evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Майолика на фасадах Петербурга

Оригинал взят у vita_colorata


Идея слияния всех искусств, близкая модерну, привела к развитию майоликовых и мозаичных панно на фасадах.
Во времена модерна архитектурный декор перестал быть второстепенным звеном в общей композиции здания. Скульптура , бывшая раньше подсобным элементом, начинает играть главные роли, мы можем замечать её в первую очередь, как на фасадах Лавиротта в Париже, которые я показывала не единожды. Теперь скульптурные композиции и майоликовые панно могут располагаться где угодно, подчас прихотливо выбирая для себя место на фасаде.

Три дома Петербурга интересны своим декором, изучим их поближе.

Дом на 15 линии Васильевского острова , 70 не слишком примечателен своим архитектурным решением, но его украшают разбросанные по фасаду панно с изображением цветов: подсолнухов и маков.
Дом построен архитектором Еремеевым в 1910-11 годах. Майоликовые панно и отделочная зеленая плитка выполнены в мастерской П.К. Ваулина. Петр Кузьмич Ваулин начал работать в абрамцевских мастерских, он сотрудничал с Врубелем, Серовым и Коровиным. В дальнейшем он создал собственное производство совместно с Гельдвейном в Кикерино под Петербургом. Ваулин выполнял большие заказы в Москве : ярославский вокзал, Третьяковская галерея, гостиница Метрополь. А затем в Петербурге, самым масштабным был заказ на изготовление плитки для Соборной  мечети.







Другим приметным зданием, построенным в 1905-1907 годах стал доходный дом страхового общества "Россия". Архитекторы В.В. Ильяшев и А.А. Гимпель. Здание красиво облицовано гранитом, как это было популярно во время модерна, внизу - более грубой обработки, выше - более гладким. Камень отличается по цвету. Фасад посередине украшен подобием башенки. Но нас интересует сейчас декор - майоликовые панно на тему "Русского Севера", выполненные по эскизам Николая Рериха. К сожалению, они не все дошли до нас, частично были утрачены во время блокады. Панно также были выполнены изначально в мастерской Петра Ваулина.



Фриз был восстановлен в начале 21 века.







Оригинальные панно сохранились на втором и третьем этаже над окнами.





Дом герцога Лейхтенбергского - первая крупная постройка архитектора Федора фон Постельса и является одной из самых оригинальных произведений петербургского модерна.  Дом построен в 1904 -1905 годах на улице Большая Зеленина, 28.  На его фасаде причудливо соединились мозаичные панно между стеклянными фонарями художественных ателье верхнего этажа и скульптурный декор нижних этажей. Причем в рельефах можно увидеть, как стилизованные  цветы, так и скульптурные изображения девушек, и еще свободные формы, которые можно сравнить с пенистой водой. Архитектор ни в чем себе не отказывал.



Монументальный мозаичный фриз создан в 1905 году по эскизам художника С.Т. Шелкового мастерской В.А. Фролова.  Смальтовые панно не имеют обрамления, они просто заполняют собой всё свободное пространство между окнами. Темами для панно стали индустриальный пейзаж, характерный для этой части Петроградской стороны, парусники у причала, море и пейзаж с пашней.
Картины декоративно-условны, поэтому не разрушают визуальную тектонику стены.











Ниже мы видим изображения условных цветов, возможно подсолнухов, популярных во времена модерна.





Бионические формы декора фасада необычны, они настолько абстрактны, что можно только догадываться о том, что они изображают: морских рыб, водоросли, волны с пеной ? Внутри они декорированы мозаикой. Рельеф вносит такое стихийное беспокойство в архитектуру здания, что оно кажется ожившим.





Входной портал оформлен фигурами девушек.



Девушки, что характерно для модерна, только с виду одинаковы, легко заметить между ними разницу.







Tags: Архитектура
Subscribe

  • Обоняние

    Способность обнаруживать запах потенциальной угрозы и реагировать на нее - необходимое условие нашего выживания и выживания других млекопитающих.…

  • Унифицированный фреймворк медитации на базе принципа свободной энергии

    В продолжение темы: Упорядочение хаоса. Разум представляет собой результат опыта всей жизни индивида, понять который невозможно, не умея его…

  • Кто на другом конце связи?

    На протяжении веков, разгадывая загадку, откуда берется человеческий разум, люди использовали одну метафору за другой, чтобы хоть как-то объяснить…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments