Уже сейчас можно сказать почти на 100%, что никакой «проект Новороссия» не свёрнут. Игра продолжается, продолжается повышение ставок участвующими сторонами. Однако между сторонами есть кардинальное отличие. США и Европа играют в украинский кризис вдолгую, Россия играет короткую игру, а Украина вынуждена отвечать тоже на коротких дистанциях.
Просто игроки играют не в плоскую игру, а в «трехмерные шахматы» с несколькими игровыми полями. Есть военное поле, на нем игра приостановлена. Стороны пришли к ничейному результату и стабилизации ситуации на текущем «статус-кво». Для активизации на этом поле у России нет ресурса в «республиках», поле его «проедания» — в атаках на ДАП и Дебальцево, да и сама активизация может получить слишком резкую «ответку» от мирового сообщества в виде дополнительных санкций и уже анонсированного отключения от SWIFTа. Про ситуацию с игрой Путина на политическом поле мы писали в прошлых наших обзорах – она для него пока бесперспективна. Однако есть еще и экономическое поле глобальной игры. Вот именно на этом поле активизировала свои действия Россия.
Украина получает удары по двум направлениям. Первое направление – валютное. Здесь действует не сама Россия, а украинские игроки. Если быть честными, здесь Украина наносит удар, сама себе, а Россия просто выступает гарантом для игроков и бенефициаром идиотизма.
Опять, как и во время Майдана, Фирташ, Коломойский и Ахметов ситуативно и временно заодно, и нельзя сказать, чтобы они были на стороне Украины (как и во время Майдана). Они всегда на своей собственной стороне.
Некомпетентность руководства НБУ, их шкурные интересы и интересы их политических спонсоров, раздутые госзатраты, война и падение мировых рынков накладываются на отказ крупных экспортеров возвращать валютную выручку. Дополнительный вклад в обрушение внесли бегущие из украинского рынка европейские инвесторы и просто спекулятивный капитал, напуганные и отсутствием правил времен «покращення», и отсутствием хоть каких-то реформ, и российской угрозой. Ведь для того, чтобы выйти из Украины, вам нужно купить на сбрасываемые гривневые активы долларов или евро, а это оказывает сильное давление на рынок. В обрушении каждая из сторон извлекает свои выгоды. Партия мира показывает, что в условиях войны дна у гривны нет, и гривна может падать вечно, что надо перестать выпендриваться. Надо начать покупать российский газ и брать на украинское содержание боевиков на Донбассе. Партия войны зарабатывает деньги и пытается задушить и подставить друг друга. Премьер перекладывает ответственность на Президента и пытается при переформатировании правительства выторговать себе весь экономический блок, Президент пытается подставить Премьера и объяснить всем, что только скоординированные действия правительства и НБУ и КМУ могли укрепить гривну. В общем как всегда: верхи воюют, а страдает население.
Второй удар уже чисто российский. Это газовый удар, нанесенный в неожиданное время и неожиданными средствами. Редакцию сначала поставило в ступор желание «Газпрома» рисковать репутацией (хоть и изрядно подмоченной) добропорядочного поставщика ради вероятного получения лишних 100 миллионов долларов прибыли, что в масштабах «Газпрома» сущие копейки. Однако действия «Газпрома» глубже, чем кажется на первый взгляд. Причина этих действий – совсем не денежный интерес.
Россия очень долго создавала «трубопроводные войска», однако в результате конфликта с Украиной у многих в РФ и в Европе сложилось мнение, что это оружие нельзя использовать. Потому что полностью перекрыть поставки газа в Европу РФ не может, соответственно, «трубопроводные войска» аналог ядерного оружия. Это сверхоружие, но оружие сдерживания, а не оружие нападения. Однако, судя по всему, Кремлю удалось придумать, как использовать трубы для вторжения.
Смотрите, как это было сделано.
Текущее газовое соглашение заключалось не просто между Украиной и Россией, третьей стороной и гарантом выполнения являлась Европа. Европа здесь гарант, ну почти, как в Будапештском меморандуме гарантом были США. Вице-президент Еврокомиссии, комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер был одним из подписантов газового соглашения между Газпромом-Россией и Нафтогазом-Украиной. Подписывали документ в Брюсселе. Это действительно европейский документ, и его суть в обеспечении европейской энергетической безопасности.
Недавно «Газпром» решил напрямую поставлять газ в Д/ЛНР, и выписывать за это счета Украине. Причем, судя по инсайдам из ДНР, именно россияне были инициаторами и исполнителями отключения трубопроводов, находящихся на оккупированной территории от остальной украинской ГТС. То есть, мы были свидетелями российской спецоперации, прошедшей и в реальных полях Донбасса, и в украино-российском медиаполе.
Сложилась странная ситуация, когда глупость выбранной стратегии давления «Газпрома» на Украину была понятна всем, но с формальной точки зрения ситуация должна быть, тем не менее, объектом разбора в арбитраже. И потому «Нафтогаз» Украины не стал долго разбираться с «Газпромом», а сразу побежал жаловаться в Европу. Для чего всё, как оказалось, и делалось.
Всё время перед этим «Газпром» в Кремле берегли. «Газпром» не зашел на крымский шельф, который будет разрабатывать «Черноморнефтегаз» самостоятельно. Газпром не подставляли под санкции, да и эмбарго на российский газ в Европе слабо обсуждалось. Однако близится последний час, и Путин опять начинает поднимать ставки, теперь уже делая ход «Газпромом». Ход очень удачный, очень маленький шажок за красную линию. На полпальца. Путин по своей старой чекисткой традиции сделал полшага и смотрит, как Европа будет реагировать.
А Европе надо реагировать и реагировать максимально жестко. Никакой Стокгольмский арбитраж, длящийся годами, не является реакцией. С точки зрения России, передача дела в арбитраж – это отсутствие реакции, отсутствие действий. Это прецедент, который позволяет двигаться дальше.
Однако реагировать жестко Европа не хочет. И не будет с высокой долей вероятности. «Газпром» сейчас – это от 20% до 30 процентов поставок газа в ЕС по хорошим ценам. Это взятки политикам и зарплаты лоббистам. Это инфраструктурные проекты, это зарплаты сервиса и строителей, это огромный сегмент европейской экономики и европейского рынка сбыта высокотехнологичной продукции. Если ввести эмбарго на российский газ и любые контакты с «Газпромом» прямо сейчас, несмотря на то, что впереди лето, стагнирующая экономика ЕС получит очень мощный удар ниже ватерлинии. Это будет слишком дорого стоить Евросоюзу. А так как там люди думают о будущем и играют вдолгую, то «Газпрому» действительно нечего бояться.
А значит, механизм переноса красной линии Кремлем будет рабочим. Сейчас «Газпром» отмазывается, что на «левых» ГИС Прохоровка и Платово акты с украинской стороны подписывают сотрудники «Донбасстрансгаза», действующего филиала «Укртрансгаза». И это так и есть, причем сотрудникам «Донбасстрансгаза» – авторы больше, чем уверены в этом – зарплату платит Украина. Де-юре это представители Украины. То есть, формальный зазор для того, чтобы Европа ничего не заметила и действовала в рамках арбитража, есть. Если Европа закроет глаза, то завтра мы увидим налаживание прямой логистики РЖД через сепаратный контракт с отдельным субъектом хозяйствования – Донецкой железной дорогой. И там будут сотрудники, которым Украина до сих пор платит зарплату, и они подпишут любые документы, которые попросит подписать РЖД. И так будет во всех сферах экономики, промышленности и транспорта, необходимых для существования непризнанного анклава.
Такова плата за сохранение иллюзии о дипломатическом решении конфликта с Россией.
А потом всё то же самое начнут обкатывать в Крыму, потому что прецедент уже будет. Данная тактика аналогична использованию тактического ядерного оружия. Оно как бы ядерное, но как бы тактическое при том. Маленький шаг большого сапога на запретную территорию. И как вы будете реагировать? Пойдёте на обмен ударами?
Всем понятно, что Европа газовых фортелей на самом деле не простит, что всё это «Газпрому», Путину и России припомнят. Но это и есть различие в подходах к игре.
Европа и США ждут ввода в строй терминалов СПГ для американского газа в 2016-17 годах. То есть, ждут хоть какой-то замены российскому газу для того, чтобы была возможность предпринять хоть какие-то действия без существенного урона для экономики. Европа вынуждена ждать.
США при долгой игре будет использовать идиотизм «Газпрома» для организации окончательного разрыва между ЕС и РФ. У Европы больше не выйдет быть и умной, и красивой, придется выбирать – и выбор этот будет очевидным.
Причем, если действия Европы на коротком этапе прогнозируемы на 99% – Европа не будет делать ничего – то действия США на коротком этапе не прогнозируемы вообще. Какова будет реакция американского истеблишмента в условиях, когда можно выиграть Европу и проиграть Украину, совершенно не ясно.
Почему проиграть Украину? Потому что такой ход будет более чем показательным для украинского политикума. Эти полшага покажут всем, что Фирташ или Левочкин снова в игре, а Украина возвращается в российскую газовую, а может следом и в политическую орбиту. Газ – это деньги, а деньги делают политику.
Понятно, что приз в виде Украины ничего не дает РФ, но это незаметно в игре на короткой дистанции. России на это плевать, у нее ближайшая задача обеспечить политическое выживание двух анклавов до следующей зимы, обеспечить их экономическую легализацию, и завершить их перевод в статус Приднестровья.
Так что Украине платить за лишний газ не придется, но и не в этом смысл игры. Блестящий ход Кремля, если думать на пару месяцев, и абсолютно самоубийственный – если думать хотя бы на пару лет.
Какой путь выхода из создавшего кризиса выберут внутриукраинские игроки неизвестно. Более того, могут ли все еще эти игроки влиять на ситуацию в Украине, тоже является большим вопросом. Как, впрочем, является вопросом, могут ли еще внешние игроки влиять на ситуацию в Украине, или обрушение уже стало неуправляемым. Стратегия, конечно, всегда побеждает тактику, но какой ценой?
Тактика Путина сильно напоминают тактику Наполеона: вместо сложных стратегических комбинаций с фланговыми охватами вражеских сил – короткий фронтальный удар прямо в центр вражеского построения и перемалывание вражеских сил по частям. Как мы помним, череда блестящих тактических побед довела Наполеона до стратегического разгрома. Цену тоже все помнят.
И последнее.
Готовность использовать «Газпром» в качестве рычага говорит о том, что политическое руководство России находится на краю. Если внезапно Европа ответит жестко, и начнет закручивать гайки «Газпрому» – то из доступных средств воздействия у Кремля останется только ядерная Царь-кнопка. Потому что перспективы полномасштабного военного вторжения в Украину не так радужны, как привыкло вещать российское телевидение, и в Кремле об этом знают.
А значит, всё будет плохо, потом еще хуже, потом ужасно, а потом мы привыкнем. Мужайтесь.
Антон Швец и Дмитрий Подтуркин
Journal information