Rook Chessboard
Все уже говорят о «дне экономике РФ». Что такое дно? Попробуем составить модель.
1. Необходимо знать, сколько в долларах занимает себестоимость производства и транспортировки нефти (по официальным данным экспорт минеральных продуктов составлял за 2013 год 71,6 % всего экспорта РФ). По некоторым данным – 35 долларов, при возможности выйти на 26 долларов максимум.
Т.е. доходы бюджета за год сокращаются с 75 долларов (при цене нефти в 110) до 15 (при цене нефти в 50 долларов). Т.е. в 5 раз!!
Также добавляем уменьшение нефтедобычи. У Роснефти по оценкам В.Милова – минус 8% за 2014 год. Хотя в целом добыча нефти в РФ за 2014 году выросла на 0,7%. Это очень плохой результат на фоне приростов предыдущих лет.
2. Структура сырьевой экономики примитивна – за счет цен на нефть, по оценке А.Нечаева, живут 67,45 млн разных бюджетников (также сюда нужно прибавить еще неизвестное количество занятых в обеспечивающих организациях этот чиновно-бюджетный аппарат), и только 15 млн человек что-то производят.
3. При низкой производительности труда (и высокой дороговизне труда) , налоговых и иных поборах, производимая добавленная стоимость этими 15-ю миллионами является еще и дорогой.
4. Путинизм будет метаться между необходимостью отпустить рубль (что тогда надо будет компенсировать печатанием рублей для содержания бюджетников= гиперинфляция) и зажимом денежной массы (чтобы собрать ипотечные и прочие кредиты с населения), что приводит к стагфляции (не менее страшного явления, чем гиперинфляция). Как я понимаю, будет выбираться промежуточный вариант – печатать деньги, и тут же вынимать денежную массу через налоги и поборы.
5. В идеальной модели власти будут удерживать цену 3200 рублей за баррель, т.е. при нефти 40 цена доллара будет 80 рублей. Такая вот нехитрая арифметика. Однако внешние факторы в виде выплаты кредитов, исков ЮКОСа, необходимости огромных бюджетных трат на Донбасс и Крым внесут в этот сценарий коррективы. В июле 2014 Брент стоил 107 долларов. При цене сегодня 51,5 долларов за Брент – экономика РФ выдержит войну на Украине еще два месяца. Именно в марте будет шок от сегодняшних нефтяных фьючерсов, когда бюджет РФ полностью почувствует невыносимое бремя Украины.
6. Поэтому в любой день до марта экономика РФ может внезапно «сложиться» под воздействием элементарной паники. (Вероятность потери управляемости лавинообразно нарастает из-за некомпетентности руководства) Банки массово закроются, экономика уйдет в кэш. Будет объявлен дефолт по внешним платежам.
7. Из 15 млн около 3,5 млн ИП. Видимо еще 3-4 млн работают в реальных рентабельных ООО. Остальное сплошь военные заводы и предприятия на госзаказе. Вот эти 7 млн работников рентабельных предприятий как-то смогут выживать в изменяющейся действительности.
8. Говорите 85 % населения за Путина? – Так оно и есть. Они получают деньги фактически от государства, т.е. от нефти. И только 7 млн самостоятельно работающих вне государства людей будут спасать страну-банкрот от голода.
Небольшое исследование структуры нефтяных цен провел на примере “Роснефти” блогер spydell. За основу автор взял отчет компании за первые 6 месяцев текущего года:
Цена на нефть на 55-57 % состоит из различных налогов и сборов, идущих государству - утверждает блогер, отталкиваясь от отчета “Роснефти”. То есть больше половины денег из совокупной выручки от продажи каждого барреля уходит вот на это - “НДПИ, таможенные пошлины, акцизы, налог на прибыль, плюс взносы за сотрудников - НДФЛ и всевозможные взносы на социальное страхование” Что остается?
10 % - на добычу, включая разведку месторождений и монтаж оборудования, а также на поиск клиентов, заключение с ними контрактов, администрирование и обеспечение безопасности бизнеса.
8,4 % - на доставку нефти заказчикам, вне зависимости от того, конечные это потребители, или нет.
7,6 % от выручки - на амортизацию и износ материальных активов. Сюда входят все здания, сооружения, нефтепроводы, оборудование и прочее.
8,6 % - на покупку необходимого для деятельности сырья и услуг у сторонних компаний, например - услуг по переработке.
После того, как все расходы вычтены, остается около 13,5 % операционной прибыли. Из нее, в свою очередь, вычисляются чистые процентные расходы (чистые процентные расходы минус чистые процентные доходы), а также чистая прибыль по внеоперационной деятельности (то есть прибыль от реализации активов минус убытки). Оставшееся подвергается корректировке на курсовую динамику и налогообложению (налог на прибыль).
В итоге остается чистая прибыль - около 9 %. То есть, если баррель нефти стоит 100 долларов, то чистая прибыль - лишь $ 9, после того, как бюджет получил все причитающиеся платежи.
В таблице и на диаграмме дана структура расходов и операционной прибыли от совокупной выручки “Роснефти”.
В “расходы на бизнес-структуру” входят: добыча и переработка (в том числе ремонт, монтаж и обеспечение функционирования основных фондов); администрирование и управление; исследования и разработки; маркетинг и продажи; охрана и безопасность; информационные и компьютерные расходы; общехозяйственные расходы; транспорт, связь, командировки.
В отчете компании все это заключено в сумме трех позиций: “Производственные и операционные расходы” плюс “Общехозяйственные и административные расходы” плюс “Затраты, связанные с разведкой запасов нефти и газа”.
“Выходит, что внутренние расходы “Роснефти” (расходы на бизнес-структуру + амортизация и износ основных фондов) - это примерно 17,5 % от выручки. Внешние расходы (транспортировка нефти и газа + расходы на покупку сырья и услуги по переработке) - это еще 17 %”, - пишет spydell.
По вычислениям автора, полная себестоимость добычи нефти и ее транспортировки для “Роснефти” составляет около 35 долларов при цене в 100 долларов за баррель. В случае оптимизации расходов (сокращения дублирующих должностей, урезания зарплат и бонусов, увеличения срока амортизации оборудования, отказа от некоторых инвестиционных проектов) можно выйти на 25-27 долларов за баррель.
Journal information