Говорить о сложных вещах, не упрощая их, практически невозможно.
В одной стране географы приобрели настолько большое влияние, что им предоставили возможность сделать самую подробную в мире географическую карту. По размеру она была равна всей стране и совпадала с ней во всех деталях.
Пользы от этой карты не было никакой.
Разве не приводит экстраполяция тенденции улучшения карты с ростом ее бесполезности к весьма забавным последствиям? Разве не этим занимается наш мозг?
На подсознательном уровне мозг ведет себя как идеальный байесовский наблюдатель, фактически стремясь расширить свою карту-модель мира до максимально доступных (и необходимых) ему размеров. Сознание же, напротив, ведет себя как неидеальный байесовский наблюдатель, потому что карты больших размеров этому энергоемкому процессу не по зубам. Что в итоге получается?
А получается то, что гарантированные сознанием прорехи в адекватности описания мира становятся для него "слепыми пятнами", иначе процесс сознательного внутреннего отражения стал бы невозможным из-за паразитных реккурентных процессов.
Самой значимый результат слепого пятна сознания - дихотомия мира, в котором главную роль играет модель "Я", защищенная от самореференции механизмом слепого пятна
Journal information