет классика. Париж - город, в котором центральные районы активно застраивались после реконструкции Османа и стиль Второй империи, роскошный, с обилием скульптуры, здесь заметнее чем какой-либо иной. Возможно, поэтому скульптурные мотивы арт-нуво более избыточны, чем скульптура на фасадах Петербурга и Хельсинки, где она подчинена архитектурной идее.  В Париже скульптурные мотивы арт-нуво живут своей жизнью, они словно случайно оказались соединенными с фасадом. Их объемы могут вываливаться из плоскости фасада, что видно на соседнем доме по проекту Жоржа Масса.( Georges Massa)



Можно еще отметить мелкую расстекловку, которую любили использовать в это время, а в целом дом вполне мог бы быть построен и в предыдущие годы,  в нем нет отчетливых следов арт-нуво , скульптурные гирлянды верхних этажей традиционны для парижской эклектики, также , как ограждения балконов.



Однако появились девушки на фасаде и с ними дыхание модерна.



                                                   



Скульптурные девушки далеки от неоклассических холодных кариатид, встречающихся на фасадах Парижа во второй половине 19 века. Они вполне живые, непосредственные, каждая со своим лицом и характером.

                                                                 

                                                                 

Эротизм искусства этого периода и творчество великих скульпторов, особенно Огюста Родена, повлияли и на скульптуру арт-нуво. Конечно, это не Роден, который  создавал образы вне конкретной временной моды, потому он и близок нам по прежнему. Это дамочки в стиле бель-эпок, вполне модные образы вплоть до причесок. Их легко представить себе одетыми по моде начала века.



                                                                

Девушки выполнены скульптором Dupuy.
Дом Масса вполне ортодоксально эклектичен, но его строительство началось в 1897 году.  И , сравнивая эти два дома, можно сделать вывод как иногда много значат для развития стиля три года.



Tags: Архитектура
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments