Недоразумение. Часть №1 и №2
Недоразумение. Часть №3
Недоразумение. Часть №4 и №5
Недоразумение. Часть №6 и №7
Часть №8 Кавказская пленница
В предыдущем посте я процитировал памфлет аббата Сийeса "Что такое третье сословие?". Mне данный текст известен в чешском переводе (для автора "Богемских манускриптов" это вполне естественно). Комментаторы ознакомили меня с каноническим русским вариантом приведённого пассажа. Оказалось, в нём отсутствует термин "раса". Приключения слов в нашем богоспасаемом отечестве - это отдельная тема. Например, из русской версии фильма "Аватар" исчез оборот "предательство своей расы", хотя в европейских языках "раса" - это стандартное определение для населяющего ту или иную планету биологического вида.
Применение на Западе по отношению к европеоидам термина "кавказская раса" и вовсе вводит иного нашего соотечеcтвенника в ступор. Этот общеупотребимый термин изобрёл и начал использовать Иоганн Фридрих Блюменбах в 1781 году. Он написал: "Для обозначения даннoго типа я взял имя Кавказких гор, потому что эти места, а особенно южный склон хребта, производят самую красивую человеческую расу - я имею в виду грузин - и потому что все физиологические признаки указывают, что этот регион мы с наибольшим основанием можем считать колыбелью человечества."
Впрочем, первую расовую классификацию разработал не Иоганн Блюменбах, а Франсуа Бернье. Это было столетием раньше, в 1684-м. Однако как тут не вспомнить, что ещё в 1591 году Хуан де Карденас издал в Мексике книгу "Problemas y secretos maravillosos", которую сегодняшние исследователи считают первой современной работой о расовой физиологии...
Вы уже поняли, что происходит? Тут опять появляются испанцы. Те из вас, кто читает "Недоразумение" с самого начала, знают, что сыны Иберии приходят на страницы этогo циклa когда захотят, совершенно помимо моей воли. Что поделать, дон Бальтазар Маррадас в своё время тоже стал губернатором Богемии, не спрашивая мнения богемцев.
Господствавшая во времена испанской гегемонии христианская доктрина долгое время делала появление расизма принципиально невозможным. Во-первых, считалось, что все люди происходят от Адама и Евы, то есть от общих предков. Во-вторых, человеческое тело считалось лишь временым обиталищем бессмертной души, так что его антропологическим характеристикам не придавалось никакого значения.
Известные европейцам народы делились на потомков Сима, Хама и Яфета. Открытие Нового Света загадало загадку о происхождении индейцев. Испанцы без труда разгадали её, провозгласив ацтеков и инков своими старыми знакомыми - семитами, то есть потомками Сима.
Преобладала теория, что это потерянные колена израилевы. Между обычаями древних иудеев и современных индейцев обнаружилось множество параллелей, в индейских языках нашлись еврейские слова и т.д. Но были и другие версии. Одни высказывали мнение, что индейцы - это ханаанеяне, под натиском евреев в глубокой древности бежавшие за океан. Другие доказывали, что майя произошли от карфагенян. Некоторые считали, что индейцы - это потомки различных обитавших в Старом Свете народов, попавших в Новый Свет в разные времена и при разных обстоятельствах. Например, Гуго Гроций придерживался мнения, что в Северной Америке обитают потомки не то скандинавов, не то скифов, на Юкатане живут выходцы из Эфиопии, а Южная Америка заселена колонистами из Индонезии и Китая.
Aнтропологические и психологичесие особенности различных народов долгое время приписывалиcь в первую очередь географическим факторам (начиная со времён античности в обиходе было множество различных теорий, увязывающих характер того или иного народа с климатом и даже с направлением и силой преобладающих в его стране ветров). Было теоретически обосновано положение, согласно которому у народа, переселившегося в другой климатический пояс, за восемь поколений полностью изменится цвет кожи и другие антропологические характеристики. Кстати, испанцы спорили по поводу того, отличется ли цвет кожи индейцев от цвета кожи европейцев; многие считали, что ничуть не отличается.
Частным случаем географического детерменизма было мнение о влиянии на свойства народа сияющих над его головой созвездий. Принято считать, что даже само придуманное Америго Веспуччи название "Новый Свет" появилось не потому что в Западном полушарии были обнаружены новые континенты, а потому что там взору европейцев открылись новые звёзды, невидимые из Старого Света. Веспуччи насчитал около двадцати таких звёзд (впрочем, ещё в 20-х годах ХХ века итальянские исследователи высказали предположение, что человека по имени Америго Веспуччи не существовало в природе - он был плодом мистификации нескольких флорентийских литераторов, никогда не покидавших пределы родной Тосканы).
Мнения о благотворности или пагубности влияния тропического климата и созвездий Западного полушария на индейцев разделились. Одни (например, Лас Касас) утверждали, что аборигены Нового Света превосходят европейцев физически и интеллектуально; другие (их было больше) полагали, что индейцы уступают колонистам по всем параметрам. Юлий Цезарь Скалигер (имя которого благодаря фантазиям новохронолов теперь знает вся Россия) утверждал, что астральная сфера ответственна за бедность, дикость и варварство Бразилии. Антонио Леон Пинелло (чьё имя вряд ли кому-то что-то говорит) доказывал, что Амазонка, Ориноко, Магдалена и Ла Плата - это четыре библейские реки, омывающиеи сады Рая.
По своим масштабам дискуссия была сопoставима с дискуссией французов о франках и проходила в ситyации, когда несмотря на высказанные Тридентским собором претензии к астрологии как к учению, ставящему под сомнение свободу воли, в университетах Нового Света преподавался предмет "лечебная астрология". Новое слово в диспуте сказала образовавшаяся в Новом Свете каста метисов. Метисы утверждали, что констеляция звёзд над Мексикой и Перу куда более благоприятна, чем над Кастилей, и это делает их благословенными краями. Ведь Анды ближе к Солнцу, чем Пиренеи. Возникло несколько теорий, провозглашающих превосходство метисов как над чистокровными индейцами, так над чистокровными испанцами.
В противовес графу Гобино, в XIX веке объявившему расовое смешение причиной дегенерации и упадка всех цивилизаций в истории, многие интеллектуалы XVII столетия обращали внимание на недостатки европейцев и индейцев и утверждали, что дети от смешанных браков наследуют только лучшие качества обоих родителей, становясь наиболее совершенными людьми. Эта идея сооответсвовала политике испанских властей, всячески поддерживавших смешение колонистов с туземцами.
В 1618 году иезуит Гомес в одной проповеди назвал метисов бездарными и продажными. Архиепископ Хуан Перес де ла Серна приказал арестовать его и распорядился восхвалять превосходные качества метисов во всех костёлах. Несколько позже юрист Хуан де Солорзано Перейра (защищавший интересы своих клиентов-метисов при королевском дворе) развил теорию, согласно которой индейцы от природы ленивы и только железная десциплина может заставить их эффективно трудиться (подразумевалось, что они должны работать на метисов).
Упомянутый в начале поста Хуан де Карденас в своей книге "Замечательные проблемы и секреты" доказывал, что переезд в иной климат не может изменить человеческих качеств. Иное дело - смешение. Если испанцы от природы меланхолики, а индейцы - флегматики, то их потомки рождаются сангвиниками и превосходят своих родителей интеллектуально. Ещё одну значительную научную работу, доказывавшую, что разницу между цветом кожи и поведением различных народов невозможно объяснить одними лишь географическими и астрологическими факторами, издал в 1638 году августинский монах Антонио де ла Галанча - метис по происхождению. Как это ни парадоксально, метисы были одними из первых людей, у которых стали появляться зачатки расового мышления.
Однако до создания расовой теории было ещё далеко. Во-первых, Новый Свет занимал провинциальное положение и оказывал на мышление европейцев лишь минимальное влияние. Во-вторых, обитателям испанских колоний не хватало понятийного аппарата. Слово раса в принципе существовало, но употреблялось различными авторами совершенно произвольно. Для одних это было лингвистическое, для других - географическое понятие; третьи просто отождествляли расу с народом. Ситуацию изменили французы.
В 1620 году на свет пришёл Франсуа Бернье. Все известные мне источники называют его сыном бедного крестьянина. Говорят, уже в детстве один добрый кюре заметил способности Бернье и позаботился о его образовании. Пейзанин Бернье стал учеником и другом крупного философа-эпикурейца Пьера Гассенди, получил степень доктора медицины в университете в Монпелье и завёл знакомство с Мольером и Сирано де Бержераком. Он немного поездил по Европе, а после смерти в 1655 году Гассенди решил отправиться на Восток.
В Египте Бернье серьёзно заболел и почти год лечился в Каире, потом добрался до Индии и оказался посреди гражданской войны между сыновьями падишаха Шах Джахана. Бернье познакомился с Дара Шукохом - одним из претендентов на трон Великих Моголов - и стал личным врачом одной из его жён. Дара Шукох проиграл войну, Бернье попал в плен к каким-то разбойникам и после разных приключений оказался при дворе победоносного Аурангзеба, где провёл двенадцать лет в качестве домашнего доктора правящего семейства.
Бернье был далеко не первым близко узнавшим Индию европейцем, но он одним из первых взглянул на эту страну сказок и грёз трезво и критично. Например, он обнаружил, что индийские врачи не имеют представления об анатомии и кровообращении человека (вскрытия были запрещены по религиозным мотивам). В их трактaтах говорилось, что в человеческом теле есть пять тысяч артерий и вен, но эта цифра была установлена пyтём умозрительных рассчётов. Далее выяснилось, что индийские астрономы не способны ни предсказать, ни объяснить природу солнечных затмений. Бернье перевёл на фарси некоторые работы Декарта и Гассенди. Оказалось, что и это никому не нужно, причём в своём равнодушии к науке местные мусульмане ничем не отличались от местных индуистов. Всё это - на фоне дичайших социальных контрастов и деспотического правления.
Бернье отправил в Европу несколько писем, которые зачитывались в Академии, а после возвращения в 1671 году издал четыре книги, одна из которых была посвящена его путешествиям, а три - истории и культуре восточных стран. С собой Бернье привёз "Упанишады" на фарси (считается, что они были переведены с санскрита в 1656 году по приказу Дара Шукоха).
24 апреля 1684 году Бернье анонимно издал статью "Новое членение Земли на основании различия человеческих видов или же рас, которые её населяют". Статья содержала первую в истории расовую классификацию. Бернье (если это был он) подписался как Fameux Voyageuer - "славный путешественник" (его авторство было установлено только в XIX веке).
По мнeнию Бернье, сущеcтвовали чeтыре расы. Белая раса населяла почти всю Европу (за исключeнием самых восточных областей Московии), Переднюю Азию, Аравию, Персию, Индию и Юго-Восточную Азию вплоть до Борнео, а также обе Америки. Цвету кожи как таковому Бернье не придавал решающего значения, поэтому отнёс к белым и индейцев, и суматрийцев.
Второй расой была чёрная, населявшая Африку на юг от Сахары. В отличие от преобладавших ранее представлений, Бернье утверждал, что чёрные остаются чёрными и при переселении в другой климат, и при смешении с белыми.
В качестве третьей Бернье описал жёлтую расу, занимавшую восточую часть Московии, Татарию, Туркестан, Китай, Индокитай, Японию и Филиппины.
Четвёртой расой у Бернье была - если вы этого не знаете, то нипочём не угадаете - лапландская. Она обитала в северных райoнах Скандинавии. Почему именно лапландцам досталась честь составить отдельную расу? Однажды в Данцинге Бернье повстречал в порту пару удивительных людей, которые показались ему похожими на медведей. Выяснилось, что это лапландцы из Швеции. Бернье решил, что они вообще ни на кого не похожи, и поэтому заслуживают выделения в особую расу.
Карл фон Линней, один из крупнейших учёных всех времён.
Жорж-Луи Леклерк де Бюффон, популяризатор термина "раса", соотносившийся с Линнеем как топовый блогер с учёным. За изящество стиля и другие заслуги Людовик XVI произвёл его в графское достоинство.
За Бернье последовал Карл Линней. Научные заслуги этого шведа общеизвестны - он создал сиcтему единой классификации животного и растительного мира, определил понятие биологического вида, разработал и внедрил биноминальную номенклатуру и т.д. и т.п. В 1735 году Линней издал основополагающую "Систему природы", в которой классифицировал и человечeские расы. Как и Бернье, Линней насчитал четыре расы, но несколько иные - homo europeus albus, homo asiaticus horridus, homo americanus rubescens и homo afer niger. Медведеподобные лапландцы исчезли, появлась краснaя раса - индейцы. В десятом издании "Системы природы" (1758 год) был впервые использован термин homo sapiens.
Впрочем, о расе как таковой Линней не говорил. Он предпочитал пользоваться латинским термином varietas (сорт). Общеупотребимым слово "раса" стало благодаря французскому академику Жоржу Луи де Бюффону (о котором я скажу лишь одно: как блогер он добился бы большей популярности, чем Линней, хотя и обладал куда меньшими научными достижениями).
Латинским словом gens, обычно переводящимся на немецкий и другие языки как "раса", пользовался и Иоганн Фридрих Блюменбах, полвека проработавший в университете в Геттингене и ставший почётным членом семидесяти восьми научных обществ по всей Европе. По версии Блюменбаха, Землю населяют пять человеческих рас.
Наидревнейшей и наичистейшей была кавказская (белая) раса, от которой произошли монгольская (жёлтая) и эфиопская (чёрная). Смешение чёрной и жёлтой рас с белой привело к возникновению двух переходных рас - американской и малайской. Если с названиями монгольской и эфиопской рас всё более или менее понятно, то наименование кавказской расы звучит неожиданно.
Свои прославленные пассажи о том, что у грузин самая белая кожа на свете, Блюменбах сопроводил портретом... посла Османской империи в Лондоне Юсуфа Аги Эфенди. Указаний на грузинское происхождение этого дипломата я не нашёл (турецкая википедия вызывает его уроженцем Триполи). Обычно приводящееся объяснение причин, по которым Блюменбах назвал белых кавказцами, выглядит как-то неубедительно. Говорят, это как-то связано с прародителем человечества Ноем и горой Арарат. Звучит неплохо, но Арарат находится не в Грузии, а в Армении.
Иоганн-Фридрих Блюменбах, назвавший белую расу кавказской.
Юсуф Ага Эфенди, портретом которого Блюменбах проиллюстрировал тезис о непревзойдённо белой коже грузин.
Первое издание книги Блюменбаха "О врождённом разнообразии человеческого рода" вышло в 1775 году, и в этом издании потрета Юсуфа Эфенди ещё не было, да и белая раса называлась не кавказской, а европейской. В 1775-м Блюменбаху было 23 года; в 1781, когда он заменил европейцев кавказцами - 29. Что произошло за это время в жизни молодого учёного?
Он встретил женщину.
Мне не удалось установить её имени. Не знаю я и того, какие отношения связывали эту даму с Блюменбахом. Знаю лишь, что это была грузинка редчайшей красоты. В частности, она обладала необычайно белой кожей. У девушки была полная приключений судьба: во время очередной русско-турецкой войны она попала в плен (я так и не понял, в русский или в турецкий), а потом какими-то сложными путями оказалась в Европе, где и познакомилась с Блюменбахом.
Наша раса обязана своим названием красоте одной безымянной девушки. Что неудивительно - ведь это название появилось в Галантном Веке.
Часть №9 Йeс, скифы мы
Представьте себе, что на Москву движется чеченская армия. Чеченцы выставили сразу двух претендентов на пост президента России. Молодой Претендент (Рамзан Кадыров) возглавляет войска, дошедшие уже до Воронежа. Старый Претендент (Руслан Хасбулатов) находится в Пекине. Господствующая идеология Китайской Народной Республики утверждает, что китайцы и чеченцы - это две ветви древнего и великого вайнахского народа. У границ РФ сосредоточены ударные группировки китайской армии. Их вторжение ожидается с минуты на минуту. Начата частичная эвакуация Москвы, ФСБ сжигает документы, возле резиденции Путина круглосуточно дежурит вертолёт.
Если вам удалось вообразить предложенную картинку, то вы сможете оценить и ситуацию, в которой в 1745 году оказалась Великобритания. В тот год Чарльз Эдвард Стюарт, известный как Красавчик Принц Чарли или Молодой Претендент, заявил о своих притязаниях на английский трон и повёл шотландцев на Лондон. Развернувшиеся вслед за выступлением Молодого Претендента события в русской традиции носят не слишком выразительное название "Второе якобитское восстание" и обычно рассматриваются лишь как один из эпизодов Войны за австрийское наследство. Однако англосаксы считают эту войну одним из ключевых моментов своей истории.
Восстанию якобитов посвящены "Владетель Баллантрэ" Роберта Л. Стивенсона и "Уэверли" Вальтера Скотта. Мне попадалась и современная фантастика, в которой Красавчик Чарли выиграл и изменил ход всемирной истории в пользу католицизма. Скажу больше: вся линия Возвращения Короля во "Властелине колец" - это рассказ о восстановлении власти Стюартов. B мире, который лучше, чем наш, у них всё получилось. Ведь Толкин был католиком, а для английского католика законная династия - это Стюарты. Однако меня приключения Молодого Претендента интересуют с совсем другой точки зрения. Вам это может показаться странным, но восстание 1745 года внесло в формирование расового мышления даже больший вклад, чем появление расовой классификации.
По не вполне ясным причинам некоторые считают меня англофобом. Это нонсенс. Я стопроцентный космополит, и мне вообще не очень понятно, как можно плохо относиться к какому-либо народу. A уж тем более - к нации, давшей миру честертоновские рассказы и честерфильдские диваны. Иное дело, что я русский и смотрю на жизнь с точки зрения русских интересов, далеко не всегда совместимых с английскими. Но ведь это всего лишь политические разногласия. Mне нетрудно посмотреть на предмет и с любой другой стороны. В том числе - с английской, как в данном случае. Более того, не вжившись в чувства, которые испытывали англичане в 1745 году, я бы просто не смог понять, что и почему они говорили и делали в 1787-м.
Принц Джеймс Френсис Стюарт, известный как Старый Претендент; с точки зрения якобитов - Яков III.
Принц Карл Эдвард Стюарт, известный как Молодой Претендент или Красавчик Принц Чарли; Черчилль назвал его высадку в Шотландии одной из самых отважных и безответственных авантюр в истории.
В 1688 году Славная революция лишила трона Якова II Стюарта; в 1707 над островом был поднят Юнион Джек - Англия и Шотландия объединились, образовав Великобританию. Сторонники дома Стюартов, получившие имя якобитов, не смирились со случившимся. В 1714 произошло якобитское восстание в пользу сына Якова II Джеймса Френсиса Стюарта (известного, как Старый Претендент). В движении участвовало до десяти тысяч человек. После поражения многие из них эмигрировали на континент. B 1740 году началась Война за австрийское наследство. В 1743-м французы сосредоточили в Дюнкерке армию, которая при поддержке якобитов должна была высадиться в Англии.
Оба Претендента в то время жили в Риме, и французы не принимали их в расчёт. B декабре Молодой Претендент предпринял поездку, достойную записи в книге Гиннеса - желая присоединиться к армии вторжения, он преодолел расстояние от Рима до Дюнкерка за 11 дней. Но в феврале 1744 года буря так повредила французские корабли, что операцию пришлось отменить.
Красавчик Чарли начал действовать на свой страх и риск. В июне 1745 года, собрав три с половиной тысячи ружей и двадцать пушек, Стюарт высадился в Шотландии. Принца сопровождало восемь человек (один англичанин, двое шотландцев и пятеро ирландцев). Хотя вожди кланов Макдональдов и Маклеодов отказали Претенденту в поддержке, к нему со всех строн начали стекаться якобиты. 17 августа молодой Стюарт занял Эдинбург и провозгласил своего отца королём Яковом III, a себя самого - регентом островных королевств.
В стычке, длившейся всего десять минут, якобиты обратили пытавшиеся остановить их английские войска в бегство и двинулись на юг. Они взяли Манчестер и в начале декабря оказались в двуxстах километрах от Лондона. Французы снова сосредоточились в Дюнкерке, планируя 15 декабря высадиться на острове. В столице началась паника. Перед лондонскими банками стояли очереди - люди забирали свои вклады и бежали из города. На Темзе на всякий случай дежурила королевская яхта.
Однако шотландцев было всего чуть больше пяти тысяч человек. В Манчестере к якобитам присоединилось лишь двести пятьдесят добровольцев. Непогода, столько раз спасавшая Англию, опять не позволила французам осуществить десантную операцию. Англичане выставили против Молодого Претендента три армии, каждая из которых численно превосходила все его войска. Теснимый со всех сторон принц отступил в Шотландию. Опытные офицеры советовали ему перейти к партизaнской войне, но он решил поставить всё на одну карту и дать генеральное сражение.
16 апреля 1746 года недалеко от Каллодена якобиты предприняли самоубийственную атаку против войск герцога Камберлендского. Шотландцы, многие из которых располагали только холодным оружием, попытались применить свою традиционную тактику - так называемую атаку горцев - в неподходящей местности и в неподходящих условиях. В сражении пало 50 англичан и свыше полутора тысяч шотландцев. Молодой Претендент подорвал свою репутацию, бежав с поле боя. Около полуторы тысяч его выживших при Каллодене стороников были готовы продолжать борьбу, но Красавчик Принц Чарли предпочёл отправиться на континент и провёл следующие 35 лет в Италии. Пустоту этих лет он заполнил алкоголем.
Битва при Каллодене стала последним сражением в истории, произошедшим непосредственно на территории Великобритании. Сразу после битвы началась расправа над горцами. Уже на поле боя англичане добивали раненных якобитов штыками. В ходе последовавших репрессий они прочёсывали деревни и убивали каждого шотландца, у которого нашлось какое-нибудь оружие. Известен случай, когда тридцать человек заперли в сарае и сожгли живьём. Были запрещены традиционная одежда, музыка и гэльский язык (ещё 136 лет спустя пункт, запрещающий не только преподавать, но и разговаривать на гэльском, был включён в британский Акт об образовании; первая школа с преподаванием на этом языке открылась в 2005 году).
Всё это считалось мягким вариантом обращения с мятежниками. Обсуждался и жёсткий проект, предусматривавший депортацию всех шотландцев в колонии.
Набрав в гугле что-нибудь вроде battle of culloden, ghosts of culloden, highland charge или даже blàr chùil lodair (на гэльском языке, запрет на который был снят только в ХХ веке), вполне можно провести вечер, слушая посвящённые битве при Кaллодене песни. Для поста я выбрал клип, в котором показана вся история якобитского восстания от высадки Молодого Претендента до расправы над горцами.
Действия англичан были явно направлены на полное уничтожение культуры и образа жизни противника, к тому же сопровождались обсуждением перспективы полной ликвидации населения на неприятельской территории, что выводит эпопею Молодого Претендента за рамки обычного династического конфликта. В английский глазах шотландцы, ирландцы и валлийцы испокон веков были опасными дикарями, неспособными усвоить нормы цивилизации. Попав в Северную Америку, английские колонисты описывали местных индейцев как людей, во всём подобных британским кельтам. B XVIII векe cитуацию усугубила поддержка, которую оказывала шотландцам и ирландцам Франция, как раз избравшая своей государственной идеологией панкельтизм.
Предпринятое в предыдущих постах подробное изложение ходов французской мысли позволяет мне избежать столь же детального рассказа о концепциях, господствовавших в то или иное время в Англии. Достаточно сказать, что вплоть до Славной революции Англия была в Европе скорее второстепенной страной, воспроизводящей континентальные образцы риторики в провинциальном варианте.
Когда французы придерживались троянской версии происхождения франков и писали поэмы об основании Парижа сыном Гектора Франкионом, англичане тоже были троянцами и утверждали, что Лондон основал внук Энея по имени Брут (кстати, шведы одно время выводили из Трои скандинавских богов и называли сыном Гектора Одина - все европейские идеологи действовали в рамках нескольких стандартных схем).
Как и во Франции, в Англии провозглашалось, что корни парламентаризма уходят в леса и болота тацитовской Германии. Разница была в том, что если во Франции носителем духа свободы считалась аристократия, то в Англии подчёркивалось, что этот дух сохраняют англосаксонские, т.е. германские, народные массы (теория пользовалась поддержкой Ганноверской династии). Если во время французской революции аристократов предлагалось выгнать за Рейн, то во время английской революции их намеревались выдворить за Ла-Манш (ведь в Англии знать считается французской).
Отношение англичан к Риму было столь же двусмысленным, как и отношение к нему французов. Иногда англичане изображали наследников римского величия, иногда - противников римского деспотизма. Генри Сент-Джон, первый виконт Болингброк (считающийся прототипом свифтовского Гулливера и сыгранный Кириллом Лавровым в советской экранизации "Стакана воды") однажды провозгласил:
"Я испытываю тайную гордость, когда вспоминаю, что родился британцем. Находившиеся на вершине могущества римляне сохраняли свою свободу всего семьсот лет. Нация Великобритании была свободной 1700 лет назад и остаётся свободной сегодня".
После воцарения Вильгельма Оранского Англия перестала быть второстепенной страной и вступила в борьбу за гегемонию. В 1692 году английский флот впервые смог одержать победу над французским. С тех пор конфликт с Францией шёл по нарастающей. Войну за испанское наследство сменила Война за австрийское наследство, затем последовала Семилетняя война, вслед за ней разгорелась война в Северной Америке. Как это обычно бывает, противостояние держав сопровождалось битвой идей. В том числе - столкновением их исторических концепций. В 1742 году впервые прозвучала песня "Правь, Британия". В XVIII веке Англия переросла уровень провинциального подражания континентальным идеям.
Генри Сент-Джон, первый виконт Болингброк; во время Первого якобитского восстания он поддержал Старого Претендента и отправился в изгнание. Считается, что его друг Джонатан Свифт описал его неприятности как путешествие Гулливера.
Джон Пинкертон, противопоставивший панкельтизму весьма замысловатую и жизнеспособную теорию.
Из десятков английских мыслителей, идеологов и пропагандистов того времени нас интересует только один - ныне практически забытый Джон Пинкертон. Я полюбопытствовал, что о нём пишут по-русски. Нашёл лишь статью в Брокгаузе длиной в 1 (один) абзац (т.е. русские кое-что знали; советские забыли всё). Из Брокгауза следует, что сборник старинной шотландской поэзии, опубликованный Пинкертоном в 1786 году, оказался фальсификатом. Английская Википедия рассказывает о Пинкертоне куда подробнее и даже признаёт за ним определённые заслуги (мне понравилась её формулировка "несмотря на признаки лёгкого помешательства, он остаётся значительной фигурой"), но и и она говорит об основном предмете интереса нашего героя как-то уклончиво.
Хорошо, тогда о его занятиях расскажу я. Пинкертон родился в Эдинбурге в 1758 году и получил в местном университете профессию юриста. Однако занялся не правом, а литературой и историей. Он сделал себе имя на публикации романтических элегий и баллад, переехал в Лондон и подружился с основоположником готического романа Горацием Уолполом. Познания Пинкертона в классической филологии были столь обширны, что сам Эдвард Гиббон обдумывал сотрудничество с ним.
Состояние умов английского общества того времени Пинкертон рассматривал как кельтоманию. Французы со своим панкельтизмом явно были хояевами идеологического поля. А тут ещё в моду вошёл романтизм, Джеймс Макферсон опубликовал впечатлившую всю Европу"Оссиану" - о кельтах говорили на каждом шагу. Пинкертон заявил, что живёт в кельтском веке, но желает покончить с таким положением вещей.
На кельтскую теорию он ответил скифской.
В 1787 году Джон Пинкертон опубликовал "Трактат о происхождении и развитии скифов или же готов". Надо сказать, что этот автор одним из первых воспринял биологическую концепцию расы. Он считал, что немец, индеец и негр отличаются друг от друга примерно как овчарка, пудель и бульдог и выражал надежду, что в будущем будет произведена более точная расовая класификация. Пока же Пинкертон разделил на четыре расы все европейские народы.
Одной расой у него были иберийцы - жители Испании и Аквитании. В иберийцах Пинкертон видел выходцев из Африки и уделял им не слишком много внимания. Другой расой оказались сарматы - чехи, поляки, русские и т.д. Проще говоря, сарматы у Пинкертона - это славяне (его концепция была противоположна концепции польской аристократии; в Польше знать приписывала сарматов к потомкам Яфета и считала сарматской только саму себя, а крепостных крестьян провозглашала славянами и потомками Хама, т.е., по общеевропейским понятиям, более или менее неграми). Эта раса тоже не слишком интересовала его.
Другое дело скифы - голубоглазые и белокожие воины с Востока. Пинкертон нарисовал величественную картину скифской истории. В 3660 году до нашей эры скифы создали великую империю, простиравшуюся от границ Египта до берегов Ганга. Правителями скифской сверхдержавы были Сатурн, Юпитер и Бахус, принимавшиеся последующими людскими поколениями за богов. Скифы построили вавилонскую башню и - как же иначе - создали демократию. Одновременно скифы одарили мир рыцарскими идеалами и породили феодальную систему - самую свободную форму правления (очень английская мысль). В целом же империя имела варварский характер - свидетельством величия скифов были не искусства, но военные подвиги.
В 2200 году до н.э. держава скифов была разрушена ассирийцами (по которыми Пинкертон подразумевал арабов, финикийцев, евреев, халдеев и т.д. - всех, кого мы обычно называем семитами). Скифы перешли Кавказ и оказались в Северном Причеpноморье. Одна их ветвь, известная как персы, впоследствии вернулась на юг и основала там ещё одну империю (а вот парфяне, по мненнию Пинкертона, были родственниками сарматов, т.е. более или менее славянами). Остальные начали завоевание Европы, разделившись на германцев, греков, италиков, фракийцев, иллирийцев, скандинавов и т.д. Практически все современные европейские народы происходят от скифов. Все, кроме кельтов.
Кельты - это примитивные европейские туземцы. Никчёмный народишко. Все разговоры о величии кельтов - французская ложь. У негров или лапландцев можно найти больше мудрости, чем у кельтов. Кельтская религия находилась на готтентотском уровне. Кельты абсолютно неспособны воспринимать достижения цивилизации:
"Мы на британских островах знаем, что кельты - это вего лишь дикари, недозревшие даже до стадии варварства. Если иностранцы сомневаются в этом, пусть посетят кельтские области Уэльса, Ирландии или Шотландии и посмотрят на их неспособность освоить цивилизацию или промышеленность..."
Пинкертон особо подчёркивал, что шотландцы - это такие же потомки скифов, как и англичане. Более того, от скифов происходили и предки шотландцев пикты, а вот говорящие на гэльском языке и живущие в горах кельты - это самозванцы. Напомню, что по происхождению сам Пинкертон был шотландцем с равнины, где говорят не на гэльским, а на том шотландском, который звучит, как диалект английского. В 1746 году равнинные шотландцы восприняли репресии против горцев в целом одобрительно.
Однако шотландская тема, бывшая для самого Пинкертона основной, для нас является второстепенной. Пинкертон появился здесь, потому что полностью, от первого слова до последнего, создал всю расовую мифологию - пришествие из восточных степей белокурых воителей, их непримиримые войны с неполноценными народами, сложности во взаимоотношениях с семитами и т.д. и т.п.
Сочиняя скифскую историю, Пинкертон, конечно, не знал, что его самого забудут уже при жизни, зато его теорию будут повторять, как молитву, изменив в ней только имя главных действующих лиц.
Он опубликовал свою работу о скифах в 1787 году. Годом раньше президент Королевского азиатского общества Уильям Джонсон произнёс перед членами означенного общества лекцию о родственных связях греческого, латинского и готского языков с санскритом и древнеперсидским.
Пинкертон не знал, что его скифов переименуют в арийцев.
Journal information