Основной целью любой религии, по мнению психологов, помимо прочего, является порождение страха, от которого, впрочем, тут же предлагается «лекарство»... — сама религия. Чем же «запугивают» разные религии и их течения своих грешников?
Об этом злом духе можно узнать, обратившись к ашкеназскому еврейскому фольклору (фольклор также является отражением религиозных верований, часто языческих). Диббук — есть никто иной как душа умершего грешника, которая никак не может расстаться с земным существованием. Эта нечисть — именно тот, про кого с уверенностью сказать: он в «активном поиске». Ему нужен весь человек, целиком — для того, чтобы вселиться в него. Благочестивые граждане, впрочем, застрахованы от того, чтобы ненароком не «подхватить» диббука — дух вселяется лишь в того, кто совершил какой-нибудь грех.
Концепция диббука очень напоминает концепцию демонов и духов, которых любила изгонять Католическая Церковь в процессе экзорцизма. Концепция диббуков также упоминается в каббалистической литературе с XVII века.
Диббук изгоняется несколькими членами еврейской общины, одетыми в погребальные рубашки. При этом сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар (еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного).
Это демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме (особей «женского пола» называют ракшаси). Согласно древнеиндийскому эпосу «Рамаяне», ракшасы произошли из ног Брахмы — бога творения в индуизме.
В образе ракшасов рождаются особо греховные в прошлой жизни люди, например, убийцы или разбойники. Облик ракшасов часто столь же ужасен, сколько и его «гнилая» сущность: это либо полутораметровые косматые чудовища, либо столь же неопрятные люди с непричесанной головой и черными, синими, желтыми или зелеными лицами. Впрочем, они могут предстать в самых различных образах, например, собаки, птицы, брата, мужа или любовника. А некоторые исследователи считают, что в индуистской мифологии не все ракшасы одинаково злы — среди них попадаются и вполне безобидные существа.
Но все-таки чаще эти пренеприятные существа промышляют тем, что оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства брахманам и пытаются завладеть ребенком беременной женщины. У них есть ядовитые ногти, они питаются человеческой плотью, лошадиным и протухшим мясом, и, конечно же, коровьим молоком.
Ракшасы вселяются в человека, когда он ест или пьет и, попав внутрь, начинают терзать его, причиняя боль, способны довести до сумасшествия. По вечерам ракшасы любят пугать людей, устраивая танцы вокруг жилищ, крича по-обезьяньи и громко смеясь, ночью же летают, приняв образ птиц.
Тем, кто знаком с подлинными арабскими сказками, прекрасно известно, что джинны — это вовсе не фольклорные милые существа, исполняющие желания. На самом деле, это огромные вероломные исполины, состоящие из дыма и огня. Так же как и все мы джинны тоже смертны и, в общем-то, мало чем отличаются от людей — они женятся, заводят детей, могут верить или не верить в Аллаха и пр. Шайтан — один из представителей злых духов в исламе — тоже является джинном. Конечно, большинство джиннов добрыми вовсе не назовешь, самые сильные из них зовутся ифритами и служат Иблису — «аналогу» сатаны у мусульман.
В иудейской теологии является ангелом истребления, разрушения и смерти. Слово «аваддон» на иврите означает место уничтожения или просто переводится как «уничтожение». В раввинистической литературе и в Ветхом Завете Аваддоном называют одну из областей ада. В Откровении св. Иоанна Богослова Аваддон (то есть «Губитель») уже однозначно персонифицирован и представляет собой повелителя бездны, ведущего полчища саранчи; там же он назван Аполлионом:
Слово «хуньдунь» в переводе с китайского означает буквально «первичный мрак». Древнекитайское мифологическое существо довольного смешного вида и столь же смешного для русского уха названия на самом деле есть не что иное, как воплощение недифференцированного хаоса, из которого возникла Вселенная.
Согласно даосскому трактату эпохи Чжоу «Чжуан-цзы» (III век до н. э.), дело было так. Хуньдунь, похожий на мешок или яйцо, не имел ни лица, ни семи отверстий для органов чувств (глаз, ушей, ноздрей и рта) и правил в центре мира. По обе стороны от него простирались вотчины богов Южного моря Шу (Быстрый) и Северного моря Ху (Внезапный). Боги Шу и Ху часто навещали толстого «добряка» Хуньдуня, и тот всегда радушно встречал гостей. Но однажды владыки обоих морей, вооружившись благими намерениями, как и водится, решили «вознаградить» хозяина за его доброту. Они рассудили, что Хуньдунь, как и всякое живое существо, должен видеть, слышать и обонять. Поэтому, придя к нему в следующий раз, предприимчивые боги принесли с собой топор и сверло, и в течение семи дней (!) просверливали в несчастном Хуньдуне семь отверстий, после чего Хуньдунь безвременно скончался, а из его тела «вытекла» Вселенная.
1. Диббук
Об этом злом духе можно узнать, обратившись к ашкеназскому еврейскому фольклору (фольклор также является отражением религиозных верований, часто языческих). Диббук — есть никто иной как душа умершего грешника, которая никак не может расстаться с земным существованием. Эта нечисть — именно тот, про кого с уверенностью сказать: он в «активном поиске». Ему нужен весь человек, целиком — для того, чтобы вселиться в него. Благочестивые граждане, впрочем, застрахованы от того, чтобы ненароком не «подхватить» диббука — дух вселяется лишь в того, кто совершил какой-нибудь грех.
Концепция диббука очень напоминает концепцию демонов и духов, которых любила изгонять Католическая Церковь в процессе экзорцизма. Концепция диббуков также упоминается в каббалистической литературе с XVII века.
Диббук изгоняется несколькими членами еврейской общины, одетыми в погребальные рубашки. При этом сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар (еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного).
2. Ракшасы
Это демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме (особей «женского пола» называют ракшаси). Согласно древнеиндийскому эпосу «Рамаяне», ракшасы произошли из ног Брахмы — бога творения в индуизме.
В образе ракшасов рождаются особо греховные в прошлой жизни люди, например, убийцы или разбойники. Облик ракшасов часто столь же ужасен, сколько и его «гнилая» сущность: это либо полутораметровые косматые чудовища, либо столь же неопрятные люди с непричесанной головой и черными, синими, желтыми или зелеными лицами. Впрочем, они могут предстать в самых различных образах, например, собаки, птицы, брата, мужа или любовника. А некоторые исследователи считают, что в индуистской мифологии не все ракшасы одинаково злы — среди них попадаются и вполне безобидные существа.
Но все-таки чаще эти пренеприятные существа промышляют тем, что оскверняют могилы, причиняют всяческие беспокойства брахманам и пытаются завладеть ребенком беременной женщины. У них есть ядовитые ногти, они питаются человеческой плотью, лошадиным и протухшим мясом, и, конечно же, коровьим молоком.
Ракшасы вселяются в человека, когда он ест или пьет и, попав внутрь, начинают терзать его, причиняя боль, способны довести до сумасшествия. По вечерам ракшасы любят пугать людей, устраивая танцы вокруг жилищ, крича по-обезьяньи и громко смеясь, ночью же летают, приняв образ птиц.
3. Джинны
Тем, кто знаком с подлинными арабскими сказками, прекрасно известно, что джинны — это вовсе не фольклорные милые существа, исполняющие желания. На самом деле, это огромные вероломные исполины, состоящие из дыма и огня. Так же как и все мы джинны тоже смертны и, в общем-то, мало чем отличаются от людей — они женятся, заводят детей, могут верить или не верить в Аллаха и пр. Шайтан — один из представителей злых духов в исламе — тоже является джинном. Конечно, большинство джиннов добрыми вовсе не назовешь, самые сильные из них зовутся ифритами и служат Иблису — «аналогу» сатаны у мусульман.
4. Абаддон
В иудейской теологии является ангелом истребления, разрушения и смерти. Слово «аваддон» на иврите означает место уничтожения или просто переводится как «уничтожение». В раввинистической литературе и в Ветхом Завете Аваддоном называют одну из областей ада. В Откровении св. Иоанна Богослова Аваддон (то есть «Губитель») уже однозначно персонифицирован и представляет собой повелителя бездны, ведущего полчища саранчи; там же он назван Аполлионом:
«По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; на ней были брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бегут на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. Царем над собой имела она ангела бездны; имя ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион».
5. Хуньдунь
Слово «хуньдунь» в переводе с китайского означает буквально «первичный мрак». Древнекитайское мифологическое существо довольного смешного вида и столь же смешного для русского уха названия на самом деле есть не что иное, как воплощение недифференцированного хаоса, из которого возникла Вселенная.
Согласно даосскому трактату эпохи Чжоу «Чжуан-цзы» (III век до н. э.), дело было так. Хуньдунь, похожий на мешок или яйцо, не имел ни лица, ни семи отверстий для органов чувств (глаз, ушей, ноздрей и рта) и правил в центре мира. По обе стороны от него простирались вотчины богов Южного моря Шу (Быстрый) и Северного моря Ху (Внезапный). Боги Шу и Ху часто навещали толстого «добряка» Хуньдуня, и тот всегда радушно встречал гостей. Но однажды владыки обоих морей, вооружившись благими намерениями, как и водится, решили «вознаградить» хозяина за его доброту. Они рассудили, что Хуньдунь, как и всякое живое существо, должен видеть, слышать и обонять. Поэтому, придя к нему в следующий раз, предприимчивые боги принесли с собой топор и сверло, и в течение семи дней (!) просверливали в несчастном Хуньдуне семь отверстий, после чего Хуньдунь безвременно скончался, а из его тела «вытекла» Вселенная.
Journal information