Проходя по Банковской, даже если прохожий совсем отвлечен собственными мыслями, всегда, почти всегда, он замедлит шаги и кинет взгляд на дом №10, так называемый «Дом с химерами». Дом давно стал достопримечательностью Киева. Вернее сказать, достопримечательностью он стал еще до окончания строительства. Эпоха модерна, господствующая в начале прошлого века, отразилась в этом странном здании, которое построил Владислав Городецкий. «Дом Городецкого» - второе название этого одновременно странного и удивительного сооружения. Такого же странного и удивительного каким был его творец.
Детство и учеба
Лешек Дезидерий Владислав Городецкий (таково полное имя архитектора) родился 4 июня 1863 года в селе Шолудьки Подольской губернии (сейчас - Винницкая область) в польской дворянской семье.
Уже в раннем возрасте у Лешека обнаружились способности к рисованию. В Одессе, где молодой Городецкий учился в реальном училище при лютеранском храме Святого Павла, он неизменно получал «отлично» по рисованию, черчению и начертательной геометрии. По остальным предметам, правда, преуспевал не очень. Поэтому совсем неудивительно, что высшее образование Городецкий отправился получать в Петербургскую Императорскую Академию Искусств, которую блестяще закончил в 1891 году.
Для Киева была большая удача, что молодой архитектор, выбрал именно этот город для жизни. В том же 1891 году Владислав Владиславович сошел с петербургского поезда на киевскую землю. Глядя на этого молодого поляка, то бы мог тогда подумать, что во многом архитектурный облик города определит именно он.
Вторая страсть Городецкого
Кроме любви к рисованию у Городецкого была еще одна страсть — охота. По-видимому, эта черта передалась ему от отца, храброго улана, участвовавшего в Крымской войне, и даже получившего там бронзовую медаль за героическое поведение. Городецкий действительно умел обращаться с оружием. Великолепный стрелок, он мог сутками бродить по лесам, выслеживая добычу. Образы животных впоследствии прочно войдут в творчество архитектора. Неудивительно, что первое здание, которые построил молодой архитектор, были охотничий тир и павильон в усадьбе Киевского отделения Императорского общества правильной охоты, что располагалась возле Лукьяновского кладбища. К сожалению, эти сооружения не сохранились до наших дней, так как были построены из дерева.
На фото: В.Городецкий и М.Филипченко, управляющий Мошногородищенским имением
Первые каменные дома
Первые кирпично-каменные постройки Городецкого, обращены к популярному в то время историзму. Заимствование архитектурных форм прошедших эпох Владислав Владиславович прекрасно воплотил в здании Городского музея древностей и искусств на улице Александровской (ныне Михаила Грушевского).
Античный храм, с шестью дорическими колоннами и портиком, удачно вписался в архитектурный пейзаж на Липках.
Во время строительства здания Городецкому пришлось применить все свои таланты и умения, чтобы за античным фасадом скрыть недостаток финансирования этого здания. Дело в том, что Общество любителей древностей (на средства которого в 1898 - 1901 гг. строился музей) собрало только половину от запланированной суммы и здание музея оказалось попросту недостроенным.
Однако роскошный античный фасад отвлекал людей от недостроенных частей дома. И это было безусловной заслугой архитектора. В полном объеме этот проект Городецкого был достроен только в 70-х годах прошлого века.
Параллельно этому проекту Городецкий курировал постройку Костёла Святого Николая. Победителем конкурса, который был объявлен стал студент Станислав Воловский. Но молодому инженеру для постройки костела элементарно не хватило опыта. Доработку проекта и руководство строительством поручили Владиславу Городецкому.
Конечно, рука мастера внесла ряд существенных изменений, которые, несомненно, улучшили внешний вид здания. Башни приобрели более утонченный вид, появилась готическая роза, с тыльной стороны была добавлена третья башенка. Костел приобрел форму продолговатого григорианского креста, разделенного на три наоса (центральной части храма) Внешне, костел стал похож на знаменитую "Votiv Kirsch" в Вене. После постройки к Городецкому пришел ошеломляющий успех.
Это не единственное «сакральное» здание построенное архитектором. По заказу табачного короля Соломона Когена на улице Большой Подвальной (ныне — улица Ярославов Вал), Городецкий строит Караимскую кенассу – молельню караимов.
Своеобразная религия караимов, которая является смесь ислама, иудаизма и восточных культов, навела архитектора на нестандартное решение при проектировании этого здания. Здесь присутствует и мавританский стиль, и элементы мечетей Аравии, и намек на архитектуру Гранады и Альгамбры. Это здание до сих пор удивляет киевлян и гостей города своими формами.
Встреча в ресторане или дом на пари
В 1902 году в одном из киевских ресторанов встретились три известных киевских архитектора, Александр Кобелев, Владимир Леонтович, и Владислав Городецкий. Последний, в разговоре сказал: «Вот недавно купил участок земли, на Банковой. Дешево, потому что на склоне. Дом там буду строить».
Удивлению коллег не было предела. Строить что-либо на этом участке было просто невозможно. Кобелев комментировал решение Городецкого однозначно – «Вы сумасшедший, только сумасшедшему может прийти в голову эта идея!». Пари, которое было заключено немедленно, выиграл Владислав Городецкий.
Ровно через два года, (срок, отмеченный в пари), изумленные коллеги осматривали этот архитектурный шедевр. На фуршете, который давал Городецкий в честь окончания строительства, счастливый архитектор произнес такую речь: «Дом, конечно, странный, но не найдется в Киеве ни одного человека, который бы, проходя мимо, не остановил на нем свой взгляд».
Действительно, посмотреть есть на что. Дом с химерами скорее напоминает таинственный замок. Головы носорогов, жирафов слонов, ящериц, оленей издалека бросаются в глаза прохожему. Гигантские жабы с лилиями, русалки, морские чудовища фантастично декорируют фасад этого удивительного дома.
Охотничьи фантазии архитектора воплотились и во внутреннем убранстве дома. Парадная лестница обрамлена с двух сторон сказочными птицами, которые держат в своих когтях белые мраморные ступени. Над всем этим возвышается скульптурная композиция, состоящая из двух гигантских рыбьих фигур, которых обвивают водоросли.
Комнаты особняка расписаны под морское дно.
Этот дом Городецкий строил как доходный. Шесть из семи комнат хозяин сдавал в аренду. Конечно, жилье в этом доме было экстра класса. 8-комнатные, 9-комнатные и 10-комнатные квартиры плюс 2-3 комнаты для прислуги, персональный винный погреб на каждую семью, конюшня для экипажа и… коровник. Молоко жители этого дома пили всегда свежее. Конечно, позволить себе такую квартиру могли только очень состоятельные люди. Такие, например, как Всеволод Голубович – премьер-министр Украинской Народной Республики.
Строительный бум
На рубеже двух столетий в Киеве начинается строительный бум. Городецкий буквально завален высокооплачиваемой работой. В это время им были возведены: здание для мебельной фабрики в районе улиц Ольгинской и Институтской (для австрийского фабриканта Кимаера),
гостиница «Континенталь» на улице Николаевской (теперь — Архитектора Городецкого, 5),
корпус Южнорусского машиностроительного завода на улице Жилянской, 107, павильоны на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в районе Черепановой горы. До нашего времени так же сохранились такие творения архитектора как здание завода «Фор» (Кирилловская, 102) и пристройка к жилому дому на Владимирской, 30.
Проект дома на Прорезной, где размешалась киевская штаб квартира Первого русского страхового общества, тоже принадлежит руке Городецкого. Клиентами этого общества были весьма состоятельные люди. Недаром герой романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» лже-слепой Паниковский поджидал именно здесь своих «клиентов». К сожалению, эта постройка не сохранилась до наших дней. В период немецкой оккупации она была разрушена.
Зимой 1911 – 1912 гг. Городецкий отправляется в свое знаменитое африканское сафари. Об этом путешествии в то время судачил весь Киев. По следам путешествия Владислав Владиславович написал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», украшенную своими же рисунками и фотографиями. Книга была издана в 1914 году, в канун первой мировой войны. Надо сказать, эта поездка серьезно пошатнула финансовые дела Городецкого. Летом 1912 года он заложил «Дом с химерами». Думал тогда на какое то время, но впоследствии оказалось навсегда. В 1913 году «Дом с химерами» перешел во владение Даниила Балаховского – французского консульского агента в Киеве. После прихода к власти большевиков, дом у законного владельца отобрали.
Работа в эмиграции
В 1920 году Городецкий вместе со своей семьей уезжает в Польшу. Там он сначала реставрирует старинный дворец князей Вишневецких в городе Вишневце на Тернопольщине (тогда польской) а так же проектирует несколько сооружений на знаменитом курорте Хельм. В польских городах Пётркове Трибунальском, Радоме, Ченстохове, Люблине, Отвоцке, Згирже, где работал архитектор, можно увидеть здания построенные им.
В 1928 году Городецкий, по приглашению американской компании «Неrrу Ulen & Со», отправляется в Тегеран. Там 65-летний архитектор строит дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Также им были спроектированы здания отеля и театра.
Дворец шаха, Тегеран.
Эпилог. Последняя охота
Зодчий умер 3 января 1930 года. Незадолго до смерти он отправился на свою последнюю охоту – в район Мазендерана на южном побережье Каспийского моря, далее он планировал посетить Афганистан, но сердечный приступ не позволил осуществиться его планам. Похоронен великий киевлянин Лешек Дезидерий Владислав Городецкий в Тегеране. На лютеранском кладбище.
Текст: Александр Моцар http://architector.ua/
Journal information