evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

12 уроков из управления проектами и запуска стартапов

80211dfe41b542d7f3edc51f6763cc00

Я разработал около сотни проектов, в том числе — стартапов. Многие из них достигали пика и умирали, некоторые работают до сих пор. Делал как B2C, так и B2B.

В последнее время наблюдается поток вопросов от знакомых и друзей, которые делают одни и те же ошибки. Я хотел бы рассказать о своем опыте в посте тезисов. И если он будет успешен — продолжить серию.

Если лень читать — ролик, выражающий основной дух и главный смысл, находится внизу. Ролик вызовет восхищение — отлично, идите делать очередной релиз. Ролик вызовет отторжение — читайте пост до другой реакции сколько угодно :


1. Важнее всего — желание

Один из первых стартапов в моей жизни не состоялся потому, что из четверых друзей, кто решил делать, желания сделать проект по-настоящему не было ни у кого. Если вы не способны в течение каждого дня месяца думать о проекте и предпринимать реальные шаги, возможно, не стоит делать проект.

2. Доведение до конца измеряется результатом, а не временем

Я не знаю, как у других с этим делом. Разве что у коллег и мастеров читаешь одно и то же. Но мысль проста — для того, чтобы сказать о решенной задаче, есть фраза «вот результат». Для того, чтобы сказать о <100% результате, существует все остальное. Проблема в том, что доведение до конца всегда занимает больше сил, времени и труда (иногда на порядки), и неизвестно, где граница.

Мы не раз брались за определенные сроки сделать проект, не учитывая, что проект — это всегда неопределенность. И многие проекты я не запустил просто потому, что после прохождения сроков разочарование добивало. Вывод: готовьтесь пахать до победного в первое время, пока очевидность результата не будет ясна всем.

3. Без знаний вы обречены на провал

Еще в 14 лет, глядя на успешные тогда желтые страницы, я изучил сначала Perl, затем появившийся тогда первый ASP, и запускал поисковые справочники. Но они не взлетали, несмотря на то, что мне очень нравился мой код, и как оно работало.
Ничего не зная о трафике, конверсии, емкости рынка и так далее, я терпел неудачу за неудачей.

И это будет с большинством из тех, кто так и не осмелится изучить опытных бизнесменов и их действия на пути к успеху. Очень хорошо, на мой взгляд, и полно первый объем знаний излагается в «Стартап без бюджета» — бери и делай. В отличие от мотивирующих книг от 37signals, которые вряд ли помогут новичку с идеей.

4. Понимание вашей неправоты — первый шаг к успеху

Большинство людей страдает так называемым когнитивными искажениями (нагуглить и прочитай — первый шаг, сделайте это). Вот только недавно была статья про Люси у Мегаплана, очень клевая. Суть проста — эффект Даннинга-Крюгера, как план Даллеса — не существует, но работает.

До тех пор, пока вы свято воспринимаете либо свои убеждения относительно умения сделать стартап, уверенность в успехе, равно как и безоговорочно верите в любые книжки — вы обречены на провал. Как и был обречен на провал я, веря, что мотивация и необоснованная уверенность в себе дают гарантию результата. Делая городской портал на самописном движке с партнером, я был очень уверен в успехе и ни на минуту ничего не подвергал сомнению. Проект до сих пор жив и кормит партнера гуглом и другими способами, но это не история успеха.

4. Без наработки навыков знания не стоят ничего

Мой любимый пример — гигиена. Сколько людей знают о вреде курения и курят. Сколько — что нужно мыть руки до и после туалета, и не моют. И так далее. Я думал, что прочитанные книжки «Совершенный код», «Рефакторинг» сделают мой код блестящим — но так не было без часов разбирания чужого кода и работы над своим. Так же думал, что «Getting real», условно, поможет научиться делать успешные проекты — нет, не работает. Успешно запущенные пара стартапов в редких нишах набрали 500-3000 ежедневных посещений целевой аудитории и стали незаменимыми в ряде крупных контор, но также стремительно их похоронили мое неумение развивать проекты дальше и опытные конкуренты.

Какой-то сдвиг произошел после 2х лет работы по 12 часов по 6 дней в неделю под руководством опытного менеджера проектов, качественный сдвиг. Только тогда проекты, которые я делал и внедрял, стали для меня работой, а не тыканием пальцем в небо. Поэтому пока вы не сделаете сами или с руководством ментора десяток-другой проектов, скорее всего, вы не научитесь на практике ничему. А гении типа Цукерберга учатся сами и быстро — Моцарт тоже в 11 лет уже оперы сочинял. Не равнятесь на них, если вы не миллионер уже — идите по нормальному пути наработки стандартных навыков.

5. Идея не стоит ничего

У меня был момент, когда мы придумали клевую идею, как нам казалось. Мы пытались делать нишевые сайты, для начала — для салонов красоты. Я был рад и всячески просчитывал прайсы. Хорошо, додумались с партнерами реально попробовать попродавать и убедились, что в салонах красоты совсем другие потребности. Пара месяцев тема пролетала без единой продажи.

Также была замечательная идея аггрегатора наружной рекламы, и много я для нее сделал сил, прототипов и продвижения. Но в реальности оказалось, что рекламным агентствам по наружке всем нужны индивидуальные решения, проблема на деле в актуальной базе с ценами. А сами операторы (владельцы плоскостей) вообще не идут навстречу, у них и так стоит вагон из людей, готовых купить на много месяцев вперед. Плюс оказался один весьма крутой конкурент, который в зародыше подавил меня и ряд таких же ребят на соответствующих форумах и у аудитории. Конкурент, сам владеющий плоскостями. Я в итоге продал несколько сайтов с движками по наружной рекламе и забил на это. Хотя через пару лет выплыл бывший клиент с предложением стать партнерами — я IT, а он типа работает с клиентами, я не стал развивать это сотрудничество, потому что сделал стратегический выбор в другую нишу и проект. Особенно на фоне того, что потенциал у наружки в РФ падал и падает — через полгода все пошло в наружке еще хуже, и я ощутил верность выбора.

Поэтому вывод простой — любая идея должна проверяться с учетом реальности, рынка и ниши, клиентов и конкурентов.

6. Ниша — это все

Очень много друзей приходит ко с мне B2C идеями. Они думают, как сразу сделать и круто, но это мы рассмотрим дальше. Я дам вам простой расклад, почему у меня некоторые идеи давали после реализации деньги (та же наружка, специальные справочники, движки и админки узкоспециализированные), а люди до сих пор топчутся с ТЗ или прототипами. Денег с друзей не беру, а вот когда приходят на аудит стартапы, иногда беру за консультации. Но слабо помогает — см. выше про навыки и неосознание неправоты.

Смысл простой. Давайте разберем такую идею — человек выбирает интересы, и ему дают квесты. После этого он проходит квесты по своим интересам, выполняя действия, а источником квестов выступают компании, платящие деньги. Это — самолет с 8ю палубами (которые построили и он блестит и сияет, и вот на первом взлете пилот говорит «А сейчас со всей этой муйней мы попробуем взлететь).

Берем и ограничиваем нишей. Допустим, пусть у нас будет подбор подрядчиков для организации праздников. Сразу же становится ясно — с одной стороны у нас те, кто организует праздники (Event-агентства, люди с хорошим достатком на дому, секретари корпоративов своими силами), с другой — весьма конечный набор подрядчиков. Уже можно пойти, найти конкурентов. Поговорить с теми и другими, выяснить их проблемы и платежеспособность. Посчитать емкость рынка, умножить на средний чек и получить ожидаемый доход. Также посчитать необходимую скорость роста дохода, и расходы, чтобы обслужить клиента. И расходы на запуск первой реальной версии, чтобы проверить теорию практикой.

Вот так и нужно с любыми „суперобщими“ идеями. Конкретный пример — Eruditor group. Сделали и обкатали схему на репетиторах, дальше запустили по докторам, звездам и тд. Не бойтесь сделать нишевую идею — если вы в ней добьетесь успеха, масштабируемость в соседние и лярдовые истории будут делом механики.

Собственно, когда я запускал всеобъемлющие движки-админки, это не продавалось. А когда админки для конкретных типов стал продавать (инвентаризация в фирме с настраиваемыми полями а-ля Zoho, форма с генерацией договора для автоматизации сети магазинов, продающих бизнес-мобилы и тд), деньги пошли.

7. Помните о клиентах и конкурентах

Общение с клиентами и наблюдение за конкурентами — это то, с чего все должно начинаться и заканчиваться. Все остальное, как правило, привяано должно быть к этим процессам. Клиенты — опрос, продажа, обратная связь, идеи и тд.

Как писал один умный парень, найдите 10 людей еще до запуска проекта, кто прямо сейчас даст вам деньги за него. И еще 100 людей после запуска

На чуть более позднем уровне профессионализма будет рулить другая фраза одного автора — для того, чтобы управлять проектом, достаточно управлять его рисками. Но это — уже совсем другая история.

8. RERO во всем

Это, пожалуй, самый большой и краеугольный камень в запуске и развитии. Мой проект по суперадминке для всех „под ключ“ не состоялся до сих пор (фреймворка для программера + SaaS для бизнеса, настраиваемый MS Access онлайн, фактически). Сначала я стал делать суперкрутое решение. Потом забросил, ибо не было видно конца. Потом нашлись Zoho. А потом и ребята, кого я нашел спустя пару лет своей несостоявшейся идеи, кто написал мне на Хабре и спросил, как дела.

На этот камень наступали, наступают и будут наступать все. Смысл в том, что нужно постоянно стремиться сделать простой шаг и максимально быстро. Получить обратную связь и идти дальше.
Это противоречит чему-то очень глубокому в нас — программист старается написать идеально, дизайнер — нарисовать, а менеджер проектов — сделать сразу восьмипалубный самолет. Проблема в том, что это работает и нужно при строительстве зданий. А в интернет-проектах это запрещено.

Суть простая — если у вас горит мысль сделать „сразу и хорошо“ — отложите проект. Пока вы не будете стремиться релизить каждый день, хоть одну кнопку, (в идеале с минимумом ресурсов — »Стартап без бюджета" на самом деле называется «Туалетнобумажный бизнесмен», поищите почему), и собирать фидбэк для эволюции, смысла делать проект нет.

Это убивает 90% стартапов моих друзей. В то время как мои проекты уже запущены и работают, они в Виллабаджо еще пишут ТЗ.

Я не знаю аргументов, которые бы перебороли это вреднейшее убеждение. Только собственные шишки.

9. Только цифры

На ранних этапах меня радовали отзывы непрофессионалов о проектах. Но управлять позитивом, или же негативом без цифр невозможно.
Измеряйте все, что можно, а что нельзя — переборите заблужение и придумайте, как измерить.

Типовой пример, о чем идет речь, помимо очевидной статистики посещаемости. Вы можете сколько угодно слышать «плохой дизайн», «нужен красивый», «давай перерисуем». Это — фигня на постном масле. Во-первых, проект должен заработать право себе на хороший дизайн. Во-вторых, имеет значение только то, как конкретные элементы (или их отсутствие) влияет на решение вашим клиентом задач. Если вы точно, допустим, определили проблему клиента, сделали решение, то пропишите user story. И оптимизируйте ее, минимизируя количество кликов и движений мышкой (A/B тестирование и тд) и максимизируя тот показатель, который вам нужен (заявки, продажи, регистрации).

Все. Только цифры вход-выход, подстройка проекта и функционала под цифры, и никаких эмоций.

10. Помните об упущенной возможности

Когда мой бывший клиент предложил стать партнером и сделать совместный проект по наружке, я прикинул и понял две вещи. Первое — я возьмусь и физически не вытяну два проекта. А второе — делая проект с неясным будущим и не очень по душе (см. ниже), я упускаю возможности для того проекта, к которому стремлюсь и который мне близок.

Делая одно, вы не делаете другое. Это фундаментальный принцип, пара примеров его применения. Делая красивый дизайн, вы тратите время и деньги, в том время как могли бы купить домен, шаблон за 10 баксов от wrapbootstrap и заплатить деньги тому, кто реально оживляет проект — программисту. Делая большой и сложный прототип, вы тратите деньги и время и не получаете обратную связь от клиентов (с которыми могли бы общаться), в том время как виртуальный конкурент уже запустил на Livestreet и плагинах, объехал 10 контор, все выбросил и делает уже то, на что получил денег от фирм. Sapienti sat.

11. Добейтесь устойчивого тренда

Большинство вещей я не доделывал. Доведение до конца — трудная вещь, поищите лекцию о процессных и результативных людях от классного человека и бизнесмена, которого я очеь уважаю, Сергея Котырева.

Когда вы беретесь за какую-то задачу — нарастить количества регистраций, или там просмотров на человека — то поставьте цель и идите к ней, пока не добьетесь успеха. Конечно, нужно пересматривать — иногда цель может быть недостижима. Но в целом это похоже на состояние потока при программировании — вы должны максимально сфокусироваться и думать все время об этом, делать, думать, делать, пока не придет результат. Ибо бросив даже на 99% пути, вы потеряете потом время, все откатится и придется начинать сначала.

Однажды мы писали аггрегатор спецпредложений (генератор лидов с сайта по акциям и скидкам на услуги группы компаний), я тут уже писал этот кейс. Первые несколько недель мы сфокусировались, тюнинговали формы заявок, контент, каналы поставки трафика, работали над конверсией. И после устойчивого тренда трафика и заявок проект еще почти год кормил, сводясь к обновлению контента и регулярным маркетинговым мероприятиям.

12. Делайте только то, к чему у вас лежит душа

Хочется закончить посылом, что действительно, нужно делать то, к чему лежит натура. В долгосрочной перспективе, если вас не прет проект по-настоящему, вы проиграете тем, кто будет конкурировать и кого будет переть.

Я не стал делать наружку отчасти и по этому. Не было у меня опыта в наружной рекламе, не хотелось ею заниматься, а после приобретения, несмотря на ясные деньги — не лежала душа к этому. А вот делать проекты, которые автоматизируют процессы и улучшают жизнь людей, мне нравится. Равно как и общаться с клиентами и делать их довольными и счастливыми, решать проблемы. Думаю, это решение стало для меня одним из важных за последние годы.

Найдите в себе таланты или особенности, и проект под них. Делайте проект, если через полгода-год ощущаете, что не горит огонек на него в глазах и никакими путями не восстанавливается — меняйте его на другой, или после проектов — ищите другое призвание. Помните об успускаемых возможностях и о том, что жизнь у нас только одна.

Заключение

Я бы мог написать еще много пунктов и сделаю это, если статья получит успешные отклики. Не все хотят читать выжимки и практику, но именно мне этого очень не хватало и приходилось ловить песчинки золота, промывая десятки тонн песка книжек и лекций, советов и критики.

К примеру, нераскрытыми я оставил примеры успешной и неуспешной борьбы с конкурентами, выбор масштабируемой ниши, вопрос партнерства, привлечения пользователей, работу с клиентами и многое другое.

Хочу пожелать всем тем, кто делает проекты, стартапы или же работает менеджером проектов, успеха в познании себя и мира, и достижений с провалами, ибо достижения — радуют, а провалы — учат.

И привожу обещанный ролик, который как нельзя лучше иллюстрирует то, что я называю философией успешного стартапа.



Tags: Мнение, Притчи, Экономика
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments