Есть одна штука, которая так до сих пор и не проникла в мозги большинства жителей Украины (в Фейсбуке, напоминаю, сидит меньшинство).
А большинство жителей Украины ходят на работу в областном центре или в сельской местности, живут своей собственной полной жизнью, такой же точно полной, как и пять лет назад. И на основании этого не интересуются никакой войной или там, кризисами. Они себе этот головняк не просили, а потому он их не касается. Разве не может простой человек просто ходить на работу, платить какие-то налоги государству, или там, как обычно, уклоняться от налогов государству, и взамен просто мирно жить.
Отвечать будет дорогая редакция:
Нет, не может. И вот почему.
Потому что никто никакой мирной жизни никому из нас не обещал, а если бы и обещал, то выполнить такое обещание не сможет. У нас нет никакого справедливого общества, в котором ты ходишь на работу с 9 до 17, а взамен получаешь достаточно денег для того, чтобы с 17 до 9 мирно жить в свое удовольствие. Чтобы, когда дорастешь до седин, получить взамен достойную пенсию и дальше бездельничать в свое удовольствие. Такого общества у нас нет.
Потому что общество – это такая штука, которую надо строить. В которую каждый обязан вносить свой непосильный вклад. И если все этот вклад не вносят, общество планомерно ухудшается вплоть до совершеннейшего в конце концов зимбабве.
В связи с этим актуально вспомнить отличный ксенофобский анекдот:
Еврейский кагал собирается, чтобы обсудить важнейший вопрос: почему евреев не любят русские. После обсуждения уважаемые люди приходят к выводу, что русские не любят евреев, потому что евреи не умеют пить водку большой шумной компанией. Кагал постановляет исправить это недоразумение, и все евреи договариваются на завтра принести по бутылке водки, вылить в общий котел, вместе выпить и повеселиться.
Мойша приходит домой грустный. Сара спрашивает его, в чем дело. Мойша рассказывает, что не было печали и тут на голову такой азохенвей, надо тратиться на целую бутылку водки. Сара говорит – Мойша, вас же там сотни людей. Давай ты принесешь бутылку воды, на целый котел все равно будет незаметно. Мойша соглашается, и, довольный, засыпает.
На следующий день евреи приносят каждый свою бутылку, выливают в общий котел, самый уважаемый старый еврей первый подходит к котлу с кружкой, черпает, залпом выпивает полную кружку чистейшей воды и торжественно заявляет: «Вот за это русские нас и не любят!»
К чему эта минутка ксенофобии в эфире? К тому, что мы все – этот еврейский кагал, который собрался быть Европой, и теперь в рамках этого проекта «Украина – це Европа» хлебает из общего котла воду.
Пенсионерам кажется, что правительство должно обеспечить им достойные пенсии.
Рабочим кажется, что работодатель должен предоставить им достойные зарплаты.
Студентам кажется, что ректорат должен предоставить им достойные стипендии.
Бизнесменам кажется, что налоговая должна уменьшить налоговый пресс на бизнес.
Больным кажется, что больницы должны предоставить им достойное качество лечения.
И даже народным депутатам кажется, что Верховная Рада должна предоставить им достойные льготы и субсидии.
Список можно продолжать еще очень долго, но только депутаты из всего этого списка не ленятся, и выдают себе все новые и новые льготы. Берут, в общем, судьбу в свои руки.
В то время как все прочие просто считают, что их недовольство является самодостаточным актом гражданственной мысли, а добиться пенсии, стипендии, зарплаты и снижения налогов должны какие-то другие люди. Не они.
Нагляднее всего это касается жителей Донбасса, претензия которых в том, что они же просто жили, работали, ходили в офис, как в шахту, а в шахту, как в офис, и назад, и взамен за это РФ их обязана взять в свой состав и повысить пенсии и зарплаты многократно, а Украина обязана выплачивать пенсии. И когда вместо зарплат и пенсий они получают минометный выстрел, они становятся страшно недовольными, и им это кажется несправедливым. Не за это мы ходили на работу, как бы говорят нам эти люди.
Отвечать будет снова дорогая редакция:
Именно за это.
Делегирование своих гражданских прав внешним акторам приводит к тому, что внешние акторы начинают решать свои проблемы за твой счет. Поэтому Путин на Донбассе решает свои геополитические амбиции, а Порошенко на Донбассе решает вопросы утилизации пассионариев и закрытия нереформируемых субсидируемых регионов. А кто хотел пенсий, зарплат и дотаций, пусть напишет в Спортлото.
Потому что больше вам писать некуда. Вы хотели, чтобы все порешалось за вас, вот оно за вас и порешалось.
Аналогично скажу и за Майдан. Не надо думать, что «майдауны» лучше «колорадов» тем, что одни вышли на Майдан и там навеки исполнили свой гражданский долг, а другие решили, что их гражданский долг в том, чтобы громко крикнуть «Путин, приди», зажмуриться и открыть глаза уже посреди нефтедолларового рая.
Никто не лучше. Все приняли мощное решение жить, как в Европе, или же наоборот, жить, как в РФ, и в итоге налили в котел воды. Одни попали вместо Европы в очередной 2005-й год, только хуже и с войной. Другие попали в Россию своей мечты, только в качестве беженцев.
Но гораздо большее количество людей – это как раз те, которые не принимали никакого решения, и всего только хотят просто мирно и сытно жить, и удивляются, что вместо этого они живут голодно, а некоторые еще и на войне. И им кажется, что это крайне несправедливо, и на самом деле, раз они честно жили и работали, то взамен они никакой войны не заслужили.
Отвечать будет дорогая редакция:
Именно что заслужили.
Все, что ты не можешь защитить, ничего не стоит. Чтобы 10 человек просто честно работали, двое должны стоять с тяжелым вооружением на границе и защищать их честный труд, а еще двое – бегать по окрестностям с дубинкой и наручниками с той же целью. А главное: все четырнадцать должны быть готовы в любой момент все бросить и начать бороться за свой труд с оружием в руках, не раздумывая. И бороться до тех пор, пока не будет одержана победа.
У нас, может быть, есть действующие профсоюзы? Нет, у нас нет профсоюзов. Значит, у нас не будет зарплаты. У нас, может быть, есть честные правоохранительные органы и суды? Нет, у нас нет ничего даже отдаленно на них похожего. Значит, у нас не будет законности.
И самое главное. У нас, может быть, есть желание лично лезть и организовывать эти самые профсоюзы, правоохранительные органы и суды? Нет, у нас нет такого желания. А значит, мы все заслужили – и Арбузова, который будет воровать миллионы, и Ярему, который будет это допускать. И все будет именно так, как мы заслужили. То есть, очень плохо.
Не хочешь защищать свои права – не смей жаловаться на их нарушение. Всё равно жаловаться некому.
А если ты надеешься, что комфортное справедливое общество построят все вокруг, а ты просто придешь и будешь в нем жить – ну, в общем, ты понял. За это русские тебя и не любят.
P.S.: В роли русских в данном случае, разумеется, выступают все волонтеры, которые в «свободное» от работы время с ночи до утра скачут по складам и по зоне АТО. Все добровольцы, которые бросили работать с 9 до 17 менеджерами и дизайнерами и принялись работать бендеровцами и правосеками. Все бизнесмены, которые по вечерам сидят и думают, как бы им трудоустроить еще одного беженца. Весь офисный планктон, который купил оружие и записался в тир.
Однако, несмотря на то, что я могу перечислять еще долго, факт останется фактом – этих людей все равно пока слишком мало. В котле все еще вода.
Александр Нойнец
Journal information