Оригинал взят у jakobin1793
...которая Мьянма. На границе с Китаем в провинции Шан завелись повстанцы-ополченцы из числа местных этнических китайцев и ведут бои с правительственной армией. Ополченцы снабжаются из Китая оружием и боеприпасами. Бирманская армия использует артиллерию и авиацию, причем криворуко: разбомбили по ошибке китайскую территорию и убили там нескольких крестьян. Китайская общественность в ярости и требует поддержать Новочайнию военной силой, китайские войска стягиваются к границе.
Ситуация на северо-востоке Мьянмы окончательно перестала быть внутренним конфликтом, и в последние дни становится очевидным, что Китаю не избежать участия в нем.
Если еще месяц назад основным театром военных действий был штат Качин, то теперь война пришла в автономную область Коканг, населенную этническими китайцами.
Резко возросла интенсивность конфликта — от отдельных стычек и авиаударов он перешел к настоящим боям. 12-го февраля, на День Федерации, правительственная армия потеряла 47 человек убитыми и более семидесяти ранеными. На днях Минобороны Мьянмы заявило о 130 погибших.
Коканг — автономный район бирманского штата Шан, населенный китайцами, в котором только в начале 2010-х гг. правительству удалось закончить многолетнюю гражданскую войну, и несложно заметить, что ее возобновление совпало со сменой внешнеполитического курса Мьянмы. По сообщению СМИ КНР здесь проживает 140 тыс. этнических китайцев и около 300 тыс. нацменьшинств (качин, монпа, баи и др.), которые также проживают в сопредельной с Мьянмой провинции Юньнань. Территория Коканга входила в состав империи Цин, а нацменьшинства севера Мьянмы имеют многотысячелетнюю историю связей с Китаем. Ханьцы появились здесь около 150 лет назад, как раз во время Цин, а затем эти земли захватили британцы, которые присоединили их к своей колонии Бирма. В годы Второй мировой войны китайская армия воевала здесь против японцев и более 2 тыс. солдат отдали свои жизни. Таким образом, кокангский вопрос имеет длительную историю.
В 1894 г. на английских картах территория Коканга также отмечалась как китайская. В апреле 1948 г. после провозглашения независимости Мьянмы, Коканг был объявлен автономией, а проживавшие там китайцы объявлены «народом Коканга». Район стал полунезависимым, однако его население не имело ряда политических прав и экономических свобод, которыми обладало остальное население Мьянмы. Как следствие, регион стал тесно в культурном и экономическом отношениях интегрирован с Китаем, вплоть до того, что здесь работают операторы связи из КНР. Праздники и обычаи здесь также распространены те, что характерны для остальных ханьцев. Поэтому, отмечает пресса, Коканг, юридически являясь территорией Мьянмы, может называться китайской землей.
Рассматриваемые районы входят в так называемый «Золотой треугольник», а их население, действительно, активно занимается нелегальным бизнесом, в том числе, и производством опиатов. Местные нацменьшинства (заметим, что и в Юньнани тоже) зачастую подчиняются центральным властям лишь условно. Таким образом, этот район очень сложен в этническом и геополитическом отношениях. Например, 9-го февраля в Мьянму вернулся бывший руководитель китайской автономии Коканг Пэн Цишань, который в 2009 г. был обвинен местными властями в пособничестве наркобизнесу и изгнан из страны, после чего нашел убежище в Китае.
В нынешнем конфликте сводки о потерях зачастую неполны и противоречивы (особенно со стороны антиправительственных сил, не имеющих даже единого командования), но ряд фактов свидетельствует о том, что Вооруженным силам Мьянмы уже не под силу в одиночку затушить разгорающийся пожар войны.
По данным агентства «Синьхуа», в автономном районе введено чрезвычайное положения на срок 90 дней, а вся полнота власти передана армии. Проблеме Коканга была посвящена встреча министров иностранных дел двух стран, причем на этом фоне министр информации Мьянмы заявил, будто часть группировок повстанцев действует с территории китайской провинции Юньнань.
Вместе с тем, от конфликта на территории КНР уже укрывается около 30 тыс. беженцев, а также как минимум один раз территория Китая обстреливалась со стороны Мьянмы.
Вместе с тем, поддержка кокангских ополченцев окончательно рассорит Китай и Мьянму, которые еще недавно были стратегическими партнерами. В связи с обострением внутриполитической ситуации, возникшим у южного соседа, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян уже выбрал маршрут Нового Шёлкового пути через Лаос и Таиланд, а проект железной дороги из Юньнани к портам южной Мьянмы повис в воздухе.
Следует ждать новых JE SUIS.
Journal information