evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Пражский модерн

Оригинал взят у vita_colorata

В комментариях к посту про дома арт-нуво Парижа, вспомнили  про скульптуру модерна в Праге,про  прекрасных девушек, которые украшают фасады столицы Чехии.
Вот эти сразу напомнят вам девиц с улицы d'Аbbeville.  Французские, правда, раскованнее, ну так там Париж, сплошной канкан и легкомыслие.  Прага же  была в то время хотя и частью Австро-Венгерской державы и столицей одного из королевств - Богемии, входившего в великую монархию, но всё же провинцией.
Между девицами снова мудрая сова. Отмечу явную ассимметрию, характерную для модерна и окна, уже не такие как у Жоржа Масса, а вполне в стиле. Дом, кстати, находится на улице Парижской в бывшем Еврейском квартале, который был трущобами, а превратился в одну из фешенебельных улиц Праги с дорогими магазинами и красивыми домами.



Пражский модерн отмечен различными влияниями. Здесь можно найти скульптуру в  духе парижского модерна, можно заметить влияние венского югендстиля и можно найти влияние своей исторической архитектуры.
Более строгие фасады, более немецкие, напоминают дома нашего питерского архитектора Василия Шауба на Австрийской ( опять-таки !) площади, я про них уже писала.
Девушки на этом фасаде скорее чешские крестьянки. Дом (1905-1906, Матей Блеха, Йиржи Юстих) называется "У двух малоросек". Тоже улица Парижская.



Особенность этого периода в истории, - начавшийся во второй половине 19 века интерес почти во всех странах к своему национальному костюму, орнаментам, мифам и прочему. Это и наши царские балы с переодеваниями в русские костюмы и живопись на национальные сюжеты и архитектурные мотивы, взятые из национальной архитектуры. Не обошел этот интерес и Чехию. Помимо богатого растительного орнамента, так популярного в начале века, мы видим здесь девушку словно из национальной сказки.

                                                

                                                

Подобные девушки встречаются и у знаменитого Альфонса Мухи, который покорил Париж ( а значит - весь мир), Америку, но вернулся в Чехию. И его творчество сделало многое для развития стиля повсюду, где он работал, поскольку Муха был блестящий стилист и прекрасно чувствовал и передавал суть модерна.

                                                  

 Историзм хорошо заметен в доме архитекторов Ричарда Кленки и Богумира Вейра 1906 года. Здесь можно заметить и барочные башенки, которых много в Праге и аркады ренессанса и готическую башню, похожую на те, что стоят на старом пражском мосту.

                                                   

                                                   

                                                   

Боги из арсенала классики тоже приобрели черты стиля модерн.









Кариатиды стали похожи на дам бель-эпок.

                                                      

Золото в декоре здесь и на фотографиях выше - влияние венского сецессиона, югендстиля, в исполнении Вагнера и Климта. Отель "Дорфлер".
Вацлавская площадь и улицы около неё застраивались во время модерна.
Детали отеля "Дорфлер", что Na příkopě, архитектора Матея Блеха очень красивы.



Дом Петерки. Архитектор Ян Котера, 1899 г. Фронтон украшен  растительным орнаментом Йозефа Пекарки, скульптуры Станислава Сухарды. Модерн еще робко проклевывается в рисунке орнамента  и скульптурах.





Любопытно отметить, что популярно было изображать фигуру спиной к зрителю, это мы увидим дальше в скульптурах на фасадах Парижа. Что было невозможно во времена классики. Арка ,соединяющая банк Освальда Поливки над улицей Неказанка.





Можно встретить женские головки, характерные для этого периода, такие есть и у нас в Петербурге и в Москве.





                                                       

Удивительно, но здесь можно встретить образы , аналогичные северному модерну: лаконичные, эпические скульптуры.
Фигуры на фасаде дворца "Рококо". Характерная для модерна в северных странах грубая обработка камня.

                                                         

                                                        

Офисный и торговый центр «Palác Koruna». Архитекторы Антонин Пфайффер и Матей Блеха, скульптуры на крыше Войтеха Сухарды, 1912—1914. Строгие воины охраняют золотую корону.



Сравнить с вокзалом в Хельсинки Сааринена.

                                             

Отделка мозаикой, популярная у нас в это время, здесь тоже есть. Бывший земский банк, архитектор Оскар Поливка, 1908-1910. Построен в стиле неоренессанс в 1894-96 годах. Выразительный карниз с люнетами и мозаичные картины сделаны по эскизам Миколаша Алеша.



Подростку показывают славное историческое прошлое,которым он должен гордиться.











Если сравнить с мозаиками на соседнем здании этого же архитектора, 1908-1910,  художник Ян Прайслер, то можно заметить разницу, здесь уже модерн - сецессион.





Дворец "Рококо".Архитектор Эмиль Краличек, 1911-19.





Отель «Меран»  Архитекторы Алоис Дриак, 1903—1906. Вацлавская площадь.







Крыльцо "Муниципального дома". Архитекторы Освальд Поливка и Антонин Балшанек.



А здесь, для сравнения уже чувствуется стилизация ар-деко.



Пражский модерн гораздо обширнее, его можно изучать и изучать и находить аналоги в других странах.
Завтра мы еще погуляем по Виноградам, району, где жил когда-то Петр Вайль, застроенному жилыми домами во время модерна.

Tags: Архитектура
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments