Когда изменяемся мы, изменяется мир.
/Песня «Ольховая сережка»/
Цивилизация уже ушла из эпохи канонерок, когда все решалось тем, у кого больше фрегатов и пушек. У России сегодня есть ядерное оружие, которым бравые чекисты начали шантажировать весь мир. Не поможет. Однако чекисты умеют блефовать и умеют показывать четыре туза, которых у них нет. Спрашивается – зачем?
Зачем идти на конфронтацию с тем миром, где все их дети, жены, любовницы, капиталы, недвижимость, вся их гламурная жизнь? Потерять все разом – ради чего? Чем закончится очередная авантюра Кремля, не знает никто. Только закончится она, скорее всего, плачевно – и не только для руководства России. Когда бы и как ни пришел мир в Донбасс, людей, убитых ради чьих-то амбиций, не вернуть. Вечное проклятие будет висеть над каждым, кто нажимал на спусковой крючок или отдавал приказ на уничтожение.
Мир стал другим – восстановить братские отношения между Россией и Украиной сможет тот, кто найдет в себе мужество сказать правду о всех преступлениях, совершенных представителями российской власти. Тот, кто скажет украинцам: мы ошибались, простите нас.
Герман Обухов
Произошла «десакрализация» Путина, он перестал быть «одним из уважаемых мировых лидеров». И полным ходом превращается в неуважаемого маргинала.
Надо понимать, что хотя Запад не относится к своим лидерам с тем священным трепетом, который наблюдается порой в Азии или Латинской Америке, более того, там всегда предпринимаются некие жесты десакрализации, например, карикатуры на политических лидеров вещь не только обычная но и почти обязательная. Так Гельмут Коль придирчиво следил, насколько часты карикатуры на него, ибо исчезновение карикатур означало бы потерю популярности и влияния.
Все это так, но это отнюдь не значит, что власть десакрализована полностью, стоит только посмотреть на ритуалы встреч политических лидеров, на дворцы, приемы и весь тот антураж, который сопровождает их встречи.
И выражается сакральность власти не только во внешних ритуалах, но и в высокой степени уважения к должностям первых лиц: президентов, премьеров, глав министерств индел и т.д.
Да, политики не святые, но уважать их необходимо, поскольку в их лице воздается уважение институтам, которые они представляют. В частности, в ритуалы входит и необходимость закрывать глаза на не всегда точную и правдивую информацию, которую выдают лидеры стран. Из уважения к званию мелкое вранье не замечают, а крупного вранья западные политики и сами избегают – ведь есть масса способов уклоняться от ответа.
Россия однако же с самого начала вторжения в Крым врала, врала устами первых лиц: Путина, Лаврова, Медведева, Нарышкина. Врала много – но пресса, воспроизводя вранье российских лидеров, либо его не комментировала, либо деликатничала.
А представить себе прямое разоблачение вранья первого лица на страницах центральной немецкой прессы – нет, такого не было. А теперь есть.
Путин таки изменил мир – его публично называют лжецом. Он долго старался, и у него получилось.
Так что событие действительно знаковое. И отражает оно прежде всего отторжение политики захватов и вмешательства в жизнь соседей, неприятие политики "зоны национальных интересов России", отрицание права России решать судьбу ее бывших колоний.
Ну и неприятие вранья как непременной составляющей Большой политики: врать надо меньше. И - СЕРЬЕЗНЫЙ ПЕРЕЛОМ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ.
Может я и ошибаюсь, но мне кажется, что этот мелкий факт есть отражение серьезных процессов, протекающих в глубине европейских обществ. И последствия для России могут оказаться крайне неприятными
Journal information