evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. Часть №2

Оригинал взят у philologist
ZIzlaJ24Vos

Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. Часть №1

Доклад третий

Берлин, 28 сентября 1905 года

В развитии есть три вещи, которые необходимо различать: форма, жизнь и сознание. Сегодня мы будем говорить о формах сознания. Растения и низших животных мы можем рассматривать так, как если бы более высшие существа простирали через них свои органы восприятия в мир, чтобы видеть через них мир. Начнем с органов чувств растений. Говоря о последних, нам должно быть ясно, что мы имеем здесь дело не только с органами чувств отдельных растений, но с существами высших миров. Растения — это как бы щупальца, протянутые более высокими существами. Более высокие существа получают информацию через растения. Все растения имеют клетки, по преимуществу в кончике корня, но также и в других частях, содержащие крупинки крахмала. Даже если растения в прочих своих частях таких крахмальных зернышек не содержат, в кончиках корней они все же имеются. Например, лилейные, которые содержат крахмал только в корнях. Эти крахмальные зернышки никак не закреплены, подвижны, и потому важно, в каком месте они располагаются. Когда растение немного поворачивается, крахмальные зернышки оказываются на другой стороне.


Растению это невыносимо. Оно тогда снова поворачивается так, чтобы крахмальные зернышки могли занять правильное положение, а именно, симметрично относительно линии притяжения Земли. Растение растет вертикально, поскольку чувствует направление действия силы тяжести. Крахмальные зернышки чувствуют силу тяжести. Наблюдая за действием этих зернышек, мы знакомимся со своего рода чувственным органом. Для растения это орган восприятия тяжести. Он принадлежит не только растению, но всей земной душе, которая согласно этому органу чувств ориентирует рост растений. Это имеет, прежде всего, первичное значение. Растение следует силе тяжести. Если мы возьмем колесо, например, водяное колесо, поместим туда растение и будем его вращать, то к силе тяжести прибавится еще одна сила, связанная с вращением. Эта сила будет действовать в каждой точке растения, и потому и корень, и стебель его будут расти не в направлении действия силы тяжести, а в направлении касательной колеса, в направлении действия касательной силы. Согласно этой силе будут выбирать тогда свое положение и крупинки крахмала.

Рассмотрим теперь человеческое ухо. Тут мы имеем сначала внешний слуховой проход; затем барабанную перепонку, и — во внутреннем ухе — слуховые косточки: молоточек, наковальню и стремечко, — совсем крошечные косточки. Мы слышим благодаря тому, что через эти косточки приводятся в колебательное движение другие части. Следуя далее внутрь, мы находим три полукруглых перепончатых канала, расположенных в направлении осей трех измерений. Они заполнены жидкостью. Еще далее располагается лабиринт, некое спиралевидное образование, содержащее множество тончайших волосков, каждый из которых, как струна в рояле, настроен на определенный тон. Этот лабиринт соединен со слуховым нервом, идущим в мозг. Нас интересуют, главным образом, три полукруглых канала. Они расположены относительно друг друга так же, как располагаются оси трех пространственных измерений. Эти каналы заполнены частицами, подобными крахмальным зернышкам в растении, отолитами. Если они повреждены, человек не в состоянии сохранять вертикальное положение. Например, при обмороке, из-за прилива крови к голове организм может получить повреждения в этих трех каналах.[*Примеч.: Обморочное состояние обычно наступает при оттоке крови от мозга. Но здесь Рудольф Штайнер указывает на потерю чувства ориентации. Здесь следует помнить, что речь идёт о фрагментарных записях со слуха.] На эти три полукруглых канала опирается чувство ориентации человека. Это то же чувство, тот же воспринимающий орган, что находится в кончике корня растения как орган чувства равновесия. То, что у растения находится внизу, в кончике корня, у человека располагается вверху, в голове.

Tf31to3CHlE

Если охватить взглядом всю эволюцию, растение, животное и человека, то между последними обнаружатся определенные связи. Растение — это перевернутый человек. Животное занимает место между ними обоими. Растение погружает свой корень в землю и обращает свои сексуальные органы вверх, к Солнцу. Поворачивая растение из вертикального положения в горизонтальное, мы получаем животное. Перевернув его вверх ногами, мы получаем человека. Изначальный смысл креста: растительное царство, животное, и царство человека. Растение погружает свой корень в землю. Животное — наполовину перевернутое растение; человек — полностью перевернутое растение. Поэтому Платон говорил: мировая душа распята на кресте мирового тела. У растения орган ориентации расположен в кончике корня, у человека в голове. То, что у человека является головой, у растения — корень.

Связь чувства ориентации со слухом объясняется тем, что слух это чувство, которое подняло человека на более высокий уровень. Последней способностью, которую обрел человек, является способность говорить. Речь, в свою очередь, связана с прямохождением, которое без чувства ориентации и чувства равновесия было бы невозможным. Звуки, производимые человеком в процессе речи, являются активным дополнением к пассивному слушанию. То, что у растения было простым чувством ориентации, у человека стало слухом, сохраняющим в себе ранее сформированный орган ориентации в трех полукруглых каналах, расположенных по осям трех пространственных измерений. Каждое существо имеет сознание. Им обладает и растение; но сознание растения находится на деваханическом плане, на ментальном плане. Если мы захотим изобразить сознание растения, нужно сделать это следующим образом:

Растение тоже может отвечать нам, только для этого мы должны научиться воспринимать его на ментальном плане. Там растение назовет нам свое собственное имя.
В человеке сознание достигает физического плана. Здесь сознание связано с тем же органом, которым растение закрепляется в почве. С человеком мы, по сути, знакомимся лишь тогда, когда видим, как он говорит и в его речи появляется слово "Я". Это Я коренится в ментальном плане. Без этой способности произносить "Я" человеческая форма являлась бы лишь одной из животных форм. Растение коренится в ментальном плане, и человек, как раз благодаря органу слуха, является жителем ментального плана. Поэтому мы связываем "думание" с речью. Ухо — это усовершенствованный орган ориентации. Поскольку человек как бы перевернут по отношению к растению и обращен к духу, он имеет в своем органе слуха рудимент старого органа ориентации. Он сам задает себе направление. Таким образом, есть два противоположных вида сознания: сознание растения на ментальном плане и сознание человека, перенесшего свое существо из ментального плана в физический мир. Такое земное сознание человека называется кама-манасическим.

enxNxDcs1Nk

Наши органы чувств обладают, однако, собственным сознанием. Эти различные сознания — зрительное, слуховое, обонятельное и пр. — объединяются в душе. Манасическим сознание становится только оттого, что отдельные сознания суммируются в душевном центре. Без такого суммирования человек был бы расщеплен на сознания своих отдельных органов. Они первоначально были образованы через солнечное сплетение, через симпатическую нервную систему. Когда человек представлял собой своего рода растение, он еще не обладал сознанием на физическом плане. Органы создавались тогда более высоким сознанием. В состоянии глубокого транса центральное сознание молчит. Тогда становятся сознательными отдельные органы, и человек начинает воспринимать подложечной впадиной, солнечным сплетением.

Таким сознанием обладала провидица из Префорста. Она совершенно верно описывала световые образы, которые, однако, могли наблюдаться только сознанием органов. Самым низшим является сознание минералов. Более центрированное сознание, стоящее немного ближе к сознанию сегодняшнего человека — астральное сознание. То, что обуславливает сознание в астральном теле в целом, имеет свое представительство в спинном мозге. Здесь человек воспринимает мир в образах, аналогичных образам сновидений. Таким сознанием обладают люди, чей физический головной мозг еще не задействован. В образах видят мир, например, идиоты; их душевная жизнь подобна жизни в сновидении. Они ничего не знают о том, что происходит вокруг них. Есть и другие существа, имеющие подобное сознание.

Если развить астральное сознание, так чтобы сознательно переживать сновидения, можно предпринять следующее: предположим, мы в состоянии достичь такого сознания и имеем перед собой "венерину мухоловку", дионею. Если мы будем смотреть на этот цветок достаточно долго, оставаясь открытыми только для его воздействия, в какой-то момент мы вдруг ощутим, что центр нашего сознания отделяется от головы и погружается в растение. Мы становимся тогда сознательными в растении и начинаем через него смотреть в мир. Нужно вложить свое сознание в растение. И тогда будет ясно, как обстоит дело в этом существе с душевным. Тогда можно будет ощутить переживание этой души. В случае особо сенситивных растений их сознание сходно с сознанием идиотов; это не просто ментальное сознание, оно простирается до астрального плана. В связи с этим различают два вида растений: сознательные только на ментальном плане и сознательные также на астральном плане.

JPJ6i0l53nI

Определенные виды животных тоже имеют сознание на астральном плане, являющимся одновременно и планом сознания идиотов. Елена Петровна Блаватская особо указывает в этой связи на ночных насекомых Индии, в частности, на мотыльков. Астральным сознанием обладают, например, пауки; искусные паутины ткутся, собственно, из астрального плана. Пауки — это лишь инструменты астральной деятельности. Сами же нити ткутся из астрального плана. Подобно паукам, на астральном плане находится и сознание муравьев. Там находится душа муравейника. Поэтому деятельность муравьев и организована с таким совершенством.

Минералы тоже обладают сознанием. По отношению к сознанию растений оно находится на более высоких уровнях ментального плана. Блаватская называет его кама-праническим сознанием. В будущем человек сможет достичь и этого сознания, сохраняя при этом свое теперешнее состояние сознания. Тогда он не будет больше нуждаться в физическом теле и, следовательно, в инкарнациях. Камни живут в низших слоях физического плана, а сознание их находится в высших слоях ментального плана. Это сознание управляет кристаллами сверху. Когда человек сможет возвыситься до сознания этого уровня, он будет создавать свое физическое тело из минералов сам.

В будущем три части головного мозга должны будут существовать раздельно (мышление, чувство, воля). Тогда сознание человека должно будет управлять своим мозгом подобно тому, как высшее сознание управляет муравейником. Как в муравейнике различаются муравьи мужского пола, женского пола и рабочие муравьи, так и в мозгу человека будут четко различаться три части. Тогда человек станет планетарным духом, творцом, который создает вещи сам. Как Земной дух возделывает земную кору, так собственную планету будет сооружать и человек. Для этого он должен будет обладать кама-праническим сознанием. Сегодня человек обладает только кама-манасическим сознанием, которое состоит в том, что сознание органов пронизывается разумом (Манасом). Как говорит Блаватская, сознание стало рационалистичным. Этот процесс рационализации охватывает и животное, и человека. Простое сознание органов может познать цель, но не средство достижения этой цели. Рациональное сознание может управлять средством. Блаватская говорит совершенно верно: "Например, запертая в комнате собака обладает инстинктом рваться наружу; но она не может этого сделать, поскольку ее инстинкт недостаточно разумен для того, чтобы овладеть необходимым средством, в то время как человек мгновенно схватывает ситуацию и освобождается".

RPVWl-u9s7A

Итак, вместе с Блаватской мы различаем:
1. Сознание органов.
2. Астральное сознание животных, некоторых растений, а также идиотов.
3. Кама-праническое сознание камней, которого позднее достигнет и человек.
4. Кама-манасическое сознание, разумность.

В этом смысле надо понимать и стороны креста мирового бытия. Собственно смысл креста лежит бесконечно глубоко. Древние сказания тоже являются образами, извлеченными из этой глубины. Этими сказаниями человеческим душам была оказана неоценимая помощь в те времена, когда человек мог понимать истины, заложенные в них, чувством, интуитивно. Мы знаем, например, древнее предание о Сфинксе. Сфинкс загадала загадку: утром ходит на четырех, днем на двух, а вечером на трех. Что это? — Это человек! В начале, утром Земли, в своем животном состоянии, человек ходил на четырех. Передние конечности были тогда еще органами передвижения. Затем он выпрямился; передние и задние конечности стали выполнять различные функции, и органы разделились на физически-чувственные и духовные. Человек оказался на двух. В будущем отпадут нижние органы и правая рука; останутся только левая рука и двухлепестковый цветок лотоса. Тогда человек будет на трех. Поэтому Вулкан и хромает. Его ноги будут постепенно деградировать, пока не отпадут совсем. В конце эволюции, когда метаморфоза Земли достигнет стадии Вулкана, человек станет существом с тремя конечностями, что как идеал представляет предание.

Доклад четвертый

Берлин, 29 сентября 1905 года

Мы говорили о сознаниях различных царств природы. Свое собственное сознание имеют человеческие органы; аномальным образом это сознание проявляется у идиотов. Последние обладают астральным сознанием, которое имеют также ночные насекомые, муравьи, пауки и прочие. Совершенно другой вид сознания мы встречаем у пчел. Мы возьмем пример с пчелами, чтобы показать, как приходят к подобным истинам и используют их затем для ориентации в мире.Оккультное обучение представляет собой нечто совершенно иное, нежели наше привычное обучение; оно не исходит из задачи вбить в головы учеников как можно больше знаний. В одном строго оккультном обучении ученик вообще не получает никакого учебного материала, лишь одно, но исполненное внутренней силы предложение. Так было и в прежние времена. Над этим предложением ученик должен был медитировать при полном внутреннем молчании. Результатом такой медитации является полное внутреннее просветление. Когда же человек достигает способности пронизывать внутренним светом самого себя, он оказывается в состоянии погружать свое сознание и в других существ. Для этого он должен точно охватить точку, расположенную позади межглазного центра, и оттуда опустить сознание вниз до сердца. После этого можно помещать свое сознание в другие предметы; например, можно проникнуть в жизнь муравейника.

K9ZcMvPdm_Y

Тогда можно понять и жизнь пчелиного улья. При этом выявляется то, что невозможно иначе пережить на Земле. В деятельности пчелиного улья мы переживаем нечто, выходящее за пределы нашего земного бытия, что в иных, случаях не существует на Земле. Нельзя выдумать то, что происходит на других планетах. Нельзя узнать, например, что происходит на Солнце или на Венере, если мы не будем в состоянии осуществить процедуру, подобную той, которую мы осуществляем, погружаясь в жизнь и деятельность пчелиного улья. Пчелы прошли не совсем тот же эволюционный путь, который прошли мы. В начале этого пути они еще не были связаны с тем эволюционным звеном, к которому принадлежат другие животные и человек. Пчелиный улей — не отдельные пчелы! — обладают неизмеримо более высоким сознанием. Мудрость этого сознания человек постигнет лишь на ступени Венеры. Тогда он будет обладать сознанием, необходимым для того, чтобы создавать нечто из вещества, производимого из самого себя. Муравьи строят свой муравейник из всевозможных материалов, но они не могут строить клетки. Строительство клеток — это на высших планах нечто совершенно иное.


Посредством погружения сознания в пчелиный улей, посредством приобретения сознания Венеры, сознания совершенно иного рода, нежели то, что мы имеем теперь на Земле, человек получает представление о том, что вступит в силу лишь на ступени Венеры, а именно, об абсолютном отступлении сексуального. У пчел с сексуальным связана только царица (матка). Камически-сексуальное почти полностью исключено; трутней убивают. То, что станет реальностью для будущего человечества, здесь мы имеем как модель, где работа — высший принцип. Поставить себя в положение пчелиного государства возможно, однако, только посредством духовного импульса. Для того чтобы пойти дальше, мы должны выработать верное представление об алхимии. Статью об алхимии можно было прочесть ещё в 18 веке в немецком журнале "Имперский Вестник". Кортум, автор "Jobsiade", был крупнейшим алхимиком 18 столетия. Одним из обсуждаемых в тогдашней прессе вопросов был вопрос о так называемой праматерии, отождествляемой с философским камнем. Кортум, обладавший глубоким пониманием сути проблемы, говорил тогда: "Искать философский камень очень трудно, однако, он всюду; вы встречаетесь с ним ежедневно и потому очень хорошо с ним знакомы. Каждый день вы держите его в своих руках и не знаете, что это он". — Это верное описание.

IuqJeHgU8-k

В природе все устроено бесконечно мудро, с бесконечно мудрой экономией. Все камически живущие существа — животные и люди — и все пранически живущие существа — растения — тесно связаны друг с другом. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. То же относится и к животным. Если бы на этом все и заканчивалось, весь воздух очень скоро превратился бы в углекислый газ. Но есть еще и растения, которые ассимилируют углекислый газ и выделяют кислород. Животные и человек не могут жить без растений. Далее, углекислота состоит из углерода и кислорода. Углерод растения удерживают в себе, а кислород выдыхают. Человек, наоборот, вдыхает кислород и в жизненном процессе, присоединяя к нему углерод, преобразует его в углекислый газ. Растения из удержанного углерода строят себе тело. В прежние времена Земля выглядела иначе, нежели теперь. Тогда всюду, и здесь тоже, росли гигантские папоротники и хвощи. Они погибли. Поверхность Земли покрылась слоем торфа, образовавшегося из останков этих растений; затем эти леса из папоротника и хвощей превратились в гигантские залежи угля. Так из растительного и животного царств постепенно образовались минералы. Взяв в руки кусок угля, мы можем сказать себе: этот камень был когда-то растением.

Возвращаясь в более ранние времена, мы смогли бы обнаружить растения, из которых позже возникли горный кристалл, малахит и другие горные породы. Центральный горный массив Альп возник, например, из растений, еще более древних, нежели те, из каких образовался каменный уголь. Алмаз — это тот же самый уголь. Природа создала алмаз из более древних углей. Из растений возник и горный хрусталь. Известняковые породы были выделены из животных. Примером такого выделения служит юрский период. Места теперешнего скопления известняка раньше были покрыты морем; это отложения костей и раковин морских животных. Таким образом, более юные известняковые породы образовались из животных, а праминералы из растений. Царство растений постепенно преобразуется в царство камней. Все твердое на Земле возникло из растений. И этот процесс минерализации можно изучить на примере образования угля.

NKH5yFfTEjM

Царство минералов, в том виде, как оно существует сейчас, появляется только в четвертом круге. В будущем все минеральное царство будет одухотворено человеком. Оно будет как бы пропахано человеческим духом. Все, чем сегодня занимается человек, вся индустрия — это процесс переработки минералов. Когда расщепляют скалу, чтобы использовать камни для постройки дома, когда возводят собор — все это преобразование минерального царства. В четвертом круге человек может искусственно перерабатывать минеральное царство. С растительным царством человек в настоящее время ничего подобного сделать не может. Минеральное же царство будет переработано человеком целиком. Это произойдет в основном при помощи колебательного электричества, не нуждающегося в проводах. Здесь вторжение в царство минералов будет осуществляться вплоть до молекул и атомов. К концу четвертого круга будет переработано все царство минералов.

Начиная с пятого круга, то же самое человек будет проделывать с растительным миром. Он сможет сознательно осуществлять те процессы, которые сейчас осуществляют растения. Как растения, вдыхая углекислоту, формируют себе тело из углерода, так человек пятого круга будет сам создавать свое тело из веществ окружающего мира. В пятом круге то, что связано с полом, завершится. Человек будет тогда сам работать в своем теле, восстанавливая его. Процесс переработки углерода, сегодня бессознательно осуществляемый растениями, будет тогда сознательно осуществляться человеком, то есть человек будет преобразовывать вещества так же, как сейчас растения преобразуют воздух в углерод. Это и есть истинная алхимия. Философский камень — это обычный уголь. Человек, говоривший об этом в 18-м столетии, указывал на процесс трансформации, который сейчас осуществляют растения и который в будущем будет производиться людьми.

Наблюдая работу сознания на высших планах, как она выражается, например, в жизни пчелиного улья, мы приходим к пониманию того, как в будущем человек сможет воспроизводить материю из самого себя. В будущем человеческое тело также будет состоять из углерода; оно станет подобным мягкому алмазу. Человек не будет жить в нем, как сейчас, воспринимая мир изнутри, а будет обладать им как чем-то внешним. Так существуют сегодня планеты, созданные планетарными духами. Из существа, которое нуждается в теле, изготовленном для него другими, человек трансформируется в существо эманирующее, творчески-созидающее. Он станет существом, которое, по словам Сфинкс, вечером ходит на трех. Уже произошла дифференциация четырех имевшихся ранее органов: руки, бывшие органами движения, стали органами для духовного. В будущем же останутся только три органа: сердце как буддхи-орган, двухлепестковый цветок лотоса в центре между глаз, и левая рука как орган движения. Этого периода будущего касаются и указания Блаватской [относительно второго позвоночника]. Шишковидная и слизистая железы сформируют второй позвоночник, который затем объединится с уже имеющимся. Второй позвоночник будет располагаться спереди, проходя от головы вниз.

gRxfRlU7W30

Для получения подобных знаний нужно поместить свое сознание в существо, стоящее на более высокой ступени развития. Всему этому учили и, в определенном смысле, помогали овладевать практически, в тайных школах. Подобный образ мысли требует привычки. Тогда разовьется чувство, позволяющее познавать ценность каждой вещи: ничто не является бесполезным. В природе нет ничего, что можно было бы исключить, не разрушив при этом всё остальное. Организм муравейника также обладает сознанием, гораздо более высоким, нежели сознание современного человека. Сознание муравейника находится в высших слоях ментального плана; сознание пчелиного улья — в высших слоях буддхи-плана. Каким же образом сознание муравейника оказалось на нашей Земле? Это произошло благодаря высшим существам, уже прошедшим в своём развитии стадию создания своих собственных тел. Самцы, самки и рабочие муравьи являются телом более высокого духовного существа. Человеческий дух тоже постепенно придет к тому, чтобы расщепить себя на три части. Воля, чувство и мышление эзотерического ученика уже существуют обособленно друг от друга. Молекулы мозга разделяются при этом на три группы. Такой ученик должен уметь, исходя из себя, связывать с представлением определенное чувство. Если он, например, видит чужое горе, то для того чтобы почувствовать сострадание, он должен присовокупить это чувство сознательно. Части мозга, связанные с мышлением, находятся в передней части головы, связанные с чувством — в верхней, с волей — в затылочной части. Ученик тайной школы учится приводить их во взаимодействие сознательно. Позднее эти три части полностью отделятся друг от друга. Тогда ими нужно будет управлять точно так же, как сознание муравейника управляет самцами, самками и рабочими муравьями.

Теперь можно спросить себя, почему высшие существа манифестируют себя через муравейники? Но если бы не производилась муравьиная кислота, Земля выглядела бы совсем по-другому. Чтобы определить момент необходимого введения в земное развитие муравьиной кислоты, нужна была мудрость предвидения высшей разумности. Так можно охватить сознанием всю Землю, проникая в каждое отдельное проявление ее жизни. Мы видим это на примере Парацелъса. Он формировал свои представления в соответствии с задачей, которая заключалась в поиске различных вещей, пригодных для лечения, и он знал, как каждая из них связана с человеком и его органами. Например, Digitalis purpurea действительно имеет связь с сердцем, и потому всегда с полным правом может быть использована для его лечения. Сейчас новые лекарства вводят в употребление на основании экспериментов; при этом их действие испытывается на определенном количестве людей. В старые времена лечебные средства находили интуитивно, поскольку тогда могли наблюдать внутренние связи. Найденные таким способом, они всегда остаются действенными. Лекарства же, вводимые сейчас, очень скоро обнаруживают недостатки, не замеченные в первых экспериментах.

Tags: Мироустройство, Мнение, Человеческий мир
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Точка зрения

    Привычно считать, что тело является агентом (мыслителем), а биоэлектрические паттерны - это его морфологические мысли. Но, что если…

  • Адаптация

    В новой работе "Why Is Anything Conscious?", авторам удается связать происхождение сознания с естественным отбором. • Сознание — это…

  • Осязаемая неопределенность

    «Материал, присутствующий в виде следов памяти, подвергается время от времени перестановке в соответствии с новыми обстоятельствами —…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments