evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Универмаги эпохи модерна. Часть вторая.

Оригинал взят у vita_colorata


Универмаги эпохи модерна. Часть №1


Дом Зингера повлиял на образ торгового дома Петербурга. Эффектная композиция с башней на углу использовалась в дальнейшем другими архитекторами, хотя, как мы видели в Хельсинки она уже была применена.


Акционерная компания Зингера была преуспевающей и имела торговые дома по всему миру. Хозяин фирмы при проектировании своего торгового дома в Петербурге поставил два условия: дом должен был быть небоскребом и в нем должны были быть лифты. К счастью, архитектор Павел Сюзор уговорил сделать еще и лестницы, потому что, как известно: лифт - символ прогресса, но где вы видели, чтобы ломались лестницы ?  С небоскребом было еще сложнее, построить офис как в Нью-Йорке было нереально из-за высотного регламента . В соответствии с императорским указом  предельная высота жилых частных зданий определялась в 11 саженей, что равнялось 23.47 метров. Альтернативный участок в Лахте никто не предложил и Зингер, раздосадованный, даже хотел отказаться от строительства здания в Петербурге, однако архитектор нашел копромисс: он построил здание в 6 этажей, но мансарда и, главное, башня, делали его зрительно выше прочей застройки. Башня к тому же была стеклянной и зрительно легкой и невесомой.



На самом деле, когда ты попадаешь на крышу дома и особенно в стеклянный глобус, то понимаешь, насколько ты находишься выше. Посещение чердака дома Зингера удивляет еще двумя вещами: предельной продуманностью коммуникаций и их эстетичностью. Признаться, я видела до этого только  запыленные чердаки с трубами, обмотанными рваными тряпками и черт те чем, тут же было ощущение, что попала на подводную лодку. Винты, заклепки, все сделано на века и подогнано так, что должно служить верно. Во дворе сделаны специальные снегосборники на водосточных трубах, кроме того крыша очищалась от снега при помощи пара. Лестница , ведущая в шар с кружевными  чугунными ступенями, так красива (хотя туда поднимался только обслуживающий персонал), что понимаешь суть эпохи модерна: эстетично должно быть всё !
Итак за два года с 1902 по 1904, здание выросло, вознесся стеклянный купол диаметром в 2.8 метра, который усердно поддерживают две дамы, символизирующие мореплавание. Шар - символ дома Зингера, напоминал о мировом размахе фирмы.



Поскольку здание строилось в разгар моды на модерн, то оно стало ярким образцом стиля. Как мы увидим ниже, Дом Зингера скорее похож на французские универмаги времени модерна, чем на американские небоскребы.



Здесь применен впервые в России металлический каркас в виде конструкций, но фасад пока облицован камнем и богато декорирован. Растительные мотивы прослеживаются в орнаменте из кованой бронзы, фасад украшен масками и скульптурой А.Г. Адамсона и Л. А. Обера.

















Символические скульптуры "Прогресс" и "Швейная промышленность" в виде валькирий держат в руках одна- веретено и швейную машинку,



а другая - гарпун.





Позднее появился на куполе американский орел, это случилось, когда нижний этаж был сдан под консульство США.



Композицию с башней на углу выбрали архитекторы еще для двух торговых домов Петербурга.
Бывший торговый дом Гвардейского экономического общества, заложен в 1908, архитекторы Эрнест Виррих и Степан Кричинский при участии  Н. Васильева, И. Падлевского, Б. Боткина. На здание был изначально объявлен конкурс, в котором участвовали 25 авторов, Виррих занял четвертое место. Комиссия во главе с Отто Вагнером, отцом венского Сецессиона, не приняла окончательного решения и Вирриху было поручено создать нечто на основе лучшего из проектов. Здание получилось суховатым, но гармонично прорисованным, у него хорошие членения фасада, легкие отсылки к питерскому классицизму, этот стиль, так хорошо представленный в городе часто "поправлял" следующие проектные решения и влияет до сих пор. Шпиль был украшен восьмиконечной звездой, в советские годы замененной на пятиконечную, а в ходе реконструкции снова на изначальную.



Открытие дома случилось 7 декабря 1909, здание было построено в короткие сроки, за 8 месяцев. При строительстве был применен железобетон, тогда это было новаторским решением.

DSCN9360.JPG

Декор на стенах в виде знамен и шапки и посоха Гермеса отражает как предназначение здания, так и профессию заказчика.

027.JPG

Украшением здания является просторный и светлый атриум. Здание строилось в два захода, первой очереди явно не хватило для размаха торговой деятельности Гвардейского общества и позднее был пристроен второй такой же зал.

DSCN9157.JPG

Дом "С. Эсдерс и К. Схефальс»на набережной Мойки, угол Гороховой. Бельгийский предприниматель и его племянник владели европейской торговой сетью. Универмаг, открылся в 1907 году и назывался "У Красного моста". Сам управляющий Карл Сфехальс жил на верхнем этаже.Помимо всего в здании размещались швейные мастерские, основатель дома начинал свою деятельность с швейной фабрики.
Построено оно было по проекту архитекторов К. Н. де Рошефора и В. А. Липского.
С самого начала это был полноценный универмаг, где под одной крышей можно было купить все, и одежду и обувь и галантерею.
И в те времена и по сей день, его внешний вид, конечно же, выделяет его среди своих соседей.
Стеклянный купол с угловой башенкой, металлический каркас, и почти целиком стеклянные стены. В те годы, этот стиль со стеклянными стенами назывался "чикагским".



Фотография Карла Буллы 1910 года



 Конечно же, угадывается сходство со знаменитым домом Зингера, что на Невском, но здесь получилось менее пышное сооружение, почти без позолоты и с меньшем количеством лепнины.











Для сравнения: парижский магазин Эсдерса.



Магазин в Лионе.



Итак, напоследок немного парижского. Пройдемся по улице Реомюр. Промышленные здания здесь совсем не скучны, они прекрасно построены, камень здесь уступает дорогу стеклу и металлу. Мягкие кривые линии сглаживают прямизну. Так же, как у Эсдерса производство могло сочетаться с "шоу-румом" на первых этажах. Череда этих прекрасных зданий украшает 2 и 3 аррондисманы Парижа.















Оформление парижских витрин в стиле арт нуво.








Tags: Архитектура
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments