
Питерский человек, да и не питерский, а бывавший в Петергофе сразу признает что-то до боли знакомое в пейзаже садов виллы. И, действительно, Петр Первый именно их имел как образец, когда задумал сделать Петергофский парк с фонтанами и большим каскадом. Тиволи итак обладает природными каскадами ручьев, срывающихся с гор, но мастерство ландшафтного архитектора создало удивительной красоты картину.
Парк велик, в нем также, как в Петергофе использован природный перепад рельефа, благодаря чему дворец стоит на возвышении, а парк простирается под ним. Если вспомнить творения Ленотра во Франции, парк Вольвиконт и парк Версаля, про которые я когда-то рассказывала, то там делался специально насыпной холм, чтобы от дворца был красивый вид на парк. Однако те сады создавались почти сто лет спустя, итальянские сады времен Ренессанса стали прообразом для французских. На плане парка легко заметить приемы классического французского парка, которые использовал Ленотр: подстриженные деревья, боскеты- живые изгороди, лабиринты для развлечения, большой пруд со скульптурой посередине и сама идея украшать скульптурой сад, жесткая схема планировки сада с "гусиными лапами" - несколькими дорожками , выходящими из одного места.
В планировке сада и расстановке фигур был заложен аллегорический смысл: в центре размещались фигуры Геракла, мифического прародителя рода д,Эсте и Ипполита - святого покровителя владельца и символа целомудрия. Статуй Геркулеса поставлена на перекрестке между крутой тропинкой к "Добродетели", которую олицетворял Грот Дианы, и пологой тропинкой к "Наслаждению и Пороку" ( Грот Венеры).

Наверху можно заметить фонтан дель Биккьероне ( большая рюмка), созданный Джан Лоренцо Бернини спустя сто лет после закладки парка.




Россиянин, возможно, скажет: " У нас-то побогаче ! Все скульптуры золотые !" Конечно, Россия была богатая страна с золотыми приисками, могла позволить себе золотить купола и статуи в царских парках. И золото в пасмурный питерский день, коих много, в Петергофе изрядно украшает пейзаж. В Италии же при изобилии солнца, хорошо и без золота. Старинная патина на камне выглядит благородно.
В сложной композиции фонтана "Рометта" можно увидеть статую богини Победы, римскую волчицу, вскармливающую Ромула и Рема, имитации Пантеона и Колизея.



Аллея ста фонтанов. Ни одна маска не повторяется.












Фонтан гидравлического органа. Знаменит этот фонтан своим уникальным звучанием: струи воды, попадая в металлические трубочки, производят удивительную мелодию










Рыбные пруды.









Многогрудая Диана Эфесская символизирует плодородие Природы.










Сады виллы вдохновляли многих художников, их неоднократно рисовал Фрагонар.



Карл Блехен

Остроумова-Лебедева.

Journal information