
Истинный смысл войны как и любого человеческого конфликта выявляется только изучением предшествующего поведения субъектов и последующих результатов, что для войн и есть самое главное: qui prodest, кто и какой получил профит.
Формально эти моменты обычно упоминаются, но крайне поверхностно, а потом идет исключительно подробный рассказ как тяжко жить на свете пионеру Пете, бьёт его по роже пионер Сережа. Не думаю что среди школьников найдётся более 1% тех, кому интересна тактика и стратегия военных действий, но эту муть вбивают везде во всём мире. Почему?
Если не забивать мозг подробным описанием хода войны, то появляются всякие вредные мысли: за что кровь-сукровицу проливали, к чему эти десятки-сотни тысяч трупов? За "яхту Абрамовича" али прихоть Абрама Линкольна сохранить союз любой ценой даже если все они при этом сдохнут?
Союз - это договор, точнее "продукт согласия при полном непротивлении сторон". А когда противление стороны подавляется пушками и мортирами крупного калибра, пулемётами Гатлинга и броненосцами, то получается явно не союз.
Именно действия объективно отражают истинные намерения, а не придуманные объяснения в оправдание своим действиям. Не обращая внимания на заявления политиков того времени, посмотрим логистическую ситуацию в Северной Америке перед Гражданской войной в США.
Истинный смысл войны как и любого человеческого конфликта выявляется только изучением предшествующего поведения субъектов и последующих результатов, что для войн и есть самое главное: qui prodest, кто и какой получил профит.
Формально эти моменты обычно упоминаются, но крайне поверхностно, а потом идет исключительно подробный рассказ как тяжко жить на свете пионеру Пете, бьёт его по роже пионер Сережа. Не думаю что среди школьников найдётся более 1% тех, кому интересна тактика и стратегия военных действий, но эту муть вбивают везде во всём мире. Почему?
Если не забивать мозг подробным описанием хода войны, то появляются всякие вредные мысли: за что кровь-сукровицу проливали, к чему эти десятки-сотни тысяч трупов? За "яхту Абрамовича" али прихоть Абрама Линкольна сохранить союз любой ценой даже если все они при этом сдохнут?
Союз - это договор, точнее "продукт согласия при полном непротивлении сторон". А когда противление стороны подавляется пушками и мортирами крупного калибра, пулемётами Гатлинга и броненосцами, то получается явно не союз.
Именно действия объективно отражают истинные намерения, а не придуманные объяснения в оправдание своим действиям. Не обращая внимания на заявления политиков того времени, посмотрим логистическую ситуацию в Северной Америке перед Гражданской войной в США.

Проложенный канал неимоверно расширил потенциал транспортного коридора "Нью-Йорк-Чикаго" и позволил собирать полезные ресурсы (в первую очередь сельхозпродукты) уже и с верховьев бассейна Миссисипи:

Но как говорится аппетит приходит во время еды (хотя никто и не собирался останавливаться на достигнутом), а тут ещё подоспела железнодорожная эра, которая позволила проводить дороги куда надо, поэтому Чикаго впоследствии стал железнодорожным узлом, хабом для освоения окружающей территории:

Всего через два года после окончания канала Мичиган-Иллинойс в 1850 году была проложена самая первая (Бурлингтонская) железная дорога от Чикаго на запад до города Гален потому что там находились свинцовые рудники, шахты по добыче галенита (сульфид свинца, "свинцовый блеск").
В это же самое время, в 1850 году, президент США Миллард Филлмор подписал акт, предоставляющий земли под строительство новой железной дороги Illinois Central Railroad, от города Гален на юг до Каира (тот что на Миссисипи при слиянии с Ориноко) которая стала одной из самых первых железных дорог I класса в США. 10 февраля 1851 года её официально зарегистрировала Генеральная ассамблея Иллинойса, а уже в 1856 году строительство дороги Illinois Central Railroad было завершено и она стала самой протяжённой в мире на то время.
Кстати, тогда Каир (совр. Кайро Cairo самая южная точка штата Иллинойс), находящийся при впадении реки Огайо в Миссисипи, был важнейшим форпостом северян, а сейчас он относится даже не к умирающим городам как Детройт, а к "городам-призракам".
На тихоокеанском побережье Северной Америки находилась Калифорния, которая для США примерно то же самое (но в два раза ближе), что и Владивосток для Российском империи, только в РИ - это Дальний Восток, а в США - Дальний Запад.
Первая в мире трансконтинентальная железная дорога связала Нью-Йорк с тихоокеанским побережьем, её строительство продолжалось с 1862 по 1869 год. На схеме показаны красным - строительство железной дороги Central Pacific, синим - Union Pacific:

Направления железнодорожной экспансии от будущего транспортного хаба Чикаго показаны стрелками, чёрным прямоугольником выделена область следующей анимированной схемы территориальных захватов северян в ходе Гражданской войны.
Мне совсем не удивительно, что строительство трансконтинентальной магистрали началось в 1862 году одновременно с началом активной фазы боевых действий в Гражданской войне США 1861-1865 гг., когда первоначальную линию фронтира-фронта, находящуюся в 1861 году на уровне Каира, отодвинули на юг на безопасное расстояние.
В отличие от детальных схем со стрелками и сражениями на общей схеме хорошо видно направление главного удара вниз по Миссисипи от Каира до Нового Орлеана с целью захвата главного водного пути и всего транспортного потока южан:

Правда интересный ход войны? У северян и южан столицы (соответственно Вашингтон и Ричмонд недалеко от Атлантического океана) находились совсем на небольшом расстоянии друг от друга около 160 километров, почти как от Москвы до Твери. Они там вроде как сражнулись чуток, а потом практически всё поле битвы перенесли на Великие американские равнины вглубь континента. С чего бы?
Если карты не врут, железнодорожное строительство в 1850-60-х в Северной Америке шло чудовищными темпами. Смотрим на карту (видимо первоисточником можно считать библиотеку Конгресса США?), на которой обозначено огромное количество железных дорог по состоянию на период Гражданской войны в США 1861-65 гг.:

Мы видим как железнодорожные пути Севера и Юга вот-вот встретятся и... Кто в итоге будет рулить на Великих американских равнинах? У Юга огромное преимущество: все ресурсы стекаются в Новый Орлеан по бассейну Миссисипи + железные дороги.
Но, как мы знаем, победил всё-таки Север и всего через пять лет плотность сети увеличилась в несколько раз, причём понятно у кого в первую очередь:

Но это ещё не самая большая проблема, в конце-концов теоретически можно договориться кто на какой полянке будет пастись. И в написанной победителями-северянами истории подчёркиваются их усилия в конце 1850-х по-мирному договориться с Югом откуда вести трансконтинентальную дорогу в Калифорнию: из Нью-Йорка или из Нового Орлеана?
Обращаю внимание на эту иезуитскую формулировку, отвлекающую внимание от главной проблемы, ведь исходя из уже имеющейся сети железных дорог по состоянию на 1861 год прокладывать дорогу в Калифорнию можно хоть от Каира, хоть от Галены, которые Север по-любому будет соединять с Нью-Йорком, а у Юга туда дорога из Нового Орлеана практически вся построена. Так в чём же заключается та самая проблема, которую стараются не упоминать?
У Севера и Юга была разная ширина железнодорожной колеи!
И в этой ситуации вопрос решается "или-или": по чьему стандарту будет строиться дорога к Тихому океану и в конечном счете кто будет на волне перспективы освоения всех территорий, за чей счет переделывать проигравший стандарт колеи, у кого экономика на время переделки окажется в ступоре?
На всякий случай, если кому-то кажется что несложно передвинуть всего один рельс на несколько сантиметров в сторону, поясняю: кроме перешивки колеи с заменой стрелок и прочего оборудования надо менять весь подвижной состав (не знаю, может быть на вагонах и можно было заменить колесные пары, а на паровозах точно такой номер не проходил). После победы в Гражданской войне Северу пришлось потратить более 20 лет на то, чтобы к 1886 году переделать 18500 километров железных дорог Юга под свою ширину колеи.
Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что с точки зрения логистической теории и исходя из имеющихся данных о построенных железных дорогах на начало 1860-х гг. мощнейший конфликт интересов Севера и Юга по дальнейшему развитию и захвату территорий Великих американских равнин с их огромными ресурсами в виде земель сельскохозяйственного назначения и животным миром был неизбежен. Сами по себе железные дороги не самоцель, а только средство.
Образно говоря, "Боливар не выдержит двоих", "два медведя в одной берлоге..." и так далее. Как обычно битва за ресурсы, ничего личного - только бизнес.
Насколько сделанный вывод о "железнодорожных" причинах конфликта интересов и состоявшегося силового решения в виде Гражданской войны в США 1861-65 гг. подтверждается другими источниками, мы рассмотрим далее.
P.S. Разница ширины железнодорожной колеи у Севера и Юга составляла почти 9 см: стандарт Севера - 4 фута 8 1/2 дюймов (1435 мм), большинство дорог Юга - 5 футов (1524 мм). Интересно что 5-футовый стандарт Юга называется в США "русская колея", видимо по принципу экзотичности как один и тот же аттракцион, который в России называется "американские горки", а в США - "русские горки".
На самом деле 5-футовая колея британского происхождения и на Юге США стала фактическим стандартом в 1827 году с подачи инженера Горацио Аллена в Южной Каролине.
Для строительства первой нормальной (не экспериментальной) железной дороги в Российской империи от Петербурга до Москвы в 1842 году из США приехал Джордж Вашингтон Уистлер (Whistler - "свистун" больше походит на "паровозное" прозвище, нежели на фамилию, так как другой смысл "доносчик"), уже имевший большой опыт проектирования и строительства в северных штатах. Почему в Российской империи была принята ширина колеи как в южных штатах, здесь не будем анализировать, а только отметим, что название "русская колея" могло возникнуть в США только в конце 19 - начале 20 века когда на Юге уже не осталось таких железнодорожных путей, иначе они назывались бы у них "конфедератскими" или "южными", так как сравнение обычно делается с существующими объектами.
Можно ещё раз рассмотреть насколько много зеленых 5' gauge (5-футовых "русских" линий было на Юге перед Гражданской войной, теперь уже на карте из военной академии США в Вест-Пойнте:

Journal information