Оригинал взят у
Оригинал взят у
Оригинал взят у

Глянула об авторе Х.А.Льоренте. История испанской инквизиции.:
[ пост..]http://lib.ru/HISTORY/INKWIZICIA/inquiz.txt
Подчёркнуто и выделено жирным шрифтом мною.
"...Эмигрировавшего во Францию Льоренте реакционное правительство Фердинанда VII лишило всех должностей, имущества, гражданских прав и права вернуться обратно в Испанию (есть за что обидеться примечание re22кa). Льоренте остался жить в Париже, где перебивался уроками испанского языка и в течение почти трех лет работал над материалами для своей истории инквизиции. Она и была им опубликована в Париже в 1817 г.на французском языке в четырех томах под названием "Критическая история испанской инквизиции". Книга произвела огромное впечатление, была переведена на голландский, английский, итальянский и немецкий языки (ну надо же как ВДРУГ книге повезло! примечание re22кa и далее синим в скобках) и в короткое (ну и везение! гы...) время выдержала ряд изданий. Появились и краткие ее изложения, ставшие необходимой принадлежностью любой общественной библиотеки (ах, как мило! провернули ПРОЕКТ). Этим успехом книга меньше всего обязана литературному таланту Льоренте или яркой характеристике действующих лиц в многовековой драме, пережитой Испанией; с внешней стороны Льоренте - посредственный писатель; язык, слог и манера его письма носят явные следы серых и нудных церковно-философских произведений, над которыми он корпел в течение трех-четырех десятков лет и от которых полностью не освободился даже тогда, когда идейно отошел от них сравнительно очень далеко. Причина громкой известности и широкой популярности "Критической истории" лежала в ее неимоверном богатстве документов (ну да, в Париже полно документов испанской инквизиции). Они с фотографической точностью (в Париже прямо-таки всплеск фотографической памяти произошёл у этого Х.А.Льоренте) воспроизводили сугубо сложную и крайне запутанную процессуальную систему инквизиционных трибуналов. Они вводили читателя в самые потаенные уголки инквизиционных застенков, до того времени герметически закрытых и тщательно замурованных от постороннего глаза; эта таинственность особенно остро возбуждала людскую любознательность, не находившую удовлетворения ни в фантастических измышлениях противников инквизиции, ни в цинично-лживой апологии ее друзей. Теперь перед читателем предстала правдивая картина, поразившая его своим реализмом (пришло знать-то время и кому-то понадобилось ТАК описать инквизицию) и увлекшая его глубиной и искренностью убеждений автора, одновременно соучастника и жертвы кровавых деяний только теперь раскрытого сфинкса (а ведь этот сукин сын признал Мюрата и французскую революцию, см. по ссылке! Ну французская-то революция кровавой же не была - так прогулки под зонтиком). Книга Льоренте вызвала возмущение духовенства и реакционных кругов Франции (и это очень ясно её характеризует), и правительство Людовика XVIII лишило нашего автора права преподавать испанский язык в школах, а также церковной службы, которую Льоренте до того нес в одной из церквей Парижа. Эти репрессии, однако, не остановили Льоренте, и он решительно выступил против реакционного депутата Клозеля де Кусерги, заявившего, что после 1680 г. инквизиционные трибуналы Испании не вынесли ни одного смертного приговора. Льоренте с приведением чуть ли не всех имен доказал, что за период от 1700 до 1808 г. в Испании было сожжено живьем 1578 человек. Цифра эта, достоверность которой подтверждалась подлинными документами (ну... они хранились во Франции... традиция у испанской инквизиции такая), ошеломила широкие круги французского общества, и либерально настроенный депутат Александр де Лаборд заявил в парламенте, что эта чудовищная цифра была бы еще чудовищнее, если бы в годы секретарства Льоренте число жертв инквизиции не равнялось нулю (вот ведь - душка!)..."
В общем... достаточно ясное впечатление об авторе.
Подчёркнуто и выделено жирным шрифтом мною.
"...Эмигрировавшего во Францию Льоренте реакционное правительство Фердинанда VII лишило всех должностей, имущества, гражданских прав и права вернуться обратно в Испанию (есть за что обидеться примечание re22кa). Льоренте остался жить в Париже, где перебивался уроками испанского языка и в течение почти трех лет работал над материалами для своей истории инквизиции. Она и была им опубликована в Париже в 1817 г.на французском языке в четырех томах под названием "Критическая история испанской инквизиции". Книга произвела огромное впечатление, была переведена на голландский, английский, итальянский и немецкий языки (ну надо же как ВДРУГ книге повезло! примечание re22кa и далее синим в скобках) и в короткое (ну и везение! гы...) время выдержала ряд изданий. Появились и краткие ее изложения, ставшие необходимой принадлежностью любой общественной библиотеки (ах, как мило! провернули ПРОЕКТ). Этим успехом книга меньше всего обязана литературному таланту Льоренте или яркой характеристике действующих лиц в многовековой драме, пережитой Испанией; с внешней стороны Льоренте - посредственный писатель; язык, слог и манера его письма носят явные следы серых и нудных церковно-философских произведений, над которыми он корпел в течение трех-четырех десятков лет и от которых полностью не освободился даже тогда, когда идейно отошел от них сравнительно очень далеко. Причина громкой известности и широкой популярности "Критической истории" лежала в ее неимоверном богатстве документов (ну да, в Париже полно документов испанской инквизиции). Они с фотографической точностью (в Париже прямо-таки всплеск фотографической памяти произошёл у этого Х.А.Льоренте) воспроизводили сугубо сложную и крайне запутанную процессуальную систему инквизиционных трибуналов. Они вводили читателя в самые потаенные уголки инквизиционных застенков, до того времени герметически закрытых и тщательно замурованных от постороннего глаза; эта таинственность особенно остро возбуждала людскую любознательность, не находившую удовлетворения ни в фантастических измышлениях противников инквизиции, ни в цинично-лживой апологии ее друзей. Теперь перед читателем предстала правдивая картина, поразившая его своим реализмом (пришло знать-то время и кому-то понадобилось ТАК описать инквизицию) и увлекшая его глубиной и искренностью убеждений автора, одновременно соучастника и жертвы кровавых деяний только теперь раскрытого сфинкса (а ведь этот сукин сын признал Мюрата и французскую революцию, см. по ссылке! Ну французская-то революция кровавой же не была - так прогулки под зонтиком). Книга Льоренте вызвала возмущение духовенства и реакционных кругов Франции (и это очень ясно её характеризует), и правительство Людовика XVIII лишило нашего автора права преподавать испанский язык в школах, а также церковной службы, которую Льоренте до того нес в одной из церквей Парижа. Эти репрессии, однако, не остановили Льоренте, и он решительно выступил против реакционного депутата Клозеля де Кусерги, заявившего, что после 1680 г. инквизиционные трибуналы Испании не вынесли ни одного смертного приговора. Льоренте с приведением чуть ли не всех имен доказал, что за период от 1700 до 1808 г. в Испании было сожжено живьем 1578 человек. Цифра эта, достоверность которой подтверждалась подлинными документами (ну... они хранились во Франции... традиция у испанской инквизиции такая), ошеломила широкие круги французского общества, и либерально настроенный депутат Александр де Лаборд заявил в парламенте, что эта чудовищная цифра была бы еще чудовищнее, если бы в годы секретарства Льоренте число жертв инквизиции не равнялось нулю (вот ведь - душка!)..."
В общем... достаточно ясное впечатление об авторе.
nezvanov:
Наполеон вывез библиотеку Ватикана в Париж. Отсюда масса ранее неизвестных документов В ИЗЛОЖЕНИИ историков.
Из поста:
//Причина громкой известности и широкой популярности "Критической истории" лежала в ее неимоверном богатстве документов (ну да, в Париже полно документов испанской инквизиции)//
В Ватиканской библиотеке (перевезенной в Париж) было полно документов испанской инквизиции. Потому что реальная христианизация Ватикана произошла после разгрома Рима в 1527 году войсками Карла V Габсбурга (который был и королем Испании). После этого центральная Италия, включая Ватикан, стала контролироваться испанцами. А вскоре после этого начался Тридентский собор, который произвел кодификацию христианской религии.
То есть реальная христианизация Италии (включая инквизицию) была произведена испанцами.
И еще, кстати, - в 1808 Наполеон взял Мадрид.
Вот такая связь.
Связан в том смысле, что в результате Наполеоновских войн во французские библиотеки были свезены огромные количество документов, рукописей и старых книг со всей Европы. Роль основного фонда была отведена библиотеке Арсенала.
А собственно "проект" стартовал примерно в 10-х годах 19 века. Знаменитая "История крестовых походов" Ж.Ф.Мишо начала выходить в 1812 году. И вообще, пошел вал публикаций на французском языке на средневековую тематику. Труд Льоренте - один из многих в потоке.
Примерно в 1825 году библиотекарями Арсенала стали Шарль Нодье и Виктор Гюго (ок. 1825 года). В 1831 году Гюго написал посвященный средневековью роман - "Собор Парижской Богоматери". А с именем Нодье и его сотрудников - Элифаса Леви и Поля Кристиана - связан старт другого проекта - пропаганды магии и колдовства.
---------------
serj aleks:
В Испании сидят Габсбургские, кстати, когда ещё Эльзас-Лотаринские земли были тоже их. Что там у нас про Авиньон? Сейчас пишут, что библиотека в Ватикане сформирована на базе Хайдельбергской и Констанцской ... Какой такой Ватикан, вообще.
...или что меня не устраивает в изгнании евреев и морисков из католической Европы.
Прочитав Льоренте в третий раз, я окончательно убедился: инквизиция старалась букве закона следовать. Формально святые отцы вообще невиновны.
1. Еретик признавал свою вину
2. Казнь осуществляла светская власть.
Казалось бы, евреев и морисков изгнали за то, что они не христиане.
Ищем следы Церкви в истории испанских мусульман.
1523 Император велел казнить главных вожаков восстания. Много мавров уехало из Испании
1524 Указ Карла V об изгнании испанских мавров, поселившихся в городах королевства Арагона, до 31 января 1526 года.
1524 22 марта. Булла Климента VII касательно изгнания некрещеных мавров (первый церковный документ)
1524 4 апреля. Указ Карла V, закрывающий мечети мавров.
1524 16 июня. Бреве Климента VII, уполномочивающее главного инквизитора давать морискам-отступникам безусловное отпущение (как видим, Церковь гуманна)
1524 21 октября. Указ Карла V, воспрещающий морискам продажу золота и серебра.
1524 Указ инквизитора Манрике, благоприятствующий морискам (снова гуманность)
1525 Восстание мавров королевства Валенсии. Они подняли восстание против Карла V (не против Церкви)
1609 Король созвал государственный совет. Приняли решение об удалении морисков из королевства Валенсии 11 сентября 1609 года
1525 Император... приказал, чтобы крещеные мавры были принуждены остаться в Испании в качестве христиан, жить как таковые, крестить тех из своих детей, которые еще не получили крещения (не Церковь это делает)
1525 г. 21 октября был опубликован указ, запрещавший морискам продавать золото, серебро, шелк, украшения, драгоценности, животных и другие виды товаров (и это не церковное дело)
1525 году Великий инквизитор Альфонсо де Манрике созвал собрание теологов, на котором было принято решение поставить морисков перед выбором: крещение или изгнание, и Карл оформил это соответствующим указом (то есть, церковники в положении экспертов, а главное дело делает император)
1526 По истечении льготного срока было обнародовано при звуке труб приказание всем маврам удалиться из Испании до 31 января 1526 года по путям, которые им будут назначены, до порта Короньи через обе Кастилии и Галисию
1526 8 мая. Бреве Климента VII, уступки, дарованные маврам, которые примут крещение.
1526 Представления арагонцев были тщетны. Когда соглашение с маврами королевства Валенсия было исполнено, император приказал инквизиции подчинить условиям этого соглашения и мавров Арагона, в результате чего они без сопротивления были крещены
Интересно, что за соглашение?
1526 Фердинанд и Изабелла обещали не преследовать новохристиан морисков, за исключением серьезных случаев
Итак, что мы видим? Все в руках королей.
А при чем же здесь вера? Судя по сохранившимся свидетельствам, - ни при чем.
И главное, мы так и не увидели двух вещей:
1. Причин, вынудивших корону провести изгнание
2. Юридического повода для изгнания
На днях читал прямую речь человека, бравшегося подготовить к изданию книгу уголовного авторитета. Первая часть книги была документально точным описанием где, с кем и как сидел автор. И вот выяснилось, что вожаком в камере становится вовсе не самый сильный или дерзкий; вожаком становится человек, умеющий урегулировать конфликт.
Камера - лучший полигон для такого социологического исследования, и вывод автора означает, что стремление избежать конфликта относится к базовым, наиболее древним и мощным побудительным мотивам. Человеку нужны мир и законность - иначе мы не были бы способны сколотить даже самой примитивной шайки.
Поэтому для изгнания евреев и морисков нужен юридически безупречный повод.
И этого повода в истории нет.
Вера - не катит. За другую веру даже Церковь не бралась никого репрессировать.
Даты - ничто, смысл событий - все.
Второй момент. Льоренте ни разу не упомянул о переговорных процессах между короной и сеньорами евреев и морисков - так, словно этих сеньоров не существовало. А они существовали, и власти имели поболе, чем цыганские бароны.
Нас водят за нос.
Ну, а я топчусь на месте. Пока смысл события не вычислен, остальное бесполезно.
Наполеон вывез библиотеку Ватикана в Париж. Отсюда масса ранее неизвестных документов В ИЗЛОЖЕНИИ историков.
Из поста:
//Причина громкой известности и широкой популярности "Критической истории" лежала в ее неимоверном богатстве документов (ну да, в Париже полно документов испанской инквизиции)//
В Ватиканской библиотеке (перевезенной в Париж) было полно документов испанской инквизиции. Потому что реальная христианизация Ватикана произошла после разгрома Рима в 1527 году войсками Карла V Габсбурга (который был и королем Испании). После этого центральная Италия, включая Ватикан, стала контролироваться испанцами. А вскоре после этого начался Тридентский собор, который произвел кодификацию христианской религии.
То есть реальная христианизация Италии (включая инквизицию) была произведена испанцами.
И еще, кстати, - в 1808 Наполеон взял Мадрид.
Вот такая связь.
Связан в том смысле, что в результате Наполеоновских войн во французские библиотеки были свезены огромные количество документов, рукописей и старых книг со всей Европы. Роль основного фонда была отведена библиотеке Арсенала.
А собственно "проект" стартовал примерно в 10-х годах 19 века. Знаменитая "История крестовых походов" Ж.Ф.Мишо начала выходить в 1812 году. И вообще, пошел вал публикаций на французском языке на средневековую тематику. Труд Льоренте - один из многих в потоке.
Примерно в 1825 году библиотекарями Арсенала стали Шарль Нодье и Виктор Гюго (ок. 1825 года). В 1831 году Гюго написал посвященный средневековью роман - "Собор Парижской Богоматери". А с именем Нодье и его сотрудников - Элифаса Леви и Поля Кристиана - связан старт другого проекта - пропаганды магии и колдовства.
---------------
serj aleks:
В Испании сидят Габсбургские, кстати, когда ещё Эльзас-Лотаринские земли были тоже их. Что там у нас про Авиньон? Сейчас пишут, что библиотека в Ватикане сформирована на базе Хайдельбергской и Констанцской ... Какой такой Ватикан, вообще.
...или что меня не устраивает в изгнании евреев и морисков из католической Европы.
Прочитав Льоренте в третий раз, я окончательно убедился: инквизиция старалась букве закона следовать. Формально святые отцы вообще невиновны.
1. Еретик признавал свою вину
2. Казнь осуществляла светская власть.
Казалось бы, евреев и морисков изгнали за то, что они не христиане.
Ищем следы Церкви в истории испанских мусульман.
1523 Император велел казнить главных вожаков восстания. Много мавров уехало из Испании
1524 Указ Карла V об изгнании испанских мавров, поселившихся в городах королевства Арагона, до 31 января 1526 года.
1524 22 марта. Булла Климента VII касательно изгнания некрещеных мавров (первый церковный документ)
1524 4 апреля. Указ Карла V, закрывающий мечети мавров.
1524 16 июня. Бреве Климента VII, уполномочивающее главного инквизитора давать морискам-отступникам безусловное отпущение (как видим, Церковь гуманна)
1524 21 октября. Указ Карла V, воспрещающий морискам продажу золота и серебра.
1524 Указ инквизитора Манрике, благоприятствующий морискам (снова гуманность)
1525 Восстание мавров королевства Валенсии. Они подняли восстание против Карла V (не против Церкви)
1609 Король созвал государственный совет. Приняли решение об удалении морисков из королевства Валенсии 11 сентября 1609 года
1525 Император... приказал, чтобы крещеные мавры были принуждены остаться в Испании в качестве христиан, жить как таковые, крестить тех из своих детей, которые еще не получили крещения (не Церковь это делает)
1525 г. 21 октября был опубликован указ, запрещавший морискам продавать золото, серебро, шелк, украшения, драгоценности, животных и другие виды товаров (и это не церковное дело)
1525 году Великий инквизитор Альфонсо де Манрике созвал собрание теологов, на котором было принято решение поставить морисков перед выбором: крещение или изгнание, и Карл оформил это соответствующим указом (то есть, церковники в положении экспертов, а главное дело делает император)
1526 По истечении льготного срока было обнародовано при звуке труб приказание всем маврам удалиться из Испании до 31 января 1526 года по путям, которые им будут назначены, до порта Короньи через обе Кастилии и Галисию
1526 8 мая. Бреве Климента VII, уступки, дарованные маврам, которые примут крещение.
1526 Представления арагонцев были тщетны. Когда соглашение с маврами королевства Валенсия было исполнено, император приказал инквизиции подчинить условиям этого соглашения и мавров Арагона, в результате чего они без сопротивления были крещены
Интересно, что за соглашение?
1526 Фердинанд и Изабелла обещали не преследовать новохристиан морисков, за исключением серьезных случаев
Итак, что мы видим? Все в руках королей.
А при чем же здесь вера? Судя по сохранившимся свидетельствам, - ни при чем.
И главное, мы так и не увидели двух вещей:
1. Причин, вынудивших корону провести изгнание
2. Юридического повода для изгнания
На днях читал прямую речь человека, бравшегося подготовить к изданию книгу уголовного авторитета. Первая часть книги была документально точным описанием где, с кем и как сидел автор. И вот выяснилось, что вожаком в камере становится вовсе не самый сильный или дерзкий; вожаком становится человек, умеющий урегулировать конфликт.
Камера - лучший полигон для такого социологического исследования, и вывод автора означает, что стремление избежать конфликта относится к базовым, наиболее древним и мощным побудительным мотивам. Человеку нужны мир и законность - иначе мы не были бы способны сколотить даже самой примитивной шайки.
Поэтому для изгнания евреев и морисков нужен юридически безупречный повод.
И этого повода в истории нет.
Вера - не катит. За другую веру даже Церковь не бралась никого репрессировать.
Даты - ничто, смысл событий - все.
Второй момент. Льоренте ни разу не упомянул о переговорных процессах между короной и сеньорами евреев и морисков - так, словно этих сеньоров не существовало. А они существовали, и власти имели поболе, чем цыганские бароны.
Нас водят за нос.
Ну, а я топчусь на месте. Пока смысл события не вычислен, остальное бесполезно.
Journal information