Еще в детстве на меня произвело впечатление определение Пушкина:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского СТОЛПА.»
Как-то не поверилось, что поэт лишь для красного словца применил такое необычное слово. Он ведь хитер был!
Вот и в Библии опять столп:
«И рекоша: прiидите, созиждемъ себѣ градъ и столпъ, егѡже верхъ боудетъ даже до небесе…»[41] (Быт. 11:4)
[ Spoiler (click to open)]
А все дело в том, что в прошлом значение слова «столп» было совсем не столб. И это было очевидно каждому. Столп – это пустотелая башня с лестницей внутри, на вершине которой устроена площадка для вещания. Обычно ее использовали религиозные деятели для оглашения сверху молитв, призывов, зова на службу и т.д.
Толковый словарь Ефремовой
- м. устар. 1) То же, что: столб (1*1,2). 2) а) Колонна, поддерживающая своды, перекрытия. б) Памятник в виде колонны, воздвигаемый в честь какого-л. события. 3) Башня или колонна, полая внутри. 2. м. Выдающийся деятель, являющийся надежной опорой чего-л. 3. м. Нотный знак в старинных церковных книгах.
Была и секта столпов. Монахов, которые вообще с этой башни не слезали никогда.
То, что знал в 19 в. каждый ребенок – для нас откровение. То, что Александр Сергеевич знал, что Александровская колонна – вовсе не колонна, а столп – для нас открытие.
Может все же это – шутка?
Но вот известно, что Александрийский столп был сделан по образу и подобию других столпов. Есть рисунок Монферрана, подтверждающий это:
Возьмем хотя бы Колонну Трояна в Риме. Пустотелая. И в других деталях похожа. Видите, наверху такая же штучка?
Площадка, а середина – это колоколенка с круглой крышей.
Совсем как на колонне в Вене:
Ой, тьфу – столпе! Видно по всему миру было «столпотворение». А начиналось оно с Вавилонского.
Картина Питера Брейгеля обманная. Вообще, многие работники искусства активно участвовали в фальсификации истории.
И ведь Монферран знал это. Он и предлагал Николаю 1, будто бы, пробить спиральную лестницу внутри:
«А вот ещё один образчик идей мсье Монферрана:"Французский посланник при петербургском дворе - барон П. де Бургоэн, находившийся в российской столице с 1828-го по 1832 год, сообщает любопытные сведения об этом монументе (об Александрийском столпе - Triv)."По поводу этой колонны, - пишет он, - можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно:он предлагал императору высверлить внутри колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников - мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверливания; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет ) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверливание не пробило внешние бока колонны, и поэтому отказался от этого предложения. Теперь эта колонна стоит из цельного гранита, и на неё нельзя, как на нашу трояновскую в Париже, взбираться на верхнюю платформу." Архимандрит Августин (Никитин), Православный Петербург в записках иностранцев. - СПб.; ТОО"Журнал НЕВА", 1905, стр. 105 -107.(Воспоминания барона Бургоэна, французского посланника при С-Петербургском дворе с 1828-го по 1832 год //Отечественные записки, 1864. Т. 157 №№11-12. С. 219-220.)Это смелое предложение Монферрана позволяет сделать робкое предположение о присутствии винтовой лестницы в колонне. - See more at: http://mishawalk.blogspot.ru/2014/12/4.html#sthash.8Xsa34dD.dpuf»
Неужто вы поверили, что император не доверял точности Монферрана? Того человека, который будто бы с прецизионной точностью выточил гранитный конус Александрийского столпа высотой 26 м.?
Николай 1 был значительно дальновидней. Он прекрасно понимал, что никто не поверит в то, что француз выпотрошил колонну. Последующие поколения догадаются – колонна такой и изготавливалась! И скорее всего, этот факт в те времена был общеизвестен. Никто ведь не оспорил выражение Пушкина.
И правда, если колонна окажется столпом – вся версия об ее установке Монферраном рухнет. Столько рисунков нарисовал борзорисовальщик! Издали альбом в Париже, подальше от русских любопытных глаз. Все сделали для будущих поколений. И вот вам! Всему - Столп.
А есть ли этому предположению доказательства материальные?
Смотрим на колонну:
Трещины.
С чего бы это гранитный монолит стал так растрескиваться?
Во время реставрации 2002-2004 г.г. выяснилось, что основание Ангела – та самая круглая крыша, которую никакой идиот не станет делать постаментом 26-ти тонной бронзовой скульптуры – основание сделано из кирпича вместо гранита!
Это все равно, как к пятисотому Мерседесу прилепить оглобли. Закладывали звонницу впопыхах! Крыша прогнила и вовнутрь столпа стала поступать вода. Звонница, разумеется, треснула – залатали. Но и колонну зимой разморозило!
Так недалеко и до беды. Срочно стали создавать дренажную систему, для чего потребовалось перекрыть Дворцовую площадь квадратами.
(Это все мои фантазии, не подходите к версии строго юридически!) :=)
Ангел на крыше
Дворцовая площадь во время реставрации
А покрытие Дворцовой площади было до того отличное – брусчатка!
А где же вход в колонну? Вот такой, как в Трояновой:
Полагаю, под землей. Уровень площади-то был ниже. Я же писала об этом в статье «Древние цивилизации занесло песком».
А может и чуть ниже барельефа. Тогда нужно внимательно осмотреть блоки под барельефом. Один из них должен быть в аккурат размером с нее. Посередине. Хороших фоток этого места, к сожалению, не нашла.
Journal information