Тaлaнтливый экспериментaтор дaвних веков не мог зaняться ядерными реaкциями, но сферa применения для его тaлaнтa существовaлa: он рaссчитывaл пирaмиду Хеопсa или фундaмент хрaмa Диaны Эфесской.
Игорь Можейко. "1185"
Храм Святой Софии Константинопольской – одно из самых известных зданий мира. Разумеется, он поражает своей величиной, что особенно заметно в интерьере, 56 метров высотой под куполом, 31 метр в диаметре купола, основной неф в три раза шире известных готических храмов. Однако внешний вид искушенному зрителю не покажется архитектурно собранным. Большая груда объемов из камня и разномастных куполов. Издали это выглядит величественно, вблизи скорее внушает уважение древностью постройки.
Архитектурный процесс в Византийской империи шел в направлении новых форм, отличных от эллинистических и Святая София ознаменовала собой не только определенный этап этих поисков, но и стала образцом для подражания в дальнейшем. Неким эталоном организации внутреннего пространства христианского храма.
Почти все наши русские храмы имеют в подкупольном пространстве столбы, поддерживающие паруса купола, поставленные достаточно близко друг к другу. Только в начале века появились храмы архитектора Косякова с освобожденным единым пространством под куполом – наш Кронштадский собор один из них. Но сравниться по размерам с Айя Софией он не может.
Айя София была построена достаточно быстро, это не Кельнский собор, который достраивался 600 лет. Строительство продолжалось всего около 6 лет, если быть точными, 5 лет, 11 месяцев и 10 дней. Правда, после землятрясения года купол переделывался.
И это при отсутствии современных машин и механизмов и высокоэффективных современных строительных средств, никакого гипсокартона, пластиковых окон и бетономешалок. Конечно, при помощи колоссальных человеческих ресурсов : на стройке было занято 10 тысяч человек. Руки и сейчас бы нашлись, но вложить такие деньги в строительство таких масштабов, всё это организовать, 10 тысяч человек… И кто скажет, что времена были дикие !
По сути дела, Айя София была некоторым экспериментом, удачно закончившимся.
Если рассказывать по порядку, то следует вспомнить о том, что в течение двух веков до неё было построено довольно много храмов, и даже сама Айя София была не первым зданием, построенным на площади Августеон. Первая базилика была построена еще при императоре Константине в 325-328 годах.
Христианская религия поставила перед зодчими новые задачи в отличие от античной.
Античный храм был обиталищем бога, посещать его могли жрецы, население восхищалось его чудесным видом, тем более, что храмы обычно ставились на высоком месте и были видны в городах с разных точек. Религиозное действо с участием народа выражалось в процессиях . Самые известные – в честь Афины Паллады, которые направлялись к Афинскому акрополю. Задача зодчего была обеспечить красивый вид на храм во время прохождения процессии. Наверно это выглядело празднично, как на картине Альма Тадемы, написавшем римское шествие в честь праздника весны.
Сутью христианского богослужения стало постепенно не шествие, а предстояние человека перед Богом, что требовало большого скопления масс в одном месте. Решение этой задачи было связано с поисками новых форм , а значит, новых строительных конструкций.
Зодчие шли по пути экспериментов над базиликами, уже опробованными и известными в Риме. В базиликах часто располагались суды и на месте, где теперь находится священник, сидел судья. С 380 года, как христианство было объявлено государственной религией, в разных частях империи было построено много различных базилик, однонефных, трехнефных, даже пятинефных. И были зафиксированы основные части здания : атриум, нартекс, примыкающий баптистерий. Ось здания проходила строго с востока на запад, алтарь традиционно ориентирован на Восток . С Востока весь свет. ( а с Запада – шик, как добавил остроумец Ежи Лец ) . Таким образом языческое архитектурное наследие должно было послужить новой вере.
Базилика стала основным типом зданиям, прижившимся в религиозной архитектуре на Западе.
Организация внутреннего пространства храма и его внешнего облика была связана напрямую с особенностями богослужения и разницей в проведении литургии. В первое время не было четко сложившихся канонов и в том и в другом, в разных областях государства можно было заметить разницу в подходе . Культура Каппадокии довольно рано приобрела черты аскетизма и аскетичности. В Малой Азии было гораздо больше подвижников-аскетов, чем в имперском Константинополе, например,Симеон Столпник из Каппадокийского селения Сисан.
Иллюстрация к "Менологиону" Василия второго.
Особенностью Византийской империи как раз стало существование отцов-пустынников и одновременно очень пышных церемоний и роскошества столичной религиозной жизни. Очень хочется провести параллели, всё-таки мы и это сумели заимствовать от Византии.
В Греции долгое время были устойчивы языческие традиции, там строительство началось только с 5 века. Тут , наоборот, внутреннему убранству придавали большое значение, были развитые вторые яруса с хорами, богатая резьба на капителях, сложные профили резных фризов.
Особенностью богослужения в греческих храмах было то, что верующие стояли в боковых нефах, а литургия проводилась не в апсиде, а в центральном нефе.
Православный мир принял за основу иную схему – крестово-купольную, которая была выработана постепенно византийскими зодчими.
Крестово-купольная схема развивалась на основе построек баптистериев и мартириев – ротонд, которые ставились в память о христианских святых мучениках.Были и известные римские постройки, в которых зодчие справились с задачей перекрыть большое пространство куполом – это Римский Пантеон, храм всех богов, Купол диаметром 43 метра был на то время самым крупным.
Совершенно непонятным образом держится это воздушное строение – как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба.
Прокопий Кесарийский
Итак, базилика , построенная при Константине, расширялась при императоре Константине II, между 351 и 360 годами, но погибла 20 июня 404 года в огне пожара во время беспорядков устроенных сторонниками Св. Иоанна Златоуста. В 415 году храм отстраивается и освящается заново.
Однако в январе 532 года в Константинополе случается бунт “Ника” . Начинается он с противостояния фанатов , только не футбольных, как сейчас, а тех, кто болел на соревнованиях колесниц. Страсти кипели не меньшие, если не большие, потому что «синие и зеленые» были двумя кланами из богатых семейств и политических партий Константинополя, а раздор «после матча» как-то быстро перерос в выражение недовольства властями, в ходе чего было много чего снесено под горячую руку, в том числе и злополучный храм.
Тысячи бунтовщиков выступили против высоких налогов и императора Юстиниана, который был молод и правил пять лет. Однако Юстиниан был амбициозен, мечтал о славе Византии и повернул обстоятельства в свою сторону. Нерон специально поджег Рим, чтобы перестроить по своему желанию, Юстиниан воспользовался случаем. Нет ничего более лучшего, чем занять свободные руки и головы безработных бунтующих масс большой стройкой. Строительство началось 23 февраля 532 года под руководством двух зодчих и ученых : Анфимия Траллского и Исидора Милетского. Есть мнение, что именно они построили незадолго до этого, в 527 году церковь Сергия и Вакха, значительно меньшего размера – 15 метров в диаметре, но центрической формы. Купол этой церкви еще не имеет барабана и опирается прямо на арки.
10000 рабочих трудилось под руководством 100 мастеров, организовать такую стройку и не сойти с ума не каждому под силу. За ходом строительных работ лично следил император Юстиниан, он посещал стройку вместо своего послеобеденного сна, большая, как вы понимаете, жертва. Рачительный хозяин, он не стал разбирать руины предыдущей церкви, часть её оставшихся стен стала частью стен нового храма.
Айя София соединяет в себе как продольную, так и центрическую тенденции. Она еще базилика с тремя нефами, но подкупольное пространство так велико, что мы почти не замечаем этого.
Замах на огромный размер купола был сделан, основа под него закладывается в виде квадрата 31 на 31 метр, но вряд ли строители понимали до конца , каким образом они справятся с такой задачей. Огромный купол Пантеона был перекрыт благодаря применению бетона с наполнением из вулканического пепла – пуццолана, которого в окрестностях Рима было с избытком. Пепел с водой и известью дал на выходе легкий материал, который меньше давил на стены. В Константинополе с вулканическим пеплом дела обстояли плохо, на востоке Средиземноморья вулканов не было.
Прокопий Кесарийский описал строительство Софии через 20 лет и упомянул о том, что строители ездили на остров Родос и кирпич производился там. Но при обследовании собора был найден кирпич с маркой константинопольских мастерских, который при работе случайно положили вверх клеймом.
Кладка стен способствует их прочности – слой известкового раствора не уже самого кирпича, сейчас другое соотношение, и в него тоже добавлен кирпичный бой, это способствует тому, что стена лучше схватывается.
В основном Анфимий и Исидор решали задачу не за счет материалов, а за счет перераспределения нагрузок. Для поддержки огромного купола были сделаны паруса , они были необходимы и для того, чтобы перейти от квадрата основания к кругу купола. Сделать «круглую крышку к квадратной коробке». Зодчие основывались на конструктивных идеях, которые уже были опробованы в веках до них. Архитектура развивалась заимствованием и развитием элементов. Римляне взяли у этрусков арку, которую те догадались замкнуть замковым камнем. Арка , поставленная одна за другой, привела к возникновению полуциркульного свода, чтобы выдержать боковую нагрузку появились стены. Комбинация из двух сводов, пересекающихся под прямым углом дала крестовый свод. Во время прогулки по Айя Софии можно заметить и арки различных видов и крестовые своды.
Конструкция купола гораздо сложнее, для погашения нагрузок и их перераспределения зодчие идут на ряд последовательных мер, которые они применяли, порой сталкиваясь с тем фактом, что здание начинало трещать по швам. Им приходится бороться с неприятностями по ходу из возникновения, даже опалубки для возведения арок такого размера никогда не делались. Они делают цилиндрическое основание куполу, которое опирается на арки парусов.
С двух сторон делают пристройки, которые накрывают полукуполами, к несущим столбам пристраиваются дополнительные арки – конструкция, хорошо освоенная потом готикой. Арки с внешней стороны здания даже напоминают готические аркбутаны.
Анфимий в 534 году скончался , не увидев окончания стройки.
27 декабря 537 года Юстиниан вошел в храм с величественным шествием и воскликнул :» Славься, Господь, позволивший мне завершить эту работу ! Соломон, я превзошел тебя!»
Храм тогда не был украшен мозаиками, как сейчас, но поражал своим размером.
Купол, казалось парил из-за обилия близко поставленных окон барабана. Дополнительные полукупола так расширяли зрительно пространство, что оно казалось гигантским. Обилие воздуха ощущалось еще сильнее из-за обилия льющегося света.
Для отделки были использованы самые лучшие материалы. Колонны из порфирского мрамора, которые видимо были взяты откуда-то, с резными капителями.
Отделка стен мрамором, срезы выложены симметрично, что дает на стенах своеобразную графику.
Пол достаточно прост, на нем еще нет таких узоров из камня, как в Сан-Марко, который был построен на несколько веков позже. Храм был украшен 427ю статуями, собранными со всего Константинополя. Створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега, доставленной в столицу специальной экспедицией.
Общая стоимость строительства составила огромную сумму – 3200 кентинариев золота (102400 кг).
Возможно, что убыстренные сроки строительства не позволили выполнить какие-то виды более художественных работ.
Через 20 лет случилось землятрясение и купол не выдержал. Во вторник 7 мая 557 года обрушилась восточная часть перекрытия.
Восстановлением занялся племянник одного из авторов Исидор Младший. Он учел недостатки предыдущего купола, немного изменил его конфигурацию и , главное, никуда не торопился. Опалубка простояла целый год, прежде чем её рискнули разобрать и кладка хорошо схватилась. Колонны здания, кстати, стоят на свинцовых подушках и могут немного двигаться, что обеспечивает их большую устойчивость во время землетрясений.
И с тех пор она стоит.
Турки пристроили к ней минареты, богатства были разграблены венецианскими крестоносцами, но мы до сих пор можем восхищаться огромным пространством, которому пока сложно найти аналог.
После Айя Софии идея купольного здания стала архитектурной доминантой, она как нельзя лучше выразила идею храма, как макрокосма. Находясь внутри, человек ощущает себя под сферой небес и храм символизирует Вселенную. Огромность пространства кажется нарушает физические законы тяготения и его стены всего лишь оболочка этого пространства.
Понятно, что это взгляд изнутри был важнее и поэтому внешняя красивость была совсем не важна. Издали Айя София напоминает огромный холм, нечто природное по происхождению, если вспомнить что первые христиане молились в катакомбах, то природа - первый храм. Храм, построенный Господом для человека.
Journal information