evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Categories:

Невозможные цвета

Оригинал взят у ivanov_petrov


Мир цвета и его история - тема почти неизученная и очень сложная.
Считается, что такого предмета нет и не может быть - раз это субъективное качество, то - предмет иллюзий и мнений, игры случая. Однако оставим тех, кто не видит цвета, их судьбе - зато у нас есть неизученная реальность. Всё, что мы знаем - отдельные фрагменты, картина пока не складывается - тем более интересно угадать, чем это будет.

Можно сидеть и наблюдать, что происходит в неоткрытом мире цвета.




В этом "случайном" цветном мире есть запреты и есть "каждому понятные" вещи, и обычно к этому миру подходят со стороны моды.

Можно заметить, что невозможные сочетания цветов, те, которые нельзя носить вместе, меняются со временем даже внутри одного общества, одной цивилизации. Что говорить о разных - мы почти ничего об этом не знаем, а самая документированная история - европейская - показывает, как всё меняется. В Срeдние века самым обычным было сочетание красного с зеленым, и это было сочетание цветов близких и гармонирующих, слабо контрастных. Для нас это очень яркое, кричащее, дисгармоничное, смелое сочетание.



Для Средних веков сочетание желтого и зеленого было диким, сумасшедшим, обозначало нечто опасное, дьявольское и преступное. Для нас это сочетание сравнительно слабо контрастно. Для 18 века сине-зеленое сочетание было цветом дураков, то есть приличные люди замечали сильную контрастность сочетания, которое для людей другой (низкой) культуры было гармоничным и слабоконтрастным. Кстати, сейчас, похоже, цвет дураков перестал быть таковым - это стало слабоконтрастным сочетанием и ничего особенного о носителе не говорит.



Сложилось это так, что растительные красители - самые дешевые и доступные - давали блеклые голубые и зеленые оттенки, так что одежда крестьян на протяжении веков была блеклой сине-зеленой - и у более богатых и обладающих высокой культурой слоев общества возникло представление о цвете дураков.



Сейчас стали очень резкими, кажутся очень заметными оттенки фиолетового, лилового - их присутствие в одежде весьма значимо, а в Средние века это почти не отличалось от черного и не было особенно значимым.



В 13 веке стали приняты монохромные и приглушенные оттенки для приличного общества, а яркие цвета стали резать глаз как цыганщина и плохой вкус. Победила эта тенденция в 18 веке. Священникам запрещалось носить одежды ярких контрастных цветов, в полоску, шашечку, и вообще многоцветную одежду. Ныне яркие цвета вполне отвоевали себе место, хотя и на особых условиях - там много оттенков в подходе к яркому цвету, просто набор цветных лоскутов по-прежнему кажется диким и маркирующим опасно-непредсказуемые участки. Кажется, запрет на яркие лоскуты остался, хоть и ослаб. Крапчатый купальник можно, а пиджак нет.



Пожалуй, многоцветность и сейчас под запретом, хоть и не очень осознанном. Интересно, что многоцветность относится не к фигуре в целом, а к отдельной вещи. В Средние века можно было иметь тунику одного цвета, рубаху другого и плащ третьего, желтое с зеленым прикрывать красным плащом - и это было нормально, но сочетание тех же цветов, но ярких, в рамках одного предмета туалета - ужасно, это уже пестрота, лоскуты, дурной вкус и дьявольщина. И сейчас, кажется, малиновый пиджак - ну, сами понимаете, но вот малиновый в голубую полоску - уже совсем того.



В радуге в Средние века различали 4-5 цветов. Это был естественный опыт - кто же виноват, что сейчас опыт немного другой. Роджер Бэкон с большой наблюдательностью установил, что цветов - шесть: синий, зеленый, красный, серый, розовый и белый. Никто не перечислял цвета в последовательности, которую теперь называют "естественной" и "спектральной".
Цвета, конечно, брали из "культурной традиции", аристотелевская палитра была взята из сочинений Аристотеля и распространялась с 12 века: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный. Седьмой цвет - дополнительный, фиолетовый, но понимался он не как смесь красного и синего, а как серый - недочерный, ведь по-латыни он в это время назывался subniger.



Восхитительны перекрашивания символических фигур. Например, статуи девы Марии долгие века окрашивалсиь различно, одним цветом поверх другого. Вокруг тысячного года девы Марии были черными и темными, с 12 века стали красными, с 13 появились синие девы, с 17 в. - девы золотые, с 19 в. - белые, после принятия догмата о непорочном зачатии в 1854 г.



Интересно, что до 15 века зеленый не получают, смешивая желтый и синий. Получают из натуральных красителей, или обрабатывая синие красители, но - не смешивая. Смешение цветов - вообще подозрительная операция для многих культур. Желтый и синий были очень далекими цветами для людей, и представить себе их смесь было неприятно. Меж ними не было переходной зоны в сознании, и краски не смешивали. То же с фиолетовым: добавляли нечто к синей краске, но не смешивали синий с красным. Поэтому фиолетовый был цветом, близким к синему, то есть совсем не лиловым - оттенка красного в нем было мало.



Вроде бы синий цвет, синюю краску открыли египтяне, они начали употреблять разные оттенки синего в искусстве. У египтян синий был цветом загробного мира. В палеолите этот цвет отсутствует, как и зеленый. Все рисуют красным, желтым, черным, белым. В античное время синий не любили - для римлян это был цвет диких кельтов (у тех были синие узоры на теле - ну, видимо, не столько синие, сколько воспринимавшиеся как синие на фоне культуры, не знавшей синего). Голубой римлянам казался резким, темно-синий - пугающим, относящимся к смерти. Голубые глаза казались недостатком, как и сейчас светлые глаза для японцев - символическое обозначение человека подозрительно-нехорошего.



В Средние века о синем цвете почти не говорят, меж тем как красного видят несколько оттенков, желтого тож, и различают два белых (albus и candidus) и два черных (ater и niger). Черные расходятся на черный бедняков и черный аристократический - матовый и пыльный, блеклый черный считался одним цветом, мало похожим на другой - блестящим, ярким, насыщенным черным аристократов. Так что черный, в который были одеты крестьяне и монахи, и черный испанского королевского дома - это разные цвета.



Очень интересно отслеживать, как в культуре цвет переходит в другие качества. Есть культуры, где в первую очередь обращают внимание на влажность оттенка, а не на тон. Цвета делятся на сухие и мокрые - а уж чего там мокрое, красный, зеленый или черный - не ясно и не важно. Иногда цвет оценивается по фактуре - важна структура поверхности, гладкая или шершавая, а не сам цветовой тон. В геральдике красный, синий, черный, зеленый противопоставлялись желтому и белому - то есть это была пара цветов, фигура и фон, и нельзя было рисовать, скажем, синим или черным на красном - это "сливалось", только белым или желтым.



Тут я напомню, как разобрались с понятием инцеста и категориями родства антропологи - установлено, что исходить следует не из само собой разумеющихся наших объективных представлений, что чем является, а из реальных запретов в той или иной культуре. Тогда возникает верная картина, видны закономерности и изменения, производимые культурой. Так и с цветами - тут важно не то, что мы уверенно знаем, что темно-синее очень контрастно на светло-красном, а системы запретов, реально существовавшие, именно они указывают, что видели, не видели и как видели люди в прошедшие времена. Каждый такой запрет - в одежде, геральдической символике и пр. - указывает на определенную закономерность в мире цвета.



Экспансия синего начинается с 12 века, это такая французская мода, цивилизованная. С древнейших времен среди цветов царили красный, белый, черный, теперь же в главные выходит синий, вместо трех цветов их становится шесть (белый, красный, черный, синий, зеленый, желтый). Вместо основного двуцветия черный-красный теперь - красный-синий. Окончательно синий цвет воспрял с Реформацией. Это в то же время точка, когда определенно видно медленное падение желтого цвета, идущее веками.



В Риме желтый был цветом торжественным и сакральным, в Средние века - скорее простым и простонародным, а затем и вовсе почти запретным и презренным. Вместо желтого выходит золотой, теперь хороший желтый - это позолота, а прочие желтые - плохи. Любимым цветом синий стал в Европе в 19-20 веке. Интересно, что вслед за ним идет зеленый. В Средние века зеленый был серым - невидным цветом, фоновым, промежуточным, никаким. А в новейшие времена он вышел на твердое второе место среди любимых цветов (за ними белый и красный). Это - на Западе, в Японии не так, там на первом месте белый (30%), затем чёрный (25%) и красный (20%). Древняя гамма держит место.



Кстати, отдельная песня - трудность получения разных красителей, технологический аспект. Красный трудно закрепить, синий - легко. Синий нестоек, красный - весьма стоек. Одни цивилизации знают пурпур, другие теряют его. Технологии с одной стороны, символика с другой меняют места цветов относительно друг друга. Скажем, прежде зеленый был рядом с красным, а после открытия технологий смешения красок он стал располагаться между синим и желтым.



Интересно обратиться к самой трудной краске, к тем красителям, которые трудно изготавливать и фиксировать даже сегодня, не то что в древние века. Неожиданный цвет, надо сказать: самый трудный краситель - зеленый. При этом зеленый же - чуть не самый распространенный цвет одежды, окрасить березой или папоротником дешево и просто, только вот цвет будет линялый, серый, блеклый. С того же 12 века, с которого пошел вверх синий, в Европе стало заканчиваться царство зеленого цвета - по крайней мере в городах. в сельской местности крестьяне все еще ходили в серо-зеленом, а вот изумрудные города покончались и стали синими, красными, черными. Так и ад стал черным лишь в 13 веке, до того он был красным.



В разное время разные цвета были позорными и запретными. Позорных пять цветов: белый, черный, красный, зеленый и желтый. В разных ситуациях, для разной маркировки. Синий не был позорным ни в одном списке.



Не упоминался он и в предписаниях. То есть синий игнорировался, это не-цвет, невидимый цвет - который не считают цветом. А все значимые цвета использовались для того, чтобы обозначить некую группу явлений как опасную, позорную, рискованную.

Позорные цвета:
Белый и черный - цвета убогих и калек.
Красный - палачи и проститутки.
Желтый - еретики и евреи.
Зеленый - жонглеры, шуты и сумасшедшие. Причем зеленый как простонародный мог маркировать "сумасшедшего знатного": одевающийся в простонародную зеленую одежду знатный человек читается как сумасшедший, не вполне нормальный.

Интересно, какие еще цвета и сочетания цветов меняют значение, кажутся теперь неконтрастными или наоборот.



Можно не упоминать о психофизике. В разговоре о цветах легко переходят на технологии - откуда добываются красители, как их готовят, как закрепляют. Но есть и другая технология, технология послецвета, сейчас уже вовсе не мифическая - ясно, что разные цвета различно влияют на людей, меняют настроение, ритм, образ мыслей.



Цивилизация, прокрашенная определенным цветом или определенной палитрой, ведет себя совсем иначе, чем другая цивилизация с другой палитрой. Вот это совсем неизученная область, и здесь почти нечего сказать: колористическая стилистика истории не изучена.



А было бы интересно пройти по древним технологиям именно в аспекте цвета - что они могли давать, что реально давали (это совсем разные вещи; часто многое возможное не используется, а иногда бывает, что создается невозможное - когда цвет "читается" не так, как мы теперь привыкли его считывать). Короче, история цветов с точки зрения технологий - цветов красок по ткани, коже, металлу и пр., история цветных материалов - цвета древесины, металла, кожи - тоже очень интересна, как читается то, что мы видим в определенном колористической гамме.



Другая сторона дела - цветовое тело Земли, описание природных зон как цветных, по преобладающему цвету. Это совершенно закрытая область, за нее не берутся ни художники, ни естественники.



Нечто подобное делалось очень выборочно в рамках учения о ландшафте, но почти ничего не было сказано. Можно лишь сказать, что цветовое тело, понимаемое таким образом, выглядит очень небанально. Мало того, что надо бы описать его по сезонам, с ходом времени.



Оно к тому же несимметрично. Говоря очень обобщенно и грубо, в старом свете преобладает гамма с малым количеством синего, это преимущественно красные и желтые оттенки, а в Новом свете - напротив, один из самых заметных цветов - синий.



Объяснять, как это можно увидеть - достаточно хлопотное занятие, но некоторые художники это ловили.



Далее, цветность нарастает к северу, правда, видно это лишь в краткий сезон цветения тундры. К югу цветность падает, что особенно видно по лесам белых стволов, по деревьям с белой корой. Цветность проявляется единой палитрой - от окраски цветков до преимущественной окраски дневных бабочек. - Но вся эта живая цветность путным образом не описана, поскольку никто не рассматривал цвета живых существ как значимый признак, на который стоит обращать внимание.



И все же можно себе представить это асимметрично окрашенное цветовое тело Земли - конечно, с учетом симметрии, которая складывается из общих природных зон, из того, что в географии называли идеальным материком - асимметрия цвета как бы просвечивает сквозь симметрию этого географического тела с закономерными зонами, расцветающими и угасающими сезон за сезоном.





Немного статей по теме:

Дэвид Хокни : Секретное знание.
Солнце "сильно" красного цвета.
Люди не видели синий цвет до недавнего времени.
Все цвета спектра.
Калиброванные глаза для вас, дальтоники!
Ну и на последок Вызов цвета.
Tags: Интересное, Мироустройство, Мнение
Subscribe

  • Как устроена «машина времени»?

    Мало кто понимает, что река времени течёт не из прошлого в будущее, а вовсе даже из будущего в прошлое. Будущее максимально неопределённо, прошлое…

  • Что такое война?

    Тоже мне вопрос, - скажете вы. - Война это война. Это даже и дураку понятно. Но оставим бедного дурака в покое, и пока он там своими дурацкими…

  • Бессмертие

    Бессмертие — это способность прошлого плодотворно действовать в настоящем. /JOHANN PETER ECKERMANN | GESPRÄCHE MIT GOETHE IN DEN LETZTEN…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments