Архетипы, времена и нравы:
Архетип «Свой Парень»: башмачки и волшебные слова
Архетип «Шут»: губитель царей
Сказка знает два основных способа занять своего Заботливого персонажа квестами.
Первый состоит в том, что у Заботливого в начале истории пропадает ценный близкий или даже все сразу. Его забрала Баба-Яга или Хозяйка Медной Горы. Его тролли утащили после того, как главная героиня провалила романтический квест (и спрыгнула таким образом вперёд-вниз, в Заботливые). Их всех увёл в полон турецкий король Бахмет. Вот при таком стартовом раскладе Заботливый и производит своё главное действие: идёт в дальнее путешествие, возвращать близких. Где-то там, куда они пропали, наверняка есть кнопка отмены неприятностей, и когда он её нажмёт - всё станет обратно как было.
На пути к пропавшему ближнему Заботливого ждут иногда препятствия, иногда помощь. Препятствия фольклорный Заботливый на пути к чудесной кнопке чаще обходит с осторожностью Авдотьи Рязаночки, а вот в современной авторской сказке Геральт, идущий спасать Цири, может и просеку на своём пути сделать. Что до помощи, то Заботливый, в отличие от Своего Парня, редко покупает вечных помощников за грош или берёт их за жабры: чаще это простой обмен услуги на услугу (ооо, у нас первый договороспособный архетип! Оно развивается!). Иногда это просто согласие съесть кисельку, чтобы получить убежище, иногда – заковыристый квест побыть королевой на балу нечисти, иногда – попытка работа за похвалу от главзлодейки сюжета, как в «Двух Клёнах».
Но так или иначе, в счастливом конце сказки Заботливый со своими подопечными в обнимку оказывается в безопасном месте, обычно дома. Смотрите, чем примечателен этот сказочный сюжет: любые, абсолютно любые неприятности он представляет как уход близкого, как его физическое отдаление - причём обычно к кому-то недоброму. Болезнь или смерть - это такой же уход, только в царство кащеево. Это не в рабочий проект ближний с головой ушёл и никого не слышит - это его Хозяйка горы к себе утащила. Или Снежная Королева. И решаются все подобные ситуации недоступности одним способом: подбежать, ухватить и приволочь обратно, в родную нору. Маргарита после бала просит, чтобы ей вернули Мастера - но ей в голову не приходит попросить, к примеру, его исцелить. Именно изнутри этой версии сказки люди, кучкующиеся на спасательских форумах, пишут «ушёл от нас» вместо «умер». Именно изнутри неё забрать человека из больницы домой важнее, чем вылечить; срочно вернуть ближнего из гостей домой важнее, чем устранить то, от чего именно домашнего он уже на вписке прячется. И, конечно, изнутри этой сказки ситуация, когда ближний не выбирает жить с родителями и вместе с партнёром куда-то уезжает, однозначно читается как «похитил злой гад». А выбор ближним другой компании для общения легко и непринуждённо превращается в «его сектанты охмурили».
Второй сказочный вариант квеста Заботливого - это взять себе в подопечные загонщика экспы или даже нескольких, вместе с которыми можно пойти вперёд, а в пути кормить, лечить и носить за ними сумочку с лембасом всю дорогу, периодически вызволяя их из лап недругов и расколдовывая. Так Сэм Гэмджи путешествует с Фродо до самого Ородруина и обратно; так Волкодав везёт кнесинку к жениху; так Хелот из Лангедока берёт под свою опёку поочерёдно изрядную часть персонажей книги, от Греттира с Алькасаром до Лохмора и Моргана Мэгана. Если брать фольклорную версию, то в ней такой Заботливый куда менее деятелен и куда больше ходит рядом с подопечным и повторяет предупреждения вроде «не пей из копытца, козлёночком станешь».
А когда ближний испортится безнадёжным образом, не исправимым ни дачей советов, ни забегом за ближним и его возвращением, персонажи в конкретно этом случае меняются ролями – и теперь козлёночек ходит возвращать утопленную Алёнушку из омута просьбами и описаниями своих бед, потому что без неё не выживет. По современным версиям видно смешение архетипов Героя и Заботливого в головах, по фольклорной - предпочитаемый стиль последних «в борьбе с опасностями». Страна Заботливых - всегда страна жалоб на жизнь и советов. Они общаются друг с другом и с потенциальными подопечными, делясь знаниями о всевозможных опасностях этого мира, но в первую очередь таких, которые обходятся одним и тем же набором предосторожностей вида «не ешь, не пей, не делай, не трогай, не суйся». Мир Заботливых полон вредного холестерина и ГМО, излучений от экранов и микроволновок, испорченной молодёжи и вредной информации. И если уж заботливого заклинило, то защитой близких от этих опасностей он и будет заниматься всё то время, пока близкие ещё никуда не пропали и пока их не надо возвращать. Но словами дело не ограничивается: изнутри этой версии сказки Заботливые вполне готовы, например, реально готовить для ближнего еду, помогать поддерживать чистоту, давать больным лекарства и так далее.
Как отличить такой «сопровождающий» вариант Заботливого в сказке от волшебных помощников, которые тоже бывают спутниками героя и тоже порой советы дают, и лечат его, а то и воскрешают? Очень просто: этот персонаж совершенно не волшебный, и по базе он всегда просто человек, максимум хоббит. С Заботливым-возвращателем в авторской сказке принцип иногда нарушается (ну да, ведьмак), но Заботливый-спутник советует только простые бытовые мудрости и делает только простые человеческие действия. Они - Нормальные Люди. Не невинно-нормальные, как Свои Парни, ни капли не сомневающиеся в этом своём нормальном статусе, а старательно-нормальные, доказывающие это своими действиями.
Чего НЕ может случиться в сказке с Заботливым? Двух равно ужасных вещей:
- Его подопечные не могут от сытости и стабильности ВДРУГ стать самостоятельными и благополучными, не могут начать выбраться из своих неприятностей сами и перестать нуждаться в заботе. Это - постэндшпиль самого счастливого конца сказки, но его-то как раз заботливым и не показывают. «Потому что родителям хочется, чтобы мы оставались детьмиии!»
- Его подопечные не могут испортиться окончательно - так, чтобы волшебная кнопка отмены проблем не работала совсем. «Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками; всё я сумею, всё смогу…». . Если всё-таки не смог и близкий умер - это провальный конец, и в рамках сюжета о заботливых в фольклоре и на эстраде его тоже обычно не показывают.
Любой из этих исходов неизбежно приводит главгероя в следующую сказку.
Journal information