evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Мысль об эволюции и инволюции, лежащая в основе тайных обществ

Оригинал взят у philologist


Бескорыстные дела лежат в основании бессмертия: последнее является отражением бескорыстных деяний во внешнем мире. Когда кто-нибудь бескорыстно дарит другому один пфенниг, то и это есть действие, которое надо воспринимать так же. Однако, в бессмертие переходит всего лишь столько, сколько бескорыстия содержится в этом.

Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. Часть №1
Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. Часть №2
Рудольф Штайнер. Основные элементы эзотерики. Часть №3

Рудольф Штайнер. Часть №4

МЫСЛЬ ОБ ЭВОЛЮЦИИ И ИНВОЛЮЦИИ, ЛЕЖАЩАЯ В ОСНОВЕ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ

Берлин, 23 декабря 1904

До сих пор в ряде лекций я говорил о тайных школах, тайных объединениях, и теперь мне кажется правильным закончить весь этот цикл лекций о тайноведческих объединениях, прежде, чем перейти к чему-то другому. Через восемь дней я буду говорить о значении тех праздничных Дней, которые в церковном году примыкают к Рождеству, – прежде всего, о примыкающем к менее значительному празднику Нового года празднике Эпифании. Итак, я буду говорить о праздниках, которые связаны с Рождеством. Так что сегодня я прочту заключительную лекцию.




Вы можете поставить вопрос: в чем состоит более глубокое значение таких тайноведческих объединений и в чем их цель в отношении мирового развития? Если я должен ответить на это, то ответ будет следующим: они связаны со всем образом того, как развиваются вообще существа, как прогрессируют они в мире. Если вы хотите развиваться, то вы знаете, что для этого нужны и имеются различные упражнения. Вы слышали о хатха-йоге, о раджа-йоге и других упражнениях; вы слышали о различных тайноведческих объединениях, которые самым различным образом посвящали своих членов, и т.д.

Могут сказать, что всего этого можно было бы достичь без таких тайных объединений. На это я могу ответить – и в течение часа вы убедитесь, что это так, – что без таких объединений нельзя обойтись в мире. Однако, невозможно в том стиле, в каком написан, например, манифест масонов, говорить публично.

К тому, что обыкновенно понимают под бессмертием, невозможно прийти без участия в тайных науках. Впрочем, результаты тайных наук различнейшим образом проникают в мир. В религиях содержится большая часть тайного знания, и все те, кто с внутренним участием живет в религиозной общине, участвуют в этом знании и подготавливают себя к тому, чтобы стать участниками полного бессмертия. Однако, это всё же нечто иное, нежели получить в конкретном переживании с полным сознанием знание этого бессмертия и чувство сопринадлежности духовному миру.



Вы все уже имели многие жизни; однако, не все имеют сознание того, что они жили столько-то раз. Этого сознания вы достигнете постепенно; оно зависит от того, проводят ли свою жизнь с полным сознанием. Смысл тайного знания состоит не в том, чтобы содействовать смутному продолжению жизни человека, а в том, чтобы сообщить ему в качестве познания ясную, исполненную сознанием жизнь в духе. А тут существует великий закон, а именно, закон, который говорит о том, от чего зависит продвижение сознания во всех будущих стадиях жизни. В развитие сознания вносит вклад всё то, что человек делает не только для себя самого, исключительно в целях достижения этого сознания. Это утверждение кажется парадоксальным: поддержанию сознания существа служит всё то, что это существо делает так, что оно не имеет в виду развития собственного сознания.

Представьте себе, к примеру, что строитель строит дом. Он строит этот дом не для себя, а ставит перед собой задачу: построить дом по причине, которая не имеет к нему самому никакого отношения. Вы знаете, что такое имеет место очень редко. Кажется, что очень многие люди работают не для себя; однако, в действительности они работают всё же для себя.

Возьмем адвоката. Выглядит так, будто он работает для своих клиентов. Часть его работы может быть и бескорыстной, но основной нерв дела состоит в получении жизненного содержания. Сколько в его делопроизводстве предназначено для его собственного жизненного содержания, столько неизбежно пропадает как духовное достижение. Напротив, всё то, что встраивается в объективность, что связывается с кем-то другим, способствует тому, чтобы сохранить в будущем развитии наше сознание.



А теперь возьмем масона. Первоначально они внушали людям: стройте здания, которые не приносят никакой материальной выгоды. Что до последнего времени еще остается от доброго старого масонства – это определенные благотворительные заведения. И теперь – после того, как тайное знание, живая укорененность в древней мудрости была утрачена ложами – в сохранившихся благотворительных учреждениях видна, хоть и пустая, но всё же по традиции еще присутствующая гуманность. Это ведь то, что было свойственно масонству: быть бескорыстно деятельным! То, что первоначально делало масонство, было таковым, что оно принуждало своих членов работать в служении человечеству, строить в объективном мире.

Теперь мы живем в рунде, которую можно назвать минеральной. И нашей задачей в ней является пронизать весь минеральный мир нашим собственным духом. Попытайтесь понять это. Вы строите дом. Вы берете камни из какой-либо каменоломни. Вы так обрабатываете их, что они вкладываются в постройку и т.д. Что вы соединяете с сырым материалом, который берете из минерального царства? Вы соединяете сырой материал с человеческим духом. Когда вы строите машину, то вы вкладываете ваш дух в машину. Отдельная машина, разрушаясь, превращается в пыль. От нее не остается никакого следа. Однако то, что она сделала, не пропадает без следа, но проникает вплоть до атомов. Каждый атом несет след вашего духа и будет продолжать нести этот след. Небезразлично, был ли определенный атом в какой-либо машине, или нет. Посредством того, что атом побывал в машине, атом изменился. И это изменение, которое вы внесли в атом таким образом, никогда не теряется для него. Далее, посредством того, что вы изменили атом, связали ваш дух с минеральным миром, вы на всеобщее сознание отпечатали непреходящий штемпель. Именно столько берем мы с собой в иной мир.



Следовательно, всякая тайная наука представляет собой познание того, как надо действовать помимо себя самого бескорыстно, чтобы в себе самом добиться наибольшего повышения сознания. Представьте себе, что те, кто имел ясное знание этого, были настолько бескорыстны, что они заботились о том, чтобы их имя не стало известным после них. Примером этого является "Немецкая теология". Никто не знает, кто ее написал. На ней лишь стоит: "Франкфуртец". Итак, он позаботился о том, чтобы его имя не было узнано. Он работал так, чтобы только вносить нечто в объективный мир, не заботясь о славе или сохранении своего имени. Чтобы сравнить это с другим, надо упомянуть и то, что, как правило, мастера не являются историческими личностями, они инкарнируют (инкорпорируют) иногда, когда нужно, в исторических личностях; однако это в определенной степени является жертвой. Сохранение имени уже есть деятельность для самого себя.

Это правило трудно понять. Однако, теперь вам ясно, почему масоны стремились как можно больше сделать в мире так, чтобы их дела были встроены в большие соборы, в общественные учреждения и организации или присутствовали в благотворительных заведениях. Ибо бескорыстные дела лежат в основании бессмертия: последнее является отражением бескорыстных деяний во внешнем мире. Когда кто-нибудь бескорыстно дарит другому один пфенниг, то и это есть действие, которое надо воспринимать так же. Однако, в бессмертие переходит всего лишь столько, сколько бескорыстия содержится в этом. И только малейшая часть поступка является бескорыстной. Если, например, кому-нибудь это дает чувство удовлетворения, то такое благодеяние может быть очень эгоистическим. Благодеяния часто побуждаются эгоистическими интересами. Когда бедняк, живущий рядом с нами, не имеет жаркого к Рождеству, и я чувствую потребность дать ему что-то, чтобы мне при моем обильном столе чувствовать себя оправданным, то это является именно эгоистическим.



В средневековье о многих соборах и картинах было невозможно сказать, кто построил или нарисовал их. Только в нашей подрасе начинают придавать такое большое значение отдельному человеческому имени. В более ранние времена придавали меньшее значение отдельным человеческим именам. Времена были еще спиритуальными. А спиритуальность направлена на действительность, тогда как наше время направлено на видимость, желая сохранить непосредственно временное.

Этим я хочу вам только показать, о чем шла речь в таких тайных обществах. Дело касалось того, чтобы совершенно выключить себя, насколько являешься личностью, и тому, что делаешь, дать изживаться в действии. Теперь вы узнаете ядро тайны. Дело гораздо меньше заключается в том, чтобы что-то сохранить в тайне; дело касается того, чтобы сохранить в тайне свое участие. Тем, что кто-либо сохраняет в тайне свое участие, он обеспечивает себе бессмертие. Так что правило ясно и понятно: сколько ты сам вкладываешь в мир, столько сознания мир тебе возвращает. Это связано с величайшими мировыми законами.

У всех вас имеется душа и у всех вас имеется дух. Эта душа и этот дух призваны подняться к высочайшим ступеням совершенства. Вы существовали прежде, чем существовало ваше физическое тело; да, вы существовали прежде, чем получили первую физическую инкарнацию. В физической инкарнации вы были из предшествующих рас только начиная с гиперборейской и полярной расы. До того же вы были чисто душевными существами. И как душевные существа вы были частью мировой души, а как духи вы были частью мирового духа. Мировой дух и мировая душа простирались вокруг вас, как теперь простирается природа. Так же, как теперь вас окружает минеральный, растительный, животный мир, так вас окружал душевный и духовный мир. И что тогда было вовне, то теперь является вашей душой: вы сделали внутренним то, что первоначально было внешним. То, что сегодня является вашим внутренним, некогда простиралось вовне. Но теперь это стало вашей внутренней душой. И некогда так простирался и дух. И то, что теперь окружает вас, станет вашей внутренней жизнью. То, что сегодня является минеральным царством, это вы втянете в себя, и оно станет вашим внутренним. С тем, что вас окружает в природе, вы явитесь, как с вашим внутренним.



Теперь вы поймете, как это связано с первым примером: вы строите церковь для других, не для себя. Вы можете вобрать в себя большой, красивый и великолепный мир, если вы делаете его большим, красивым и великолепным. Делать что-либо для своего высшего Я не является самостным, так как это делают не только лишь для себя. Эта высшая самость будет ведь соединена со всеми другими высшими самостями, так что это одновременно делается для всех.

Это то, что знали масоны. Масон знал, что когда он строил вместе с другими для одухотворения минерального, – а "строить" значит не что иное, как одухотворять минеральный мир, – то некогда это станет содержанием его души. Это значительно: некогда Бог создал для нас природу, которая нас окружает в качестве минеральной, растительной и животной. Это мы принимаем. Мы ничего не можем поделать с тем, что она тут, мы можем только присвоить ее. Однако, то, что мы сами изготовляем в мире, является тем, что через нас самих будет представлять наше будущее бытие.

Мы воспринимаем мир как таковой; то, что мы делаем из него, тем мы будем в будущем. Что мы делаем из растительного мира – этим мы также будем в будущем. Так же обстоит дело с животным миром, и так же – с человеческим миром. Если вы основываете благотворительное заведение или как-то участвуете в нем, то вы будете тем, что вы вносите в него. Если же человек не делает ничего, что он мог бы таким образом вновь вобрать извне в свою душу, то она остается пустой. Поэтому в человечестве должна существовать возможность, как можно больше одухотворить три или четыре царства природы – ибо и человек относится сюда. Это и было задачей всех тайных общества всех времен: внести дух во внешний мир.



Вы понимаете, что это должно быть так. Возьмем ребенка, который начинает учиться читать и писать. Сначала ребенок окружен пособиями. Сегодня ребенок начинает учиться читать. В нем еще ничего нет, но всё же учитель, букварь и всё другое тут. Затем дело продвигается до тех пор, пока всё, что было вовне, не войдет в ребенка. И ребенок получает способность читать. Так же обстоит дело и с природой. То, что в природе простирается вокруг нас, позже мы будем иметь в себе. Мы являемся душами, происходим из мировой души, и ее, когда она простиралась вокруг нас, вобрали в себя. И дух был втянут вовнутрь таким образом, и природа будет так же втянута вовнутрь, чтобы остаться в нас в качестве действующей способности.

В этом состоит великая мысль, лежащая в основе тайных обществ: всякий прогресс покоится на инволюции и эволюции. Инволюция есть втягивание, эволюция – отдача. Между ними изменяются все мировые состояния. Теперь вы вдыхаете природу, когда вы видите, слышите, обоняете, ощущаете вкус. То, что вы видите, не проходит для вас бесследно. Глаз разрушается, предмет разрушается; однако то, что вы увидели, остается. Теперь вы поймете, что в определенные времена может возникнуть необходимость, чтобы существовало понимание таких вещей. Мы идем навстречу времени, в котором, как я недавно указывал, понимание дойдет вплоть до атома. Поймут – также и в популярном воззрении, – что атом является свернувшимся электричеством. Сама мысль имеет ту же самую субстанцию.



Действительно, еще до конца пятой подрасы придут к тому, чтобы действовать вплоть до атома. Как только смогут понять родство субстанциональности между мыслью и атомом, тогда вскоре поймут и то, как воздействовать внутрь атома. И тогда уже ничего не будет закрыто для определенных способов воздействия: я буду стоять тут и смогу незаметно нажать на кнопку в моем кармане, чтобы далеко, скажем в Гамбурге, взорвать определенный предмет, – так же, как сегодня вы можете телеграфировать беспроволочным телеграфом, производя тут волновое движение, которое в другом месте определенным образом может быть проявлено. Это сможет наступить в тот момент, когда в практическую жизнь будет введена оккультная истина, что мысль и атом состоят из одной и той же субстанции.

Невозможно представить себе, что могло бы произойти в таком случае, если человечество тогда не достигло бы бескорыстия. Только через достижение бескорыстия будет возможно удержать человечество на краю гибели. Гибель нашей современной коренной расы будет вызвана недостатком моральности. Лемурийская раса погибла в огне, атлантическая – в воде; наша погибнет через войну всех против всех, через зло, через борьбу людей друг с другом. Люди сами истребят друг друга во взаимной войне. И это будет прискорбно – более прискорбно, чем другие виды гибели, – ибо люди сами будут нести вину за это.

Маленькая горсточка спасется и перейдет в шестую коренную расу. Эта маленькая горсточка разовьется до полного бескорыстия. Другие всю свою изощренность употребят на перерабатывание и употребление в собственных целях физически-природных сил, однако без того, чтобы достичь нужной степени бескорыстия. Они развяжут войну всех против всех, и это ляжет в основу гибели нашей коренной расы. А именно, в седьмой подрасе эта война всех против всех разразится самым ужасным образом. Могучие, мощные силы изойдут из открытий, которые весь земной шар превратят в некий вид самофункционирующего электрического аппарата. Неким способом, о котором нельзя говорить, будет защищена маленькая горстка. Теперь вы еще ясней, чем после нашей прошлой беседы, можете представить себе, почему ведутся поиски хорошей формы, как приходит масонство к сознанию, что нужно вести строительство, в котором проявляется бескорыстие? Маленькой горсточке нового человечества легче перейти в будущее с добрыми старыми формами, чем спастись из хаоса.



Сегодня легко насмехаться над пустыми формами, однако они имеют большое значение. Они соответствуют структуре нашего развития. Обдумайте следующее: мы находимся в пятой подрасе пятой коренной расы. Затем идут семь подрас шестой коренной расы и семь подрас седьмой коренной расы. Это составляет шестнадцать ступеней будущего развития. Эти шестнадцать ступеней людям еще предстоит пройти. Тот, кто узнает еще кое-что о тех состояниях, которые тут возможны, является посвященным определенной степени. Степени (посвящения) определенным образом соответствуют тайнам будущих рас.

На нашем глобе вы имеете семь коренных рас, и каждая коренная раса имеет семь подрас. Это составляет 49 состояний. На следующем глобе вы опять имеете 49 состояний. Так, вы получаете для исследования тайн последующих фаз развития определенные ступени. Первоначально высокие степени масонства были не чем иным, как выражением для каждой из будущих ступеней развития человечества. В масонстве действительно дано нечто прекрасное, а именно то, что тот, кто достигал определенной степени, знал, как он должен поставить себя в будущем, чтобы быть своего рода пионером. Он также знал, что тот, кто имел более высокие степени, может сделать больше. Так что это распределение по степеням можно было осуществить правильным образом, ибо оно соответствует фактам.

Итак, если бы стало возможным влить в эти формы новое содержание с новым знанием, это было бы очень хорошо. Тогда масонство было бы вновь пронизано действительным духом. Содержание и форма составляют целое. Но сегодня дело обстоит так, как я говорил: степени существуют, однако в действительности никто не достигал их. И всё же они существуют не напрасно. В будущем они будут вновь оживлены.



Пятая подраса является чисто рассудочной расой, расой эгоизма. Рассудок является наиболее эгоистическим, и рассудок является основным отличительным признаком нашей подрасы. Мы должны через рассудок подняться к спиритуальности, которая была раньше…

Итак, тайной тайн является то, чтобы человек умел сохранять в тайне свое эго, чтобы решающим он считал не свое эго, а свои деяния. Его деяния и преодоление эго через деяния является собственно тайной тайн. Эго должно оставаться тайным в деле. Это относится к первой степени: устранение эго из текущей кармы. То, что в виде кармы возвращается к эго, посредством этого погашается кармой. Нация, раса, род, положение, религиозное исповедание – это всё вещи, которые работают на человеческом эгоизме. Только, когда человек преодолеет все эти вещи, сможет он стать свободным от эгоизма.

В астральном теле вы можете указать на совершенно определенный цвет для каждой нации, для каждой расы, для каждой эпохи. Всюду вы находите основной цвет, который человек имеет, как член этого деления, этой дифференциации. В первую очередь, надо снять его. Теософское общество работает над выравниванием цветов в астральных телах своих членов. Они должны стать одноцветными, – одноцветными в отношении этого основного цвета. Этот основной цвет образует определенное вещество…

Для установления этого выравнивания будут происходить действительно кровавые войны, затем – такие, которые будут проходить как народно-хозяйственные войны, как войны против эксплуатации, как денежные и индустриальные предприятия, как потрясения, причем всё больше и больше действительно смогут, посредством определенных приспособлений, привести в движение человеческие массы, чтобы просто принуждать их. Отдельные лица получат всё большую и большую власть над человеческими массами. Ибо ход развития идет не к тому, чтобы мы становились более демократичными, а к тому, чтобы мы становились жестко аристократичными, причем, отдельный человек будет получать всё большую власть. Если тут не будет иметь места облагораживание нравов, то это приведет к жесточайшим вещам. И это придет так же, как водная катастрофа пришла для атлантов.

Tags: Мироустройство, Мнение, Человеческий мир
Subscribe
promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments