- Знаете, - заговорил он внезапно, - вы, психологи, должны объяснить нам, откуда берутся идеи. Откуда приходят идеи - изнутри человека или снаружи?
Этот вопрос задаёт один из героев фантастического рассказа Раймонда Джоунса "Уровень шума". Рассказ написан в далёком пятьдесят втором году, но и в наше время не утратил актуальность метод поиска технических решений, описанный в нём.
Что же ответил психолог? Позволю себе большую, очень большую цитату из рассказа. Мне лучше не сказать:
***
Откуда приходят оригинальные мысли? Возьми, например, сложные уравнения гравитационного потока в искривленном пространстве, которые вы вывели за несколько дней. Почему ты не сделал этого десять лет назад? Почему никто другой не сделал этого давным-давно? Почему это сделал ты, а не кто-нибудь другой?
Тебе известна теория передачи информации. Ты знаешь, что любую информацию можно записать кодом, состоящим из импульсов. Например, сложную фотографию можно закодировать в виде точек. Можно использовать код из точек и тире, можно использовать промежутки времени между импульсами, можно использовать амплитуду импульсов - словом, тысячи различных факторов и их комбинаций. Но любую информацию можно выразить как определенную последовательность импульсов.
Одна из таких последовательностей импульсов будет гласить: "Любое тело во вселенной притягивает другое тело во вселенной", другая - "Секрет бессмертия состоит...", а третья - "Гравитация сама по себе является результатом воздействия... И она может быть нейтрализована посредством..."
Любой ответ на любой вопрос может быть выражен в виде определенной последовательности импульсов, в котором взаимосвязь между импульсами представляет собой закодированное изложение информации. Но согласно определению чистый шум является беспорядочным чередованием импульсов, он содержит импульсы во всех возможных сочетаниях и связях. Следовательно, любое несущее информацию сообщение относится к особому подклассу класса "шум".
Чистый шум, следовательно, включает в себя все возможные сообщения, всю возможную информацию. Отсюда следует вывод: в чистом шуме или, что то же самое, в чистой вероятности заключено все знание!
Но это не просто упражнение в схоластической логике. Это признание того положения, что все можно узнать, можно постичь.
- Постой! - воскликнул Март. - Должны же быть какие-то пределы действия этой теории!
- Почему? Разве логика моих рассуждений о шуме и информации не верна?
- Черт возьми, я не знаю. Звучит неплохо. Она верна, конечно, но, собственно говоря, какое отношение она имеет к умственной деятельности человека и проекту "Левитации"?
- Точно я не могу ответить на этот вопрос пока. Мне кажется, что в мозгу человека должен быть механизм, который является не чем иным, как генератором чистого шума, источником беспорядочных импульсов, чистого шума, в котором кроется все знание. Где-то рядом должен быть другой механизм, который фильтрует этот беспорядочный шум или управляет его генерированием таким образом, что через этот фильтр могут проходить лишь сообщения, имеющие смысловое значение. Очевидно, этот фильтр можно регулировать так, чтобы он отсеивал все то, что мы определяем как шум.
Мы постепенно взрослеем, и, по мере того как мы учимся в школе и получаем образование, в наших фильтрах шума появляются ограничительные уровни, которые пропускают лишь ничтожную часть сведений, приходящих из внешнего мира и из нашего воображения. Факты окружающего мира отвергаются, если они не подходят к установленным уровням. Творческое воображение суживается. Фильтр работает слишком хорошо!
- И ваш проект, - сказал Март, - эти материалы о вавилонской мистике, астрологии и прочая чепуха...
- Вся схема была рассчитана на то, чтобы вызвать как можно больше шума, - ответил Бэрк.
***
Да, ответ интересный. И не стоит отбрасывать его огульно. Возьмём, к примеру, радиоприёмник. Если в нём испортится узел настройки, позволяющий выбрать нужную частоту, мы услышим шум. Тот шум, в который сольётся работа всех передатчиков. Этот шум несёт в себе информацию всех радиостанций сразу. Восстановим узел настройки, а он является не чем иным, как фильтром, и мы услышим то радио, которое хотим. От остальных радиоголосов нас отрезал фильтр. Он отсёк всё лишнее.
Точно так же, как сделал это Огюст Роден, вслед за Микеланджело.
«Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее».
(С) Огюст Роден
«И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит».
(С) Микеланджело
Таким образом, глыба мрамора таит в избытке мысли и идеи. А скульптура – это то, что получилось из неё после правильной фильтрации рукой мастера, послушной рассудку.
А картины? Если смешать в большом количестве все-все краски, какой цвет мы получим? Чёрный. Вы вспомнили Казимира Малевича? Фрагментом его полотна «Черный квадрат» я и украсил этот пост. Там, в самом верху. Если вы посмотрели, время уже начало накладывать на него свои фильтры. Неправильные, правда.
Если же наложить правильные фильтры, в «Черном квадрате» можно увидеть и «Мону Лизу», и «Девятый вал», и «Девушку с жемчужной серёжкой», и любой другой шедевр мировой живописи. А иначе, зачем ему висеть в музеях? Всё дело в фильтрах!
Ну а мы ещё раз вернёмся к рассказу Раймонда Джоунса:
«Метод сработал, он будет действенным всегда. Все, что необходимо сделать - это избавиться от лишнего груза предрассудков, от окаменевшего мусора в голове, изменить произвольную настройку ваших умственных фильтров в отношении других вещей, которые вам всегда хотелось сделать, и тогда удастся найти нужный ответ на любую проблему, какую вы только пожелаете исследовать».
Journal information