evan_gcrm (evan_gcrm) wrote,
evan_gcrm
evan_gcrm

Category:

Архетип «Заботливый»: кнопка отмены несчастий

Оригинал взят у dreamer_m


Архетипы, времена и нравы:
Архетип «Свой Парень»: башмачки и волшебные слова
Архетип «Шут»: губитель царей

Сказка знает два основных способа занять своего Заботливого персонажа квестами.

Первый состоит в том, что у Заботливого в начале истории пропадает ценный близкий или даже все сразу. Его забрала Баба-Яга или Хозяйка Медной Горы. Его тролли утащили после того, как главная героиня провалила романтический квест (и спрыгнула таким образом вперёд-вниз, в Заботливые). Их всех увёл в полон турецкий король Бахмет. Вот при таком стартовом раскладе Заботливый и производит своё главное действие: идёт в дальнее путешествие, возвращать близких. Где-то там, куда они пропали, наверняка есть кнопка отмены неприятностей, и когда он её нажмёт - всё станет обратно как было.


На пути к пропавшему ближнему Заботливого ждут иногда препятствия, иногда помощь. Препятствия фольклорный Заботливый на пути к чудесной кнопке чаще обходит с осторожностью Авдотьи Рязаночки, а вот в современной авторской сказке Геральт, идущий спасать Цири, может и просеку на своём пути сделать. Что до помощи, то Заботливый, в отличие от Своего Парня, редко покупает вечных помощников за грош или берёт их за жабры: чаще это простой обмен услуги на услугу (ооо, у нас первый договороспособный архетип! Оно развивается!). Иногда это просто согласие съесть кисельку, чтобы получить убежище, иногда – заковыристый квест побыть королевой на балу нечисти, иногда – попытка работа за похвалу от главзлодейки сюжета, как в «Двух Клёнах».

Но так или иначе, в счастливом конце сказки Заботливый со своими подопечными в обнимку оказывается в безопасном месте, обычно дома. Смотрите, чем примечателен этот сказочный сюжет: любые, абсолютно любые неприятности он представляет как уход близкого, как его физическое отдаление - причём обычно к кому-то недоброму. Болезнь или смерть - это такой же уход, только в царство кащеево. Это не в рабочий проект ближний с головой ушёл и никого не слышит - это его Хозяйка горы к себе утащила. Или Снежная Королева. И решаются все подобные ситуации недоступности одним способом: подбежать, ухватить и приволочь обратно, в родную нору. Маргарита после бала просит, чтобы ей вернули Мастера - но ей в голову не приходит попросить, к примеру, его исцелить. Именно изнутри этой версии сказки люди, кучкующиеся на спасательских форумах, пишут «ушёл от нас» вместо «умер». Именно изнутри неё забрать человека из больницы домой важнее, чем вылечить; срочно вернуть ближнего из гостей домой важнее, чем устранить то, от чего именно домашнего он уже на вписке прячется. И, конечно, изнутри этой сказки ситуация, когда ближний не выбирает жить с родителями и вместе с партнёром куда-то уезжает, однозначно читается как «похитил злой гад». А выбор ближним другой компании для общения легко и непринуждённо превращается в «его сектанты охмурили».

Второй сказочный вариант квеста Заботливого - это взять себе в подопечные загонщика экспы или даже нескольких, вместе с которыми можно пойти вперёд, а в пути кормить, лечить и носить за ними сумочку с лембасом всю дорогу, периодически вызволяя их из лап недругов и расколдовывая. Так Сэм Гэмджи путешествует с Фродо до самого Ородруина и обратно; так Волкодав везёт кнесинку к жениху; так Хелот из Лангедока берёт под свою опёку поочерёдно изрядную часть персонажей книги, от Греттира с Алькасаром до Лохмора и Моргана Мэгана. Если брать фольклорную версию, то в ней такой Заботливый куда менее деятелен и куда больше ходит рядом с подопечным и повторяет предупреждения вроде «не пей из копытца, козлёночком станешь».
А когда ближний испортится безнадёжным образом, не исправимым ни дачей советов, ни забегом за ближним и его возвращением, персонажи в конкретно этом случае меняются ролями – и теперь козлёночек ходит возвращать утопленную Алёнушку из омута просьбами и описаниями своих бед, потому что без неё не выживет. По современным версиям видно смешение архетипов Героя и Заботливого в головах, по фольклорной - предпочитаемый стиль последних «в борьбе с опасностями». Страна Заботливых - всегда страна жалоб на жизнь и советов. Они общаются друг с другом и с потенциальными подопечными, делясь знаниями о всевозможных опасностях этого мира, но в первую очередь таких, которые обходятся одним и тем же набором предосторожностей вида «не ешь, не пей, не делай, не трогай, не суйся». Мир Заботливых полон вредного холестерина и ГМО, излучений от экранов и микроволновок, испорченной молодёжи и вредной информации. И если уж заботливого заклинило, то защитой близких от этих опасностей он и будет заниматься всё то время, пока близкие ещё никуда не пропали и пока их не надо возвращать. Но словами дело не ограничивается: изнутри этой версии сказки Заботливые вполне готовы, например, реально готовить для ближнего еду, помогать поддерживать чистоту, давать больным лекарства и так далее.

Как отличить такой «сопровождающий» вариант Заботливого в сказке от волшебных помощников, которые тоже бывают спутниками героя и тоже порой советы дают, и лечат его, а то и воскрешают? Очень просто: этот персонаж совершенно не волшебный, и по базе он всегда просто человек, максимум хоббит. С Заботливым-возвращателем в авторской сказке принцип иногда нарушается (ну да, ведьмак), но Заботливый-спутник советует только простые бытовые мудрости и делает только простые человеческие действия. Они - Нормальные Люди. Не невинно-нормальные, как Свои Парни, ни капли не сомневающиеся в этом своём нормальном статусе, а старательно-нормальные, доказывающие это своими действиями.

Чего НЕ может случиться в сказке с Заботливым? Двух равно ужасных вещей:
- Его подопечные не могут от сытости и стабильности ВДРУГ стать самостоятельными и благополучными, не могут начать выбраться из своих неприятностей сами и перестать нуждаться в заботе. Это - постэндшпиль самого счастливого конца сказки, но его-то как раз заботливым и не показывают. «Потому что родителям хочется, чтобы мы оставались детьмиии!»
- Его подопечные не могут испортиться окончательно - так, чтобы волшебная кнопка отмены проблем не работала совсем. «Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками; всё я сумею, всё смогу…». . Если всё-таки не смог и близкий умер - это провальный конец, и в рамках сюжета о заботливых в фольклоре и на эстраде его тоже обычно не показывают.
Любой из этих исходов неизбежно приводит главгероя в следующую сказку.




Tags: Мнение, Общество, Человеческий мир
Subscribe

  • Цивилизация – это мы

    «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания,…

  • Разгильдяйство

    В развитие темы: Человеческий вид мышления. ...почему так много зашоренных людей, уверенных в своей открытости, именно из программистов? Может…

  • Искусство легких касаний

    Ритмичные, медленные, нежные прикосновения, они действуют, как своего рода "социальный наркотик" – успокаивающий и доставляющий приятные ощущения…

promo evan_gcrm march 28, 2018 19:35 141
Buy for 30 tokens
Основополагающим элементом, основным двигателем всей жизни, является репликатор. Скопированная информация - это и есть «репликатор». На Земле первый репликатор довольно бесспорный - это гены, или информация, закодированная в молекулах ДНК. Точнее это первый репликатор, о котором мы знаем.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments