evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Становление мировой хронологии: попытка реконструкции

Оригинал взят у ss69100
image

Использованные аббревиатуры и сокращения:
ВО - вероятный оригинал
ГК - григорианский календарь
ГХ - год хиджры (год по мусульманскому лунному календарю)
КЭ - католическая энциклопедия
ЛК - Лунный календарь
Мхрм – мухаррам (1-й месяц мусульманского лунного календаря)
РХ - Рождества Христова
СК - солнечный календарь
СМ - Сотворение мира
ТИ - традиционная история (традиционная версия мировой истории)
ЮК - юлианский календарь


1. Научное обоснование написания данной статьи.
2. Становление календарей и глобальных хронологических систем. Изложение традиционной точки зрения с изложением имеющегося исторического материала по данному вопросу.

Эпилог в виде хронографа.
Необходимое примечание к плану статьи: все, что излагается в разделах 1 и 2 – это состояние исторической науки на тот момент, когда автор этих строк приступил к активной исследовательской деятельности. Все, что изложено в разделе 3 – это плоды наработок автора этих строк, которые он решил отделить от другой части материала.

1. Научное обоснование написания данной статьи.
Автор этих строк в написании этой статьи будет стремиться соблюсти все законы и требования жанра научной статьи:
- четко изложить состояние дел в науке на момент написания статьи,
- изложить естественнонаучную подоплеку данного вопроса, дать в нужной степени подробности обзор источников, а также
- изложить свои представления по данному вопросу, которые у него сформировались на основании самих источников и их анализа согласно естественнонаучным принципам.

При рассказе о тех или иных событиях принципиальным вопросом оказывается вопрос времени. Если изучать историю по источникам, то так или иначе возникнет вопрос их датировки.

Хронология считается прикладной исторической дисциплиной, и в этом качестве она преподается в учебных заведениях. По вопросу ее становления имеется как русскоязычная литература, так и литература на иностранных языках, прежде всего английском и немецком. Русскоязычная литература по сравнению с иностранной страдает неполнотой и скудностью информации. Особенность всей без исключения литературы по этой теме оказывается тот факт, что все ее авторы исходят исключительно из традиционной хронологической версии истории человечества.

Здесь взгляды автора таковы, что, если исходить из имеющегося в наличии материала, то можно создать не одну, а как минимум несколько других версий реконструкции истории человечества с точки зрения хронологии. Возможность существования других версий истории человечества показана автором этих строк в других его работах, в частности, в работе "Теоретические основы реконструкции истории человечества" [2].

Что касается произведений альтернативистов, как российских, так и немецких, то в них независимый обзор становления мировой хронологии или отсутствует, или освещение этого вопроса не отличается от того, как он дан согласно традиционной исторической версии.



Так, для конкретности, у одного из ярчайших авторов российского альтернативизма А.Т. Фоменко в "Империи" [110]: весь обзор становления мировой хронологии в ряде его работ просто сводится к перечислению различных эр от сотворения мира, которые по–разному датируют Рождество Христово. Вопрос того, как они появились и как они были введены в научный оборот, не рассматривается.

Точно так же дело обстоит и у других исследователей-альтернативистов. Тот материал, который появляется и накапливается в ходе поисковой работы, пока не получил должного упорядочения. Эта касается как немецких альтернативистов (Иллиг, Топпер, Пфистер), так и российских: уже упомянутого Фоменко и его соавтора Носовского, Валянского, Калюжного, Кеслера, Давиденко.

Пожалуй, самым интересным из них можно назвать профессора университета из города Фрибур (Швейцария) Христофера Пфистера, который в "Матрице древней истории" ([64],Die Matrix der Alten Geschichte. Analyse der religioesen Geschichtserfindung) пытался проанализировать роль числа 15 в становлении мировой хронологии.

В этом свете автор этих строк видел бы своей задачей дать свою версию становления мировой хронологии. Если эту задачу представить более формально, то автор этих строк попытается изложить свою точку зрения на вопрос становления и появления всех основных имеющихся на сегодняшний день эр летоисчисления: христианской, мусульманской, иудейской. При случае автор попытается изложить свою точку зрения на вопрос становления основных элементов календаря, в том числе календарных циклов.

Для литературы по этому вопросу в целом характерно следующее. Для русскоязычной литературы (Каменцева [75], Климишин [66]):

- все хронологические проблемы вообще сводятся к чисто техническим вопросам вычисления дня в той или иной эре.
- вопрос становления мировой хронологии, в ней отработан по принципу наименьшего сопротивления. Упоминается, естественно, Дионисий Ничтожный, который, согласно легенде, впервые ввел счет лет от Христа, а также тот факт, что до Петра на Руси годы считали от сотворения мира. Более подробно ни вопросы становления мировой хронологии в целом, ни вопросы становления отдельных календарных систем не освещаются.

Что касается литературы на иностранных языках, то здесь есть издания, содержащие более подробные обзоры ее становления, как, к примеру, книга профессора Кельнского университета г–жи Анны–Доротеи фон ден Бринкен "Historische Chronologie des Abendlandes" [63]. Ее автор пользуется заслуженным авторитетом как крупнейший специалист в этом вопросе в Западных странах. Ее заслуга, с точки зрения автора статьи, состоит в том, что, несмотря на приверженность г–жи фон ден Бринкен традиционной хронологии, она сумела показать всю сложность пути становления этой хронологии.

Благодаря этому очень часто сквозь изложение чисто традиционных представлений о становлении хронологии, ясно пробивается та информация, которая совершенно четко в этом пути становления хронологии высвечивает проблемы системного характера, оказывая тем самым неплохую услугу альтернативистам.

2. Становление календарей и глобальных хронологических систем. Изложение традиционной точки зрения с изложением имеющегося исторического материала по данному вопросу.

(Содержит много традиционного материала и немного слов автора. Принцип, которого придерживался автор этих строк: изложить основной материал, не последнее внимание уделяя цифрам).

Рассказ о становлении календарей и глобальных хронологических систем хочется начать с сугубо социологических аспектов.

Хронология с точки зрения социологии испытывает следующие этапы становления:
- локальная во времени относительная хронология, принятая в отдельно взятой стране (относительная локальная);
- абсолютная во времени хронология, принятая в отдельно взятой стране (абсолютная локальная);
- глобальная во времени абсолютная хронология, принятая во многих странах (абсолютная глобальная).

Первый этап наличия относительной локальной хронологии банален и легко понимаем. Есть некий правитель, и фиксируется время в годах правления этого правителя.

Второй этап наличия абсолютной (во времени) локальной (по месту) хронологии несколько более сложен. Умирает первый правитель, но при этом не останавливается хозяйственная жизнь, требующая хоть какой–то фиксации дат. Теоретически можно считать время как от начала правления первого, так и от начала правления второго.

Из соображений лояльности во всех текущих документах упоминается именно текущий правитель. При этом во всех документах, использующих хронологию, могут указываться и его предшественники. С этого момента указания его предшественников хронологическая система начинает глобализироваться во времени.

Если предшественники в документах не указываются, то в стране обязательно должен быть введен институт официальных хронистов, которые бы дали исчерпывающий ответ на вопрос о продолжительности правления предшественников нынешнего правителя. Тогда возникает официальное летописание.

Третий этап абсолютной глобальной хронологии связан с тем, что принимается некая глобальная международная система летоисчисления. Эта система летоисчисления регулирует межгосударственные отношения, закрепляемые в договорах, заключаемых как в письменной, так и в устной форме.

Очень интересно провести сравнение шансов на возникновение хронологии абсолютной то ли в отдельно взятой стране (наш второй случай, случай абсолютной во времени и локальной по месту хронологии) и хронологии абсолютной глобальной (наш третий случай).

Третий случай относительно прост. Для возникновения хронологии абсолютной глобальной достаточны хоть какие–то торговые и политические контакты между двумя странами и ощущение необходимости проявления взаимоуважения в вопросе времяисчисления. К примеру, если заключается договор, то как момент его заключения, так и время его действия должны быть понятны каждой из сторон.

Что касается второго случая, то он касается времени назревания введения глобальной шкалы в одной отдельно взятой стране. Теоретически он может быть введен. При этом после того, как будет введена еще одна шкала летоисчисления, а именно, абсолютная глобальная (то есть принятая во всех остальных странах мира тоже) традиционная предшествующая шкала летоисчисления просто отойдет на второй план.

Итак, для международных контактов нужна некая единая шкала. При её ведении будут происходить очень интересные вещи: введению международной шкалы летоисчисления в обязательном порядке должна предшествовать встреча представителей интеллектуальной элиты, в данном случае хронологов каждой из сторон.

В противном случае желаемая цель: введение временной шкалы, в равной степени понятной для каждой из сторон, не будет достигнута. А после того, как в результате их встречи будет достигнуто соглашение физического (можно ещё сказать: календарного) характера, в виде способа учёта дней, месяцев и лет, перед каждой из сторон встали бы следующие задачи:

- адаптировать свежевыработанную календарную систему к тем календарным системам, которые уже есть на службе у каждой из сторон, и, самое главное,
- обучить ей свое руководство.

При этом не исключено, что в объяснении данной системы возникнет необходимость прибегнуть к определенной аллегории. Тот календарь, который оказался продуктом их совместного международного творчества, может предстать в ареале божественного.
В научной литературе принято различать две концепции времени – линейную и цикличную. О них рассказано и у Бринкен в [63]. Концепция линейного времени лежит в основе концепции глобальной хронологии.

Ее суть состоит в том, чтобы по всей обозримой истории человечества, как той, на которой деятельность человека прослеживается ярко, так и той, на которой деятельность человека не прослеживается, дать некую единую временную шкалу.

Принципиален в рамках этой концепции был бы вопрос временного рассмотрения от интересующего нас события до какой то явственно обозримой точки, для конкретности, до сегодняшнего дня. По своему пути становления вся линейная концепция времени человечества глобальна, так как ее абсолютно не интересует датировка события в рамках цикла, и, наоборот, ее интересует датировка этого события лишь в глобальном смысле.

Поэтому она так или иначе связана с глобальными эрами.

Что касается концепции цикличного времени, то суть этой концепции состоит в том, вся история человечества подлежит строгой периодизации и легко представима в виде совокупности неких циклов. Этим циклам подчиняется повседневная человеческая жизнь и принципиальным при этом оказывается вопрос примерного сочетания датировок начало цикла и место года, место дня, место месяца в этом цикле.

Такое положение того или иного момента времени в цикле связывается, как правило, с периодическим повторением свойств этого момента. В ряде случаев тех, кто занимается хронологией циклической, абсолютно не интересуют вопросы хронологии глобальной (классический пример: астрология, китайский 60–летний календарь). Хронология, которая с ним связана, развивалась по мере познания человечеством этих циклов: месяц, солнечный год, годовой цикл созвездий Зодиака, 19-летний пасхальный цикл, уже упомянутый китайский 60-летний цикл и т.д. По ходу дела циклическому времени будет уделено свое внимание.

Раз уж затронут вопрос цикличного времени, то нельзя не отметить такое принципиальное хронологическое понятие, как календарь. Календарь - это цикличная система учета времени, которая дает сведения обо всех днях с точки зрения дня недели, месяца и года. Иными словами, в нем учитываются данные сразу из трех временных циклов.

При этом при создании календарей коренным вопросом был вопрос увязки продолжительности календарных циклов и природных. В зависимости от этого они делятся на лунный, где продолжительность месяца и года привязывалась лишь к циклам Луны, солнечный, где продолжительность года привязывалась лишь к циклам Солнца, и лунно-солнечный, где продолжительность циклов привязывалась как к циклам Солнца, так и к циклам Луны.

Если пренебречь лунными циклами и учитывать циклы лишь солнечные, то возникает солнечный календарь, распространенный в странах с доминирующей христианской религией. Если пренебречь солнечными циклами и учитывать циклы лишь лунные, то возникает лунный календарь, распространенный в странах с доминирующей мусульманской религией. Если пренебречь задачей наличия в каждом годе одинакового количества дней и месяцев, то возникнет календарь лунно–солнечный, в котором солнечный год имеет то двенадцать, то тринадцать месяцев. Такой календарь традиционно именуется иудейским.

Что касается концепции линейного времени, то суть этой концепции состоит в том, что в истории человечества каждый её момент сопоставим с некой датой, стоящей на временной оси, абсолютно независимо от положения этого момента в различных циклах.

Изо всех параметров времени: а это секунды, минуты, часы, сутки, недели, декады, двухнедельные циклы (англ. fortnight), месяцы, годы, олимпиады, пятилетки, десятилетки, или декады, сароса, или метоновы циклы, двадцатипятилетия, пятидесятилетия, столетия, тысячелетия – линейно принято мерить лишь годы, столетия и тысячелетия. Всё. Мало кому в голову пришло бы линейно мерить месяцы, недели и дни – для них есть более удобная и понятная цикличная система.

Что касается линейного измерения дней, то до такого додумался лишь Жозеф Жюст Скалигер. Тот день, который он ввёл, носит название юлианского дня, и каждый день получил соответствующий линейный номер (при этом " внимание! " как ясно следует из сказанного, дни 1 июля 2005 и 1 июля 2004 года имеют разныеномера), что нашло применение лишь кое-где в расчётной астрономии.

В других областях человеческой жизнедеятельности такая шкала оказалась излишней. Что касается сквозного линейного счёта времени по месяцам, то, не исключено, кто-то этим и занимался, и не исключено, что такой месяц в смысле "год" или просто в смысле "большой временной промежуток", мог оказаться в основе некой глобальной хронологической системы. В любом случае, при работе по этой теме автор этих строк ту гипотезу, что слово "месяц" могло употребляться в смысле "год", прорабатывал неоднократно.

Как мы уже отмечали, любая концепция линейного времени глобальна. Что касается глобальных хронологических эр, то их несколько. В странах с доминирующей христианской религией принята общая эра, или эра от РХ (Рождества Христова). Еще в период распространения атеизма и гностицизма она начала называться новой эрой, а в последнее время в германоязычной литературе более принят термин "общая эра".

В документах она еще может фигурировать как "от воплощения Господа". Она до 1582 года была связана с солнечным юлианским календарем, а позже стала связана с солнечным григорианским.

В странах с доминирующей мусульманской религией была принята эра хиджры, или егиры, как она называлась в русскоязычных источниках. Ее первый год был связан с исходом из Мекки пророка Мухаммада, или Магомета, как он зовется в европейских источниках. Природа этого календаря такова, что он связан с месячным лунным циклом, а год насчитывает двенадцать лунных месяцев.

Что касается третьей по распространенности сохранившейся эры датировок, то она связана с иудейским лунно-солнечным календарем и традициями датировок от сотворения мира, которое далее по ходу будет просто обозначаться как СМ. Иудейская традиция счета лет от сотворения мира отстоит от таковой в РХ на 3760 лет. Существуют также другие традиции датировок от СМ, самой популярной из них была т.н. византийская, которая активно использовалась в русских летописях. В ее рамках СМ отстояло от РХ на 5508 лет. Год при этом мог начинаться как в марте, так и в сентябре. Климишин в [66] упоминает о более чем двухстах эрах от СМ.

До воцарения вышеперечисленных глобальных эр использовалась относительная хронология (в простейшем проявлении – год правления какого-то правителя). С учетом того, что таковой никогда не правил более ста лет, такие цифры относительной хронологии никогда не превышают цифры сто. Вопрос абсолютизации временных шкал историков волновал не всегда. В отличие, к примеру, от вопросов сугубо литературно–идеологических (упоминание и тем самым прославление того или иного персонажа).

Необходимо отметить, что очень часто в источниках отсутствует даже относительная хронология, а всю датировку историки производят число по косвенным признакам, к примеру, по галерее действующих лиц той эпохи. Но в таком случае до этого момента эти лица обязательно должны быть нанесены на хронологическую ось...

Такой прием назовем ретродатированием, или датированием задним числом. А метод вычисления дат вглубь веков по неким канонам будем называть ретрокалькуляцией. (Что удивительно: здесь простым приёмом определения (definition), или просто присвоения имени для неких приёмов датировки автор статьи делает подспудно намек на слабость традиционной исторической науки, которая в рамках ТИ эти процессы не рассматривает. Или, по крайней мере, не любит рассматривать, – ВП).

Для наиболее полного ответа на вопрос становления глобального линейного летоисчисления нужно просто рассмотреть все глобальные эры летоисчисления: от РХ, от исхода пророка Мухаммада, или эру хиджры, а также как можно более широкий набор различных версий эр от сотворения мира. Попытаемся это сделать.

Что касается эры от РХ, то, если верить энциклопедиям, в которых изложена традиционная точка зрения, все было довольно просто. Был некий монах из Скифии Дионисий Малый, или Дионисий Ничтожный(Dionysis Exiguus). Он, согласно тем сведениям, что до нас о нём донеслись, решил просчитать Пасхалию (19-летнюю таблицу, которая служит для расчётов Пасхи) не в годах Диоклетиана, а в годах от Рождества Христова.

Дополнительным побудителем к этому приписывался тот факт, что Дионисий, будучи христианином, считал, что негоже христианам считать свои пасхалии от императора, который был гонителем христиан. Дионисий Ничтожный был "введён в оборот" Бедой Достопочтенным (Beda Venerabilis), который, в свою очередь, был введён в публичный оборот на рубеже XVI–XVII веков, когда завершилось становление английской историографии.

Но если материал изложен правильно, то легко делается вывод, что эти легенды тоже появились в XVI веке, и не ранее. А это позволяет рассматривать вопрос происхождения номеров лет в счёте лет от РХ как открытый. И открытость этого вопроса оставляет столь же открытыми вопросы происхождения номеров лет в других эрах.

Что касается вопроса происхождения счёта лет от исхода пророка Мухаммада, то традиционная точка зрения следующая. Если верить Климишину [66], стр. 181, то вставка 13-го месяца была запрещена самим пророком Мухаммадом в 631 году. Именно в этом году Омар ибн аль-Хаттаб ввёл лунный календарь в обиход. И тем самым закрепились современные названия месяцев (Мухаррам, Сафар и т.д.).

Тем не менее, Бируни пишет, что с целью упорядочения сезонов хаджа в Мекку наряду с лунным календарём арабы ещё пользовались лунно-солнечным, куда периодически вставлять месяц было возможно. Что касается их летописания и датировок документов, то, судя по мнению Морозова, высказанному им на страницах восьмого тома книги "Христос" [516], стр. 241, регулярное арабское летописание возникает лишь с момента массового распространения бумаги как мало-мальски надёжного писчего материала в XIV веке.

И датировка документов на первых порах идёт, как и в документах европейских, лишь с указанием единиц и десятков лет без указания сотен. В целом литература по становлению мусульманского летоисчисления скудна.

Что касается вопроса происхождения счёта лет от сотворения мира, то здесь традиционная наука целиком и полностью опирается на церковную традицию. И в поле зрения российской (Климишин [66]), и в поле зрения мировой историографии пребывают церковные представления о тысячелетии, как о дне господнем и о рождении Христа в середине шестого дня господнего.

Если верить сотруднику Брюссельского Университета Жоржу Леклерку и его работе [530].

"Христианство унаследовало от иудаизма концепцию, что вся история является выполнением плана Бога по спасению человечества. Результатом стала линейная шкала времени от сотворения мира до его конца. Переломным моментом стало в истории появление Христа.

На основе этих представлений появилась мистическая идея о том, что вся история является отображением шести дней творения. Поскольку в Новом Завете (2-е послание Петра, 3:8)
(и в других местах Библии тоже, – ВП), сказано что для Бога один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день, то уже в первой половине второго века н.э. (по ТИ, – ВП), как это следует из т.н. письма Варнавы (апокрифический источник, – ВП) появилось представление, что от творения до судного дня должно быть 6000 лет.

Пришествие Христа эквивалентно сотворению Адама на 6-й день. Поэтому Рождество должно приходиться на 6-е тысячелетие. Кроме того, Христос был распят на 6-й день: пятницу
(при этом счет дней шел с воскресенья, как, к примеру, это принято в ряде англоязычных стран, – ВП).Кроме того, на основании того, что в Новом Завете (1–е посл. Иоанна 2:18) говорится о том, что пришествие Христа было в последний час, заключают, что пришествие должно быть в середине 6–го тысячелетия на основании такого вот расчета: 6000*11/12 = 5500.

Такое рассуждение и приведение в соответствие истории часам содержится у Оригена в комментариях к Матфею. Согласно нему Потоп был в третьем часу, Авраам в шестом, Моисей в девятом, наконец, Христос в одиннадцатом
".

К этому можно прибавить, что, согласно Климишину ([66], стр.234) "в Талмуде вполне однозначно утверждается, что "Шестидневное число дней творения мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится шесть тысяч лет".

Отдельные традиции хронологии мы перечислим бегло:
– традиция временных промежутков, используемых в хронологии (циклы, индиктионы, века (т.н. saeculum), столетия)
- традиция юбилеев
- традиция относительной хронологии
- религиозные учения, содержащие вопросы хронологии
- традиции хроник как сочинений, где хронология играет первостепенную роль.

Что касается традиций отдельных хронологических циклов, то здесь в начале рассмотрения должны лежать понятия лунного, солнечного цикла и великого индиктиона. Что из себя представляют солнечный и лунный циклы, в литературе освещено хорошо.

По истечении солнечного цикла (28 лет, 28=4(лет в високосе)*7(дней в неделе)) повторяется попадание чисел в юк на те же дни недели, с учетом порядка високосных лет. По истечении лунного цикла (19 лет) дни весенних новолуний и полнолуний, и, следовательно, праздника Пасхи, попадают на те же дни солнечного календаря. По истечении великого индиктиона (19*28=532 года) повторяется как одно, так и другое.

Начала Великого 532–летнего индиктиона, приходящегося на 1408 год, придерживается православная церковь. Если проинтерпретировать 1408 год как год истечения ровно тринадцати больших пасхальных циклов продолжительностью 532 года, то можно получить число лет, или число веков господних, которые истекли с момента сотворения мира (5508+1408=532*13).

Тогда начало нового, четырнадцатого по счету индиктиона может быть действительно отнесено на начало XV века, то есть на 1409-й год (что не ускользнуло от внимания Я.А. Кеслера и было изложено в одной из его публичных лекций).
Один маленький момент. Если измерен и 28–летний цикл солнечного календаря, и 19–летний метонов цикл, известно о свойствах чисел 12 и 13 применительно к периодам Солнца и Луны, а также есть конвенция о том, что текущему году присвоен номер 1408, то можно легко число 5508 получить путем несложных операций. А именно, 5508+1408=532*13. В следующем разделе статьи будет предпринята попытка формулировки гипотезы возникновения счета лет от см , и этот факт сыграет не последнюю роль.

(Здесь же: что касается католической церкви, то, как у автора этих строк создалось впечатление, в ее хронологии вообще Великой индиктион используется крайне редко. То начало великого индиктиона, которое было получено, согласно Графтону [4], Скалигером и было отнесено им на 4713 год до о.э. и послужило основанием для датировки первого юлианского дня, носит искусственный характер и вряд ли было в широком употреблении до Скалигера, – ВП).

Что касается традиции празднования столетних и пятидесятилетних юбилеев Иисуса Христа, то о ней речь идет в третьей книге Моисея, как ее называют немцы, или книге "Левит", как ее название звучит согласно русскоязычной традиции. В двадцать пятой главе этой книги Господь Моисею предписывает:

(Левит, 25–я глава)
"8. И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет;
9. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей;
10. И освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя".

В этом случае вопрос о том, а когда же появления летосчисления от рождества христова (или, как принято ее назвать в неких гностических кругах, общей эре), может свестись к вопросу празднования первых юбилеев и обоснования их номера?

Если опираться на католическую энциклопедию как на наиболее авторитетный источник по данному вопросу [513], традиционная история на первый вопрос дает ответ совершено четко: первый юбилей от Христа был отпразднован, точнее, приписывается, 1300-му году. От него осталось большое количество документов.

Второй праздник подобной природы состоялся в 1350-м году, третий – в 1390-м году как подготовка к новому юбилею 1400–го года. Документов от празднования последнего не осталось вовсе. Уместно вспомнить, что датировки на подобных документах или не стояли вовсе, или могли быть легко проставлены в более позднее время, что не редкость для мировой историографии.
По Я.А. Кеслеру ("Осознание времени" [515]), известны следующие годы празднования юбилеев: 1300, 1350, (1383)–1390, 1400, 1423, 1450, 1475, 1500. Из них год 1383 взят в скобки, так как на этот год планировалось празднование юбилея, но оно не состоялось.

Факты, что документов от празднования первого юбилея Рождества Христова осталось не очень мало, а от празднования второго юбилея, который состоялся через пятьдесят лет после первого в 1350-м году, как и от празднования юбилея, который состоялся в 1400-м году, документов не осталось вовсе, навевают некие подозрения.

В рамках этих подозрений теоретически не исключено, что реально юбилей 1400-го года был отнесен на 1300-й год. При этом 1300-й год уходит в тень, а на первое место выходит год 1400–й. При этом еще обращает на себя внимание то обстоятельство, что он оказался первым, юбилейным годом по истечении тринадцати веков.

Только начиная с 1450 года празднования юбилеев становятся более или менее регулярными. К тому же в 1475 году было принято решение проводить празднования не 50-летних, а 25-летних юбилеев.

XIV век – это период, когда, по данным историографии, еще не введен повсеместный счет времени ни в одной из абсолютных шкал, а текущие документы датируются преимущественно в относительной хронологии. Папский эдикт, в котором, судя по литературе по этой теме, рекомендовано вести летоисчисление от РХ, вышел в свет лишь в 1431 году. Тем самым было положено начало перехода от норм местных в датировке документов к нормам международным.

На этот же период приходится большая по фигурирующему числу лет из двух временных точек синхронизации солнечного и лунного календарей – 3 марта 1321 года. В итоге они в истории календарей закрепились как солнечный христианский и лунный мусульманский. Последний по счету лет от исхода пророка Мухаммада закрепился как календарь хиджры. Более подробно об этом – в работе автора "О взаимозависимости календаря хиджры и юлианского календаря" [36] (Интернет, www.wladwoscow.narod.ru/hegara.htm), а также немного ниже в этой статье...

В свете вышеизложенных фактов вопрос становления мировой хронологии может свестись, или, по крайней мере, оказаться тесно связанным с вопросом появления 1300-го года как года первого юбилея.

Что касается религиозных учений, содержащих вопросы хронологии, то здесь таковых можно перечислить очень много, так как вопросы древности всегда занимали религиозных проповедников. Среди тех учений, которые существовали в рамках христианства, особое место занимают религиозные учения, содержащие хронологическую интерпретацию учения о святой троице.

Согласно ТИ вопрос связи хронологии с ипостасями св. Троицы выходил на поверхность дважды: во II–III веках, и в XII–XIII веках. Второй выход на поверхность этого вопроса связан с учением Иоахима Флорского. Последний в своих трактатах делил мировую историю на три периода, каждый из которых связывал с одной из ипостасей святой Троицы: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа.

При этом начало эры Христа, то есть первое пришествие Христа, относилось на начало общей эры (то есть на Рождество Христово). Его второе пришествие, которое связывалось Иоахимом Флорским, (смерть которого приписывается 1202 году), с наступлением эры Святого Духа, было напророчено на 1260 год. Именно число 1260 фигурирует в 11-й и 12-й главах Апокалипсиса. Одну из цитат можно воспроизвести.

"12-6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней"

В качестве дополнения: именно в этой главе ещё фигурируют двадцать четыре старца, которые поклонились Богу. В свете того, что 24=4!, такое можно более чем принять во внимание.

Название одного из трактатов Иоахима Флорского связано с Апокалипсисом непосредственно: "Expositio in Apocalypsim" ("Пособие к Апокалипсису"). Он вышел в свет в Венеции в 1527 [120] усилиями ордена августинианцев-отшельников. Если принять во внимание изложенную в вышестоящем абзаце ассоциацию понятия "Дух" на понятие "Ум", то тем самым возникает совершенно четкая эмотивная, то есть выраженная в неявном виде, или в виде сигнала, который понятен для немногих, оценка всей мировой хронологии, которая имела место на момент введения учения Иоахима Флорского в широкий оборот: достоверным можно считать лишь время святого ума, или Святого Духа.

А вот то, что имело место в эпохи Бога-отца и Бога-сына, уже не блещет подобной достоверностью, что полностью соответствует, к примеру, смыслу слова "Бог", употребляемого в русской народной поговорке "а бог его знает".

Если провести формальные догматические рассуждения о хронологии, то в том случае, если Бог-отец, Бог-сын, и святой Дух являют из себя разные ипостаси, то они вполне имеют право на временной оси занимать разные интервалы. Те события, которые происходят внутри этих интервалов, во многом носят между собой черты сходства. Кстати, здесь мы выходим на идею событийного параллелизма. Это хорошо согласуется с хронологическими аспектами учения Иоахима Флорского, с одной стороны, и при этом традиционная хронология полностью достоверна лишь с 1260 года... Тем самым учение Иоахима Флорского оказывается ей идейным противовесом.

В том случае, если Бог-отец, Бог-сын, и святой Дух являют из себя одну ипостась, то они тем самым образуют непрерывную ось. Здесь уже те сигналы, которые имеют место в хронологических аспектах Иоахима Флорского, отсутствуют напрочь, и получается торжество сомнительной достоверности традиционной хронологии.

Что касается исторических сочинений с наибольшими претензиями на глобальность – мировыми хрониками, то мировой хроникой, которая легла в основу мировой хронологии, считается хроника Евсевия (он же автор первого глобального сочинения по истории церкви), и именно с ней в основном связаны происхождением другие произведения этого жанра. Полное её название – это "Chronica Eusebii, Hieronymi, Prosperi et Matthaei Palmerii" [426](согласно КЭ [20]). У Лярусса в энциклопедии [512] такая хроника называется не иначе, как Chronica generale. В нашей статье принципиально изложить основные сведения об этой хронике.

Эта хроника являет из себя упорядоченное воплощение хронологических канонов. Она условно состоит из двух частей: предварительной (Liber prior, там все правители даны в виде разрозненных списков, она имеется в [23], [49] и [60]) и итоговой (Liber posterior, которая уже из себя представляет упорядоченное повествование, она имеется в [23] и [60]). Предварительные каноны, или Liber prior, в которых сохранились отдельные династии различных правителей в относительной хронологии, в научный оборот были введены благодаря армянской версии, которая на латыни вышла в свет лишь в 1818 году в Милане [60] благодаря усилиям итальянского филолога Анджело Маи.

Что касается Liber posterior (автор склоняется к версии перевода как "Итоговые каноны"), в которой все династии уже даны в синхронизированном виде, т.е. в виде хронографа, то она была введена в научный оборот благодаря Иерониму.
Сама хроника Евсевием, если верить Liber posterior, доведена до 2319 года от Абрама, или до 304 года о.э. (От Абрама до Христа – 2015 лет). Далее Иеронимом она доведена до 330 года о.э. (2345 от Абрама, так по крайней мере, согласно Liber posterior).

Если информацию о её упорядочивателях и продолжателях представить в компактном виде, то у нас получится следующее:
– до 304 года о.э. – Евсевий
– 304–330 – Иероним (версию 330 (2345 от Абрама) дает само издание канонов, есть версия, что он продлил до 378 года, КЭ),

– 330–378 – Проспер Аквитанский (возможно, еще Marcellinus Comes)
– 378–448 – Виктор, епископ Туниса + Иоанн Бикларский,
– 448–1449 – Маттео Пальмиери (в таком виде – в первое издание 1475 года),
– 1449–1481 – Маттиа Пальмиери (в таком виде – во второе издание 1483 года).

В качестве дополнения прибавим, что подлинные тексты Евсевия на греческом языке не сохранились. У автора есть еще статья "О хронологической структуре хроники Евсевия–Иеронима", где структура хроники проанализирована подробно.

Что касается Маттео Пальмиери (последнего из трех, упомянутых в заголовке хроники Евсевия–Иеронима), то он оказывается из этой тройки единственным, которому не нашлось места на страницах КЭ [20]. Для широких масс средневековых читателей Пальмиери стал известен прежде всего как продолжатель Евсевия, который скромно продлил его хронику с 448 до 1448 года. Ровно на тысячу лет. Впечатление в целом: Маттео Пальмиери все стесняются и сторонятся.

Здесь будет уместно сделать замечание, связанное с деревом пальма, и с ассоциативным рядом, вызываемым этою пальмой. Ствол пальмы и форма её листьев очень напоминают сферическую систему координат, с началом системы координат в той точке, откуда начинают расти её листья. Такой образ очень популярно представлен и объяснён, в частности, в первом томе Морозова [67].
***
Из объёмной статьи Владислава Поляковского „Становление мировой хронологии: попытка реконструкции”.

Tags: Мнение, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments