В продолжение темы Третья промышленная революция
Успехи аддитивных технологий ставят на повестку дня стоит вопрос о смене «производственной парадигмы» в обрабатывающей промышленности»: вместо традиционного или «субтрактивного» производственного процесса будет использоваться «аддитивное производство».
«Субтрактивное» производство обречено потерять свои конкурентные преимущества, связанные с дроблением производственного процесса на все более мелкие стадии и ростом производительности труда за счет специализации применяемых труда и машин.
Новая философия производственного процесса, аддитивное производство, построена на иных фундаментальных принципах. Она концентрирует и материализирует интеллектуальный ресурс в ключевых областях – сам 3D принтер с программным обеспечением плюс расходные материалы к нему – и делает ненужными всю прочую производственную инфраструктуру, разросшуюся за счет углубления разделения труда.
Существующая индустриальная модель базируется на крупномасштабных производственных предприятиях, которые связаны глобальными цепочками поставок по всему миру. 3-D технологии изменяют лицо совместного дизайна и производственного процесса, сокращает время доставки продукции до потребителей, ведет к массовой персонализации производства.
3-D принтинг заменяют целую философию тандема «дизайн-производство». Существующая отживающая система базируется на подходе «локальный дизайн – глобальное производство». Идеологи уже обанкротившейся концепции постиндустриальной экономики любили указывать, что развитые страны удерживают на своей территории наиболее наукоемкие виды деятельности – НИОКР, дизайн, управление логистикой и пр. – а собственно производство, как второсортный вид деятельности, могут диссипировать по развивающимся странам, в зависимости от цен на рабочую силу, энергию и прочие компоненты инвестиционного климата. Крупнейшие транснациональные корпорации добивались таким образом сокращения удельных издержек на производство, продолжая извлекать эффект масштаба и паразитируя на своем превосходстве в области маркетинга и управления сложноорганизованным производством с высокой степенью разделения труда.
Новая производственная парадигма, провозвестником которой является 3-D революция, разрушает всю многовековую империю «эффекта масштаба», вытесняет грандиозную систему углубления разделения труда как основу конкурентоспособности производственной деятельности. 3-D принтинг формирует новую парадигму – «глобальный дизайн – локальное производство», которая, на наш взгляд, более глубоко отражает суть интеллектуального подхода к производственной деятельности. «Глобализация дизайна» за счет развития инфокоммуникационных технологий позволяет задействовать креативный потенциал миллионов людей в плане разработки новых изделий с максимально кастомизированным дизайном в соответствии с дифференцированными потребностями потребителей в разных регионах мира. Производство же перестает быть сложнейшей управленческой системой, основанной на длинной технологической и логистической цепочке поставщиков и потребителей промежуточной продукции.
Важно отметить, что кастомизация и возрождающаяся культура производства малыми сериями под конкретный заказ приведут к исчезновению проблемы перепроизводства и последующей порчи (естественной или сознательной) произведенной продукции.
3-D принтеры могут разрушить старую модель за счет скорости и снижения издержек. Товары будут производиться под индивидуальные заказы в локализованных производственных хабах. Радикально меняется система цепочек поставок. Теперь самый дальний поставщик компании-производителя может располагаться на другом конце города, а не на другой стороне планеты, чем так гордится сейчас отживающая философия «субтрактивного» производства.
По словам Хью Эванса из компании 3D Systems «С 3-D принтингом любой человек где угодно сможет проектировать дизайн продукта, который будет произведен вблизи того рынка, где существует спрос». Показательно, что статья в журнале с его интервью называется «3-D принтинг – это как иметь под рукой целый Китай в вашем гараже».
3-D технологии обладают несметным потенциалом с точки зрения возможностей крауд-сорсинга. Широкая публика будет вовлекаться в процесс конструирования и отбора вариантов новой продукции, голосуя за ту или иную 3-D модель. Для существующих цепочек поставок 3-D технологии могут предоставить конечным потребителям возможность участвовать в инновационном процессе. По мере того, как снизится стоимость принтеров, а их возможности станут более понятны публике, они смогут стимулировать долгожданное предпринимательство в обрабатывающей промышленности.
Со временем, сфера производства товаров будет заселена небольшими предприимчивыми конкурентами. Малые гибкие производства будут специализироваться на отдельных аспектах разработки новой продукции в русле 3-D технологий.
Используя возможности гибкого дизайна, 3-D технологии получат возможность распространять спиловер эффект от кластера к кластеру и тем самым, содействовать развитию новых кластеров.
Это не просто модернизация, это новое промышленное будущее!
Источник
Как пример: Робот-строитель 3D
Journal information